Тюменский психолог поделился советами с родителями первоклассников
Первые 2-3 недели - самые сложные
Школьники Тюмени завершили свою первую учебную неделю. Настраиваться на занятия после долгих летних каникул всегда тяжелая задача, но особенно нелегко сейчас приходится первоклассникам и их родителям. Для них школа – это новый этап, вызывающий много вопросов. На некоторые из них постарался ответить детский психолог Кирилл Рейт.
Поступление в школу - стресс
Первые 2-3 недели - самые сложные для первоклассников. В этот период происходит их адаптация к новому режиму дня, нагрузкам, требованиям и коллективу. У разных детей она проходит по-разному: некоторые ребята более утомляемы, тогда у них случается психоэмоциональный стресс, который выражается в головных болях, усталости, ослаблении иммунитета, проблемах со сном; другие более активные и неусидчивые, у них на первый план выходят сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость и моторная неловкость. В этих случаях тактика поведения родителей будет примерно одинакова: организация режима дня, который будет включать в себя прогулки, физические нагрузки, полноценный ночной сон и дневной (по желанию), сбалансированное питание, спокойная обстановка дома, интеллектуальные игры для развития внимания.
Как реагировать на первые трудности в учебе?
На консультацию иногда приходят родители, которые «живут» в соответствии с правилом «ошибаться нельзя» или «надо всегда быть первым». Конечно, эти правила скрыты в подсознании, но они безусловно влияют на отношение ребенка к неудачам, поскольку эти установки являются частью семейной истории. С этим нужно работать. Если первоклассник сталкивается с трудностями, важно не заострять на этом внимание, а для начала убедить его, что семья – самое безопасное место и ребенка любят не за успехи в школе, а просто потому, что он есть.
Как ребенку влиться в новый коллектив?
На примере сказок, героев из мультфильмов можно объяснить первоклашке, как подружиться с тем, кто вызывает симпатию. Важно рассуждать о качествах, которыми обладает настоящий друг, побуждать ребенка к совместным играм со сверстниками и участвовать в этих играх самому. Командные виды спорта лучше всего помогают формированию навыков взаимодействия и развивают уверенность.
Главное - доверие
Вместо первого вопроса «Что ты получил сегодня?» в Интернете существует подборка более интересных: «Какое в школе самое веселое место?», «Самый интересный факт сегодня?» и так далее. Они помогают наладить контакт со школьником и формировать живой интерес к школьной жизни. Еще родителям следует рассказывать о том, как прошел их собственный день, с какими трудностями столкнулись они и как их преодолели.
Домашнее задание - не ад
При трудностях с выполнением домашнего задания следует находить моменты для похвалы ребенка, например: «Эту букву сегодня ты написал гораздо лучше, чем вчера». Не нужно отказывать в помощи первоклашке, если он просит, но она должна быть дозированной! Если «нервы не выдерживают», то лучше обратиться за помощью к близким или взять небольшой тайм-аут.
Нужно хвалить
Хвалить стоит и за намерения, и за результат. Важно формировать целеустремленность ребенка, но не перегибать палку, заставляя, например, переписывать одно и то же по несколько раз. Всегда стоит помнить о том, что письмо, чтение, счет, усидчивость и прочее – это навык, который формируется со временем и разными способами, в том числе и через игру. Эти навыки можно подкреплять разными способами: организацией мероприятия в конце недели и/или маленькими ежедневными поощрениями.
Можно ли вдохновить школьника на учебу?
Внутренняя мотивация формируется годами. Дети могут до конца второго класса привыкать к требованиям в школе, но так и не привыкнуть. Однако внутренняя мотивация формируется и обходным путем: когда у ребенка есть успехи в других сферах, например, в кружках и секциях или если он читает взахлеб, тогда и учение становится более простым, интересным и «не страшным». Ну и разумеется, собственный пример родителей здесь тоже играет не последнюю роль.
Как правильно провести воспитательную беседу?
Важно не терять контакт с вашим чадом, показывать его значимость для вас. Часто дети в ситуациях, когда их призывают к ответу, чувствуют себя нелюбимыми и могут начать бунтовать. Необходимо узнать потребности ребенка (он пытался себя защитить или хотел признания и принятия) и уже вместе с ним решить, какой выход из ситуации является приемлемым. Если ребенок «косячит», не следует откладывать разговоры в долгий ящик. В семье должно быть всегда два полицейских: добрый и злой. Второй наказывает, а первый сочувствует первокласснику и объясняет, почему наказал второй.
Стоит ли сравнивать своего ребенка с другими детьми?
Сравнение с другими снижает самооценку вашего чада, обесценивает его умения. В этом месте у него часто возникает чувство вины и стыда. Переживание себя как худшего вряд ли поспособствует стать ребенку лучше. Поэтому лучше сравнивать его с ним же самим.
Поддерживать нужно всегда
Нужно объяснить ребенку про его собственный опыт – не все сразу, важно ещё потренироваться. Можно помочь ему посмотреть на себя по-новому, попросив назвать пять дел, которые он делает лучше всех.
Он также может разделить ответственность с родителями – чем они могут помочь, чтобы у него получалось лучше.
Читайте также:
Тюменские поисковики проведут онлайн-экскурсию
В Тюмени кондуктор хотела высадить из автобуса девочку без маски