Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Реставрация Спасской церкви: какие тайны хранит памятник архитектуры

Тюменские реставраторы нашли под слоями краски живопись

Слушать новость
Реставрация Спасской церкви: какие тайны хранит памятник архитектуры. Тюменские реставраторы нашли под слоями краски живопись.

В Тюмени идут реставрационные работы в церкви Спаса. За время работ обнаружено несколько уникальных находок. В мае 2020 года в подвале северного придела нашли, как позже будет доказано учеными РАН, склеп мецената Андрея Текутьева . В центральной части храма под слоем штукатурки – живопись. В начале XX века кто-то рисковал жизнью, чтобы сохранить эти фрески для потомков. Северный придел храма стал загадкой для строителей. Расскажем обо всем подробнее.

Церковь Спаса уникальна из-за сохранившейся в ней оригинальной живописи. Храм, который долгое время использовался как архив, в советское время перепланировали. Поставили перегородки, под нужды архива стены заставили стеллажами и полками.

– Из-за интерьерных изменений проектировщики не смогли прозондировать стены. Но когда начали реставрационные работы, под слоями краски проявилась живопись. Ее находили и в центральной части, и в северном приделе, где она сохранилась почти полностью , – рассказал корреспонденту «Тюменской области сегодня» главный инженер подрядной организации «Дизайн-2000» Евгений Давыдов.

Фото Сергея Куликова

Спрятали от посторонних глаз

Примечателен факт, что живопись в Спасской церкви была спрятана.

Как мы знаем, после революции иконы безжалостно разрубали, фрески счищали, сбивали со стен. В Троицком соборе, например, купола и стены были покрыты следами от пуль. Нужно иметь огромную смелость, чтобы в это время пойти на такой шаг. Когда понимаешь, что люди рисковали жизнью, дух захватывает, – говорит председатель комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области Анна Базилева.

Чтобы сохранить живопись, стены закрыли крафтовой бумагой на два слоя, замазали сверху клейстером. Потом стены зашпаклевали и покрыли краской, где-то забелили , – добавляет инженер.

Реставраторы сначала переживали, что покрытие пристало к стенам намертво и будет сложно снять его, не повредив изображения. На удивление оно легко смылось водой. Консервацию выполнил знающий человек, профессионал. Кроме того, он действовал не в одиночку. И сам объем работ, и высота, на которой пришлось потрудиться, значительны.

В какое время законсервировали живопись, точно неизвестно. Но судя по материалам, которые использовались, это случилось в ранний советский период. Евгений Давыдов объяснил тонкости проведенной работы.

Когда штукатурка вместе с живописью отслаивается, ее собирают, как пазлы, и приклеивают. Сверлится отверстие, в него закачивается казеиновый клей. Чтобы прижать отходящие части, используют клямеры. Сейчас их называют дюбелями с шайбой. В Спасской церкви клямеры латунные. Такие делали до революции, – сообщил он.

Фото Сергея Куликова

Живопись в церкви – это не только фрески, но и фоны, и мраморовки.

Мы не имеем права внести в интерьер церкви ни малейшего изменения. После завершения работ храм будет выглядеть так же, как на стыке 19 и 20 веков, – делится Евгений Валерьевич.

Обнаруженная при реставрации живопись будет детально описана, в рамках научных исследований уточнят предмет охраны храма.

Фото Сергея Куликова

Станет, как прежде

По словам Анны Базилевой, всю живопись освежат, а там, где она утрачена, напишут вновь. Что будет добавлено, пока неизвестно. Когда строительные работы в храме закончат, за дело возьмутся ученые, иконописцы и художники. Они определят стиль письма, его идею, библейское повествование, восстановят и дополнят роспись по иконописным канонам.

К январю реставраторы расчистили уже 95 процентов изображений. Идет докомпоновка и домазка – выравнивание под нанесение свежей краски. Живопись покрывают специальным защитным составом. Живописцы возьмутся за дело не раньше, чем через год. Это время нужно, чтобы состав впитался и закрепил фрески.

Загадки строительства

Евгений Давыдов отмечает, что церковь Спаса – особенная и по содержанию строительных работ. Он удивлен, что в северном приделе храма используется бетон. Во-первых, в то время этот материал стоил огромных денег. Во-вторых, все знают, что заливка бетона должна идти непрерывно. Как вымешивали такое количество бетона, непонятно.

Во время работ в центральной части нашли металлическую ступеньку лестницы, которая сохранилась с первой постройки церкви. На одной из лестниц под штукатуркой оказалась потайная дверь. Она ведет со второго этажа на колокольню. По внешнему виду эту дверь можно смело отнести к дореволюционному периоду. Реставраторы зашкурят, покрасят ее и оставят в неизменном виде как наглядное свидетельство ее древности.

На некоторое время в связи с обнаружением склепа Андрея Текутьева многие работы приостановили. На месте склепа должны были пролегать инженерные коммуникации. Но проекту, который составили перед началом реставрации, не суждено реализоваться в полной мере. Склеп мецената оставят свободным от инженерных сетей, оборудование перенесут.

Фото Сергея Куликова

Когда новый проект согласуют, работы продолжат. Но уже сейчас сделано немало. Под куполом центральной части демонтировали композицию, нарисованную по деревянным доскам, так же поступили с лепным карнизом. После восстановления и доски, и карниз установят на место. Провели реставрацию кирпичной кладки. Например, на входе срублена четверть проема. Чтобы восстановить первозданный вид, ее заложили кирпичом. Убрали все перекрытия, которые нагородили в советский период. Заменили главки и купола. В верхней части храма много лепнины. Часть ее сохранилась полностью, другую пришлось докомпоновать. В теплые дни начнутся работы на крыше. На наружные стены нанесут реставрационную краску.

Общестроительные работы завершат до конца 2021 года и, возможно, церковь Спаса откроет тюменцам еще немало тайн.

Из истории

Спасская церковь – памятник архитектуры федерального значения. Он строился в два этапа. Центральную часть в камне возвели в 1794 году на месте прежней деревянной церкви. В начале XX века тюменский меценат Андрей Текутьев построил северный придел храма, где завещал себя похоронить. В конце 2019 года на объекте начались ремонтно-реставрационные работы. После них храм будет выглядеть так, каким был на момент постройки северного придела.

Смотреть фотогалерею восстановительных работ в церкви Спаса в Тюмени .

Читать также:

Новые подробности экспертизы останков Текутьева: ДНК-профиль не с чем было сравнить

Неравнодушные тюменцы могут присоединиться к поисковому отряду

В одном из тюменских микрорайонов произошло массовое ДТП

В Тюмени идут реставрационные работы в церкви Спаса. За время работ обнаружено несколько уникальных находок. В мае 2020 года в подвале северного придела нашли, как позже будет доказано учеными РАН, склеп мецената Андрея Текутьева . В центральной части храма под слоем штукатурки – живопись. В начале XX века кто-то рисковал жизнью, чтобы сохранить эти фрески для потомков. Северный придел храма стал загадкой для строителей. Расскажем обо всем подробнее.

Церковь Спаса уникальна из-за сохранившейся в ней оригинальной живописи. Храм, который долгое время использовался как архив, в советское время перепланировали. Поставили перегородки, под нужды архива стены заставили стеллажами и полками.

– Из-за интерьерных изменений проектировщики не смогли прозондировать стены. Но когда начали реставрационные работы, под слоями краски проявилась живопись. Ее находили и в центральной части, и в северном приделе, где она сохранилась почти полностью , – рассказал корреспонденту «Тюменской области сегодня» главный инженер подрядной организации «Дизайн-2000» Евгений Давыдов.

Фото Сергея Куликова

Спрятали от посторонних глаз

Примечателен факт, что живопись в Спасской церкви была спрятана.

Как мы знаем, после революции иконы безжалостно разрубали, фрески счищали, сбивали со стен. В Троицком соборе, например, купола и стены были покрыты следами от пуль. Нужно иметь огромную смелость, чтобы в это время пойти на такой шаг. Когда понимаешь, что люди рисковали жизнью, дух захватывает, – говорит председатель комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области Анна Базилева.

Чтобы сохранить живопись, стены закрыли крафтовой бумагой на два слоя, замазали сверху клейстером. Потом стены зашпаклевали и покрыли краской, где-то забелили , – добавляет инженер.

Реставраторы сначала переживали, что покрытие пристало к стенам намертво и будет сложно снять его, не повредив изображения. На удивление оно легко смылось водой. Консервацию выполнил знающий человек, профессионал. Кроме того, он действовал не в одиночку. И сам объем работ, и высота, на которой пришлось потрудиться, значительны.

В какое время законсервировали живопись, точно неизвестно. Но судя по материалам, которые использовались, это случилось в ранний советский период. Евгений Давыдов объяснил тонкости проведенной работы.

Когда штукатурка вместе с живописью отслаивается, ее собирают, как пазлы, и приклеивают. Сверлится отверстие, в него закачивается казеиновый клей. Чтобы прижать отходящие части, используют клямеры. Сейчас их называют дюбелями с шайбой. В Спасской церкви клямеры латунные. Такие делали до революции, – сообщил он.

Фото Сергея Куликова

Живопись в церкви – это не только фрески, но и фоны, и мраморовки.

Мы не имеем права внести в интерьер церкви ни малейшего изменения. После завершения работ храм будет выглядеть так же, как на стыке 19 и 20 веков, – делится Евгений Валерьевич.

Обнаруженная при реставрации живопись будет детально описана, в рамках научных исследований уточнят предмет охраны храма.

Фото Сергея Куликова

Станет, как прежде

По словам Анны Базилевой, всю живопись освежат, а там, где она утрачена, напишут вновь. Что будет добавлено, пока неизвестно. Когда строительные работы в храме закончат, за дело возьмутся ученые, иконописцы и художники. Они определят стиль письма, его идею, библейское повествование, восстановят и дополнят роспись по иконописным канонам.

К январю реставраторы расчистили уже 95 процентов изображений. Идет докомпоновка и домазка – выравнивание под нанесение свежей краски. Живопись покрывают специальным защитным составом. Живописцы возьмутся за дело не раньше, чем через год. Это время нужно, чтобы состав впитался и закрепил фрески.

Загадки строительства

Евгений Давыдов отмечает, что церковь Спаса – особенная и по содержанию строительных работ. Он удивлен, что в северном приделе храма используется бетон. Во-первых, в то время этот материал стоил огромных денег. Во-вторых, все знают, что заливка бетона должна идти непрерывно. Как вымешивали такое количество бетона, непонятно.

Во время работ в центральной части нашли металлическую ступеньку лестницы, которая сохранилась с первой постройки церкви. На одной из лестниц под штукатуркой оказалась потайная дверь. Она ведет со второго этажа на колокольню. По внешнему виду эту дверь можно смело отнести к дореволюционному периоду. Реставраторы зашкурят, покрасят ее и оставят в неизменном виде как наглядное свидетельство ее древности.

На некоторое время в связи с обнаружением склепа Андрея Текутьева многие работы приостановили. На месте склепа должны были пролегать инженерные коммуникации. Но проекту, который составили перед началом реставрации, не суждено реализоваться в полной мере. Склеп мецената оставят свободным от инженерных сетей, оборудование перенесут.

Фото Сергея Куликова

Когда новый проект согласуют, работы продолжат. Но уже сейчас сделано немало. Под куполом центральной части демонтировали композицию, нарисованную по деревянным доскам, так же поступили с лепным карнизом. После восстановления и доски, и карниз установят на место. Провели реставрацию кирпичной кладки. Например, на входе срублена четверть проема. Чтобы восстановить первозданный вид, ее заложили кирпичом. Убрали все перекрытия, которые нагородили в советский период. Заменили главки и купола. В верхней части храма много лепнины. Часть ее сохранилась полностью, другую пришлось докомпоновать. В теплые дни начнутся работы на крыше. На наружные стены нанесут реставрационную краску.

Общестроительные работы завершат до конца 2021 года и, возможно, церковь Спаса откроет тюменцам еще немало тайн.

Из истории

Спасская церковь – памятник архитектуры федерального значения. Он строился в два этапа. Центральную часть в камне возвели в 1794 году на месте прежней деревянной церкви. В начале XX века тюменский меценат Андрей Текутьев построил северный придел храма, где завещал себя похоронить. В конце 2019 года на объекте начались ремонтно-реставрационные работы. После них храм будет выглядеть так, каким был на момент постройки северного придела.

Смотреть фотогалерею восстановительных работ в церкви Спаса в Тюмени .

Читать также:

Новые подробности экспертизы останков Текутьева: ДНК-профиль не с чем было сравнить

Неравнодушные тюменцы могут присоединиться к поисковому отряду

В одном из тюменских микрорайонов произошло массовое ДТП