Как тюменцам в «черную пятницу» уберечь кошельки
Финансовые эксперты дали советы по экономии в большой день распродаж
Настал день, когда мир погрузился во всеобщую покупательскую истерию, продиктованную «черной пятницей» - днем невероятных скидок. Пока одни тюменцы считают, что это именно тот единственный шанс получить желаемое по невероятно низкой цене, другие видят здесь банальный маркетинговый ход, не более. Попробуем разобраться, кто из оппонентов прав и как действовать людям, чтобы поход по магазинам не сильно ударил по их кошельку.
От Америки и до Тюмени
Грандиозная распродажа по-американски докатилась и до Тюмени. Уже сегодня жителей региона ожидает невероятный шопинг. Воспользоваться возможностью купить товар со скидкой от 20-ти до 70-ти процентов, а по некоторым позициям и до 90 процентов, желают многие. Но прежде чем говорить о выгоде этой потребительской акции, совершим небольшой экскурс в историю.
Понятие «черная пятница», или Black Friday, родом из США. В маркетинговом контексте появилось оно в 50-х годах прошлого века в Филадельфии. В пятницу после Дня благодарения там проходили традиционные футбольные матчи. Это событие привлекало много людей – на дорогах образовывались пробки, а у магазинов выстраивались толпы покупателей. Не воспользоваться таким шансом продавцы не могли. Предприниматели в сфере розничной торговли стали завлекать людей скидками и акциями.
Со временем филадельфийский покупательский ажиотаж распространился на всю страну. Сегодня с «черной пятницы» в Америки стартует рождественский сезон распродаж. Магазины в этот день открываются около пяти утра, а некоторые крупные торговые сети и вовсе в полночь. Первым покупателям предлагаются серьезные скидки — от 50 до 80 процентов. Идя на эту уловку, покупатели создают невероятную давку. Часто погоня за тем или иным товаром приводит людей к травмам, порой дело доходит и до убийств. Фото Юрия Комолова
Не такая она и черная
Для россиян, в том числе и тюменцев, «черная пятница» не имеет такого значения, как для американцев. На это, по мнению экспертов в области финансов, есть несколько причин. Во-первых, у нас нет Дня благодарения, а вместо рождественских распродаж действуют акции к Новому году, который, к слову, отмечается на неделю позже католического Рождества.
- Потребительский ажиотаж у нас начинается позже, где-то 25 декабря. Год закрыли, перекрестились и отправились по магазинам. Кроме того, именно к новогодним праздникам традиционно работодатели выплачивают различные премии и бонусы. Получив материальное вознаграждение, люди идут за покупками, - пояснила финансовый эксперт проекта Finliberty Светлана Самойлова.
Да и наши распродажи, будь это «черная пятница» в ноябре или предновогодняя неделя скидок, сильно отличаются от заокеанских. Цены, конечно, сбрасывают, но несущественно. Порой делается это искусственно.
- Часто, прежде чем сбросить цену на тот или иной товар, продавец за неделю-две до дня распродажи накручивает его стоимость. В итоге получается, что скидки, по существу, нет. Просто товар опять вернулся к своей реальной стоимости. Это не те скидки, которые ожидаются от «черной пятницы», - считает эксперт.
Сегодня региональные магазины не могут дать покупателю хорошую скидку, тем не менее распродажи устраивают все. Причина – низкая покупательская способность. Из-за пандемии коронавируса у людей сократились доходы, но порадовать себя и семью все же хочется. И здесь главное -- не попасть в финансовый капкан.
- Люди отправляются в торговые центры, их встречают огромные красочные баннеры: «черная пятница», «распродажа – 70%». При этом торговцы не нарушают закон, действительно делают скидки на какие-то товары, но по факту ощутимой экономии для кошелька вы не испытаете. А порой и наоборот – люди, как под гипнозом, начинают вскрывать свои кредитки и загонять себя в экономическую яму. Мой совет: в эти дни не идти на поводу у рекламы. Пересидите дома эту пятницу. Год у нас выдался непростой. А скидки и без «черной пятницы» будут, - посоветовала Светлана Самойлова.
Фото Юрия Комолова
Шопинг на кончиках пальцев
Но не только торговые центры заманивают тюменцев скидками от «черной пятницы». Многие покупатели ушли в Интернет. Конечно, совершать шопинг, используя при этом лишь кончики пальцев и банковский счет, удобно и безопасно. Но, по мнению Светланы Самойловой, и в этом случае нас ждут хитрые маркетинговые уловки.
- В онлайн-торговле ситуация аналогичная. Могу даже поделиться личным опытом. В одну из «пятниц» я выбрала детское кресло для своего ребенка, причем с очень хорошей скидкой. Но ради интереса все же решила сравнить цены у интернет-продавца и в обычном магазине. Оказалось, стоимость в реальном магазине гораздо ниже даже без «ошеломительной» скидки, - привела пример финэксперт.
Однако винить в корысти продавцов неправильно. Ведь наценка на товар у них не так уж и велика. Хорошие скидки, конечно, делают, но в более дорогом сегменте, где, собственно, накрутка больше. Принцип маркетинга «зарабатывай на дорогих вещах» действует всегда.
Не стоит ждать «черную пятницу», ведь вслед за ней придет «киберпонедельник» или еще какой-либо маркетинговый трюк. Проблема наших граждан, по мнению специалистов в области личных финансов, заключается в том, что людям лень мониторить цены.
Инструкция от эксперта: «Как не переплатить за нужную вещь»
У наших людей есть одна большая проблема: сначала купить, а потом думать и жалеть. Поэтому определитесь, что именно вам нужно. Допустим, телевизор. Сразу выберите марку и модель. Рассмотрите три варианта, изучите их характеристики и определите среднюю стоимость. После этого мониторьте сайты и магазины цены. Затем только покупайте.
Не забывайте, многие магазины электроники предоставляют хорошие скидки в обмен на старую технику. Учитывайте это при выборе.
Читайте также: