Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Тюменский психолог поделился советами с родителями первоклассников

15.09.2020
15:47
Тюменский психолог поделился советами с родителями первоклассников. Первые 2-3 недели - самые сложные. Школьники Тюмени завершили свою первую учебную неделю. Настраиваться на занятия после долгих летних каникул всегда тяжелая задача, но особенно нелегко сейчас приходится первоклассникам и их родителям. Для них школа – это новый этап, вызывающий много вопросов. На некоторые из них постарался ответить детский психолог Кирилл Рейт. Поступление в школу - стресс Первые 2-3 недели - самые сложные для первоклассников. В этот период происходит их адаптация к новому режиму дня, нагрузкам, требованиям и коллективу. У разных детей она проходит по-разному: некоторые ребята более утомляемы, тогда у них случается психоэмоциональный стресс, который выражается в головных болях, усталости, ослаблении иммунитета, проблемах со сном; другие более активные и неусидчивые, у них на первый план выходят сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость и моторная неловкость. В этих случаях тактика поведения родителей будет примерно одинакова: организация режима дня, который будет включать в себя прогулки, физические нагрузки, полноценный ночной сон и дневной (по желанию), сбалансированное питание, спокойная обстановка дома, интеллектуальные игры для развития внимания. Как реагировать на первые трудности в учебе? На консультацию иногда приходят родители, которые «живут» в соответствии с правилом «ошибаться нельзя» или «надо всегда быть первым». Конечно, эти правила скрыты в подсознании, но они безусловно влияют на отношение ребенка к неудачам, поскольку эти установки являются частью семейной истории. С этим нужно работать. Если первоклассник сталкивается с трудностями, важно не заострять на этом внимание, а для начала убедить его, что семья – самое безопасное место и ребенка любят не за успехи в школе, а просто потому, что он есть. Как ребенку влиться в новый коллектив? На примере сказок, героев из мультфильмов можно объяснить первоклашке, как подружиться с тем, кто вызывает симпатию. Важно рассуждать о качествах, которыми обладает настоящий друг, побуждать ребенка к совместным играм со сверстниками и участвовать в этих играх самому. Командные виды спорта лучше всего помогают формированию навыков взаимодействия и развивают уверенность. Главное - доверие Вместо первого вопроса «Что ты получил сегодня?» в Интернете существует подборка более интересных: «Какое в школе самое веселое место?», «Самый интересный факт сегодня?» и так далее. Они помогают наладить контакт со школьником и формировать живой интерес к школьной жизни. Еще родителям следует рассказывать о том, как прошел их собственный день, с какими трудностями столкнулись они и как их преодолели. Домашнее задание - не ад При трудностях с выполнением домашнего задания следует находить моменты для похвалы ребенка, например: «Эту букву сегодня ты написал гораздо лучше, чем вчера». Не нужно отказывать в помощи первоклашке, если он просит, но она должна быть дозированной! Если «нервы не выдерживают», то лучше обратиться за помощью к близким или взять небольшой тайм-аут. Нужно хвалить Хвалить стоит и за намерения, и за результат. Важно формировать целеустремленность ребенка, но не перегибать палку, заставляя, например, переписывать одно и то же по несколько раз. Всегда стоит помнить о том, что письмо, чтение, счет, усидчивость и прочее – это навык, который формируется со временем и разными способами, в том числе и через игру. Эти навыки можно подкреплять разными способами: организацией мероприятия в конце недели и/или маленькими ежедневными поощрениями. Можно ли вдохновить школьника на учебу? Внутренняя мотивация формируется годами. Дети могут до конца второго класса привыкать к требованиям в школе, но так и не привыкнуть. Однако внутренняя мотивация формируется и обходным путем: когда у ребенка есть успехи в других сферах, например, в кружках и секциях или если он читает взахлеб, тогда и учение становится более простым, интересным и «не страшным». Ну и разумеется, собственный пример родителей здесь тоже играет не последнюю роль. Как правильно провести воспитательную беседу? Важно не терять контакт с вашим чадом, показывать его значимость для вас. Часто дети в ситуациях, когда их призывают к ответу, чувствуют себя нелюбимыми и могут начать бунтовать. Необходимо узнать потребности ребенка (он пытался себя защитить или хотел признания и принятия) и уже вместе с ним решить, какой выход из ситуации является приемлемым. Если ребенок «косячит», не следует откладывать разговоры в долгий ящик. В семье должно быть всегда два полицейских: добрый и злой. Второй наказывает, а первый сочувствует первокласснику и объясняет, почему наказал второй. Стоит ли сравнивать своего ребенка с другими детьми? Сравнение с другими снижает самооценку вашего чада, обесценивает его умения. В этом месте у него часто возникает чувство вины и стыда. Переживание себя как худшего вряд ли поспособствует стать ребенку лучше. Поэтому лучше сравнивать его с ним же самим. Поддерживать нужно всегда Нужно объяснить ребенку про его собственный опыт – не все сразу, важно ещё потренироваться. Можно помочь ему посмотреть на себя по-новому, попросив назвать пять дел, которые он делает лучше всех. Он также может разделить ответственность с родителями – чем они могут помочь, чтобы у него получалось лучше.
Первые 2-3 недели - самые сложные
Детский психолог Кирилл Рейт II Фото предоставлено Кириллом Рейтом

Школьники Тюмени завершили свою первую учебную неделю. Настраиваться на занятия после долгих летних каникул всегда тяжелая задача, но особенно нелегко сейчас приходится первоклассникам и их родителям. Для них школа – это новый этап, вызывающий много вопросов. На некоторые из них постарался ответить детский психолог Кирилл Рейт.

Поступление в школу - стресс

Первые 2-3 недели - самые сложные для первоклассников. В этот период происходит их адаптация к новому режиму дня, нагрузкам, требованиям и коллективу. У разных детей она проходит по-разному: некоторые ребята более утомляемы, тогда у них случается психоэмоциональный стресс, который выражается в головных болях, усталости, ослаблении иммунитета, проблемах со сном; другие более активные и неусидчивые, у них на первый план выходят сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость и моторная неловкость. В этих случаях тактика поведения родителей будет примерно одинакова: организация режима дня, который будет включать в себя прогулки, физические нагрузки, полноценный ночной сон и дневной (по желанию), сбалансированное питание, спокойная обстановка дома, интеллектуальные игры для развития внимания.

Как реагировать на первые трудности в учебе?

На консультацию иногда приходят родители, которые «живут» в соответствии с правилом «ошибаться нельзя» или «надо всегда быть первым». Конечно, эти правила скрыты в подсознании, но они безусловно влияют на отношение ребенка к неудачам, поскольку эти установки являются частью семейной истории. С этим нужно работать. Если первоклассник сталкивается с трудностями, важно не заострять на этом внимание, а для начала убедить его, что семья – самое безопасное место и ребенка любят не за успехи в школе, а просто потому, что он есть.

Как ребенку влиться в новый коллектив?

На примере сказок, героев из мультфильмов можно объяснить первоклашке, как подружиться с тем, кто вызывает симпатию. Важно рассуждать о качествах, которыми обладает настоящий друг, побуждать ребенка к совместным играм со сверстниками и участвовать в этих играх самому. Командные виды спорта лучше всего помогают формированию навыков взаимодействия и развивают уверенность.

Главное - доверие

Вместо первого вопроса «Что ты получил сегодня?» в Интернете существует подборка более интересных: «Какое в школе самое веселое место?», «Самый интересный факт сегодня?» и так далее. Они помогают наладить контакт со школьником и формировать живой интерес к школьной жизни. Еще родителям следует рассказывать о том, как прошел их собственный день, с какими трудностями столкнулись они и как их преодолели.

Домашнее задание - не ад

При трудностях с выполнением домашнего задания следует находить моменты для похвалы ребенка, например: «Эту букву сегодня ты написал гораздо лучше, чем вчера». Не нужно отказывать в помощи первоклашке, если он просит, но она должна быть дозированной! Если «нервы не выдерживают», то лучше обратиться за помощью к близким или взять небольшой тайм-аут.

Нужно хвалить

Хвалить стоит и за намерения, и за результат. Важно формировать целеустремленность ребенка, но не перегибать палку, заставляя, например, переписывать одно и то же по несколько раз. Всегда стоит помнить о том, что письмо, чтение, счет, усидчивость и прочее – это навык, который формируется со временем и разными способами, в том числе и через игру. Эти навыки можно подкреплять разными способами: организацией мероприятия в конце недели и/или маленькими ежедневными поощрениями.

Можно ли вдохновить школьника на учебу?

Внутренняя мотивация формируется годами. Дети могут до конца второго класса привыкать к требованиям в школе, но так и не привыкнуть. Однако внутренняя мотивация формируется и обходным путем: когда у ребенка есть успехи в других сферах, например, в кружках и секциях или если он читает взахлеб, тогда и учение становится более простым, интересным и «не страшным». Ну и разумеется, собственный пример родителей здесь тоже играет не последнюю роль.

Как правильно провести воспитательную беседу?

Важно не терять контакт с вашим чадом, показывать его значимость для вас. Часто дети в ситуациях, когда их призывают к ответу, чувствуют себя нелюбимыми и могут начать бунтовать. Необходимо узнать потребности ребенка (он пытался себя защитить или хотел признания и принятия) и уже вместе с ним решить, какой выход из ситуации является приемлемым. Если ребенок «косячит», не следует откладывать разговоры в долгий ящик. В семье должно быть всегда два полицейских: добрый и злой. Второй наказывает, а первый сочувствует первокласснику и объясняет, почему наказал второй.

Стоит ли сравнивать своего ребенка с другими детьми?

Сравнение с другими снижает самооценку вашего чада, обесценивает его умения. В этом месте у него часто возникает чувство вины и стыда. Переживание себя как худшего вряд ли поспособствует стать ребенку лучше. Поэтому лучше сравнивать его с ним же самим.

Поддерживать нужно всегда

Нужно объяснить ребенку про его собственный опыт – не все сразу, важно ещё потренироваться. Можно помочь ему посмотреть на себя по-новому, попросив назвать пять дел, которые он делает лучше всех.

Он также может разделить ответственность с родителями – чем они могут помочь, чтобы у него получалось лучше.

Читайте также:

Тюменские поисковики проведут онлайн-экскурсию

В Тюмени кондуктор хотела высадить из автобуса девочку без маски

449Просмотров

Читать далее
Мероприятие состоится с соблюдением всех мер безопасности
Пропуском на следующий уровень служит количество необходимых баллов
Об особенностях питьевого режима напомнил областной Роспотребнадзор
Главные интеллектуальные состязания пройдут по 24 предметам
Самый популярный предмет как среди учеников, так и среди преподавателей - математика
ТюмГУ развивает образование и науку, формирует новую экономику региона
Губернатор Тюменской области посвятил этой теме пост в соцсетях