Заводоуковский изобретатель мечтает о возвращении школы в село
Наш читатель рассказал о неудачном эксперименте, жертвами которого становятся деревенские дети.
Далее в сюжете: За событиями в регионе внимательно следят в Москве
Первым героем рубрики стал Геннадий Савватеевич Гилев. Он живет вместе с супругой в селе Тумашово Заводоуковского городского округа. Подписались на все выпуски газеты «Тюменская область сегодня», чтобы быть в курсе событий, которые происходят в регионе.
За плечами Геннадия Савватеевича и его жены Ирины Григорьевны – тысячи километров и десятки населенных пунктов, которые они объехали за годы добросовестной работы.
Геннадий Гилев был в числе первых выпускников современного индустриального университета. В 1967 году он окончил вуз по специальности "Технологии машиностроения". Всю свою жизнь посвятил изобретениям, работал в тюменском рыбном институте.
- У меня 12 запатентованных изобретений , - отметил Геннадий Савватеевич. – Самым полезным считаю устройство для зарыбления водоема. На берегу контейнер заполняли водой и мальками, авиаторы подлетали с контейнером на подвеске к нужной точке водоема и опускали конструкцию в воду. Контейнер автоматически открывался и опорожнялся: так в водоем попадали мальки. Уже потом пользу изобретения переняли и другие структуры: принцип работы контейнера адаптировали для тушения пожаров .
Конструкции Геннадия Гилева пользовались спросом: аэраторы покупали в Финляндии, а линия по инкубации икры личинок сиговых рыб вообще стала технологическим прорывом в советской рыбной промышленности. До внедрения изобретения в процессе инкубации икры сиговых задействовали 80 человек: нужно было отделить оболочки от личинок.
- Мы сделали автоматическую систему поддержания температуры для инкубации . Потом сконструировали систему отделения личинок от оболочки. И в смену уже работали не 80 человек, а лишь один специалист, которые следил за работой оборудования , - рассказал Геннадий Савватеевич.
Будучи главным конструктором проектов, Геннадий Гилев ежегодно участвовал в подготовке доклада министра рыбного хозяйства. В РСФСР за механизацию рыбной отрасли отвечал именно тюменский институт. А потому командировки в Москву перед всесоюзной конференцией были для Геннадия Савватеевича обычным делом. Много приходилось путешествовать и по Тюменской области, ведь невозможно изобрести полезную в деле конструкцию без тщательного изучения практики.
На пенсию Геннадий Гилев ушел в 1992 году. Потом бывшие коллеги звали на работу вновь, но Геннадий Савватеевич принял твердое решение сменить городской воздух на свежий, деревенский. Вернулся на свою малую родину, в деревню Тумашово под Заводоуковском, где когда-то жила его мать Варвара Филимоновна. Потом за ним уехала младшая дочь Людмила, которая после окончания института стала работать в деревенской школе учителем математики. Затем Тюмень покинула и жена Геннадия Савватеевича Ирина Григорьевна. Она тоже немало поездила по Тюменской области: сначала как молодой учитель по распределению, затем – как школьный инспектор облоно.
Вместе они построили два дома (первый сгорел в 1996 году), обзавелись хозяйством, еще долгое время преподавали в школе. И даже теперь, на девятом десятке лет, не теряют активности. Это Гилевы объясняют хорошим питанием и постоянным физическим трудом: молочная и мясная продукция собственного производства, ложечка меда на ночь и ежедневная управа по хозяйству. Кошки, собаки, свиньи, коровы, курицы – каждого надо накормить.
- Если не встанешь – животные голодными останутся , - говорит Геннадий Савватеевич. – Вот так и приходится, иногда через силу, идти и делать. А потом уж и не замечаешь, как все, что болело, проходит .
Изобретателей на пенсии не бывает, поэтому Геннадий Гилев продолжает мастерить. Кроме деревянной резьбы, которая украшает дом, он конструирует изделия, упрощающие быт: полуавтоматический полольник позволяет легко избавиться от травы на тропинках, а авторские маслобойки его производства расходятся уже далеко за пределы не только деревни и Заводоуковского городского округа, но и Тюменской области.
Газету «Тюменская область сегодня» Гилевы читают всей семьей.
- Мне все нравится в газете, новостей много получаем , - говорит Ирина Григорьевна. – Много полезной информации, которая пригодится в хозяйстве .
А вот у Геннадия Савватеевича есть пожелания:
- Хотелось бы со страниц газеты больше о системе образования узнавать , - говорит читатель. - Вот везде в Тюменской области активно реализуется национальный проект «Образование». А у нас что? В Тумашово закрыли школу в 2015 году. Хорошее двухэтажное здание, опытные учителя, полностью оборудованные по последнему слову техники классы. Оставили только начальные классы. Да детский сад в здание школы перевели. А здание детского сада зачем-то разобрали .
Решение об изменении вида Тумашовской школы в комитете образования Заводоуковского городского округа объяснили низкой наполняемостью школы учащимися и кадровой проблемой:
- В Тумашовской школе трудились «многостаночники»: один учитель мог вести несколько предметов. На сегодня: два человека ушли на пенсию, еще двое ездят преподавать в Падунскую школу , - говорит заместитель председателя комитета образования Заводоуковского городского округа Ирина Пичканова. – Педагогам нравится работать с полными классами, потому что это интереснее с точки зрения возможности организации образовательного процесса, внеклассных мероприятий. К тому же, зарплата учителя зависит от наполняемости класса. А вообще проблема с кадрами в сельских школах была всегда: к примеру, трудно найти учителей иностранного языка, учителей химии, биологии. Молодежь не едет работать в сельские школы, объясняя свое нежелание невысокой заработной платой и отсутствием жилья .
В результате дети вынуждены ездить в соседнее село. Большой автобус выезжает из Тумашово в Падун затемно. Всю первую четверть он отправлялся в 7:15, в ноябре - в 7:50 – начало уроков в школе сдвинули на полчаса позже. Возвращаются дети в четыре, начале пятого. Уставшие и голодные.
- Кормят там один раз, есть, конечно, буфет и магазин, только ведь это дополнительные затраты для родителей , - продолжает он. – Вот, например, у меня внук за два года такого питания хронический гастрит заработал .
Жалуются родители и на ухудшение самочувствия детей: у них часто болит голова, у некоторых уже в таком возрасте начались проблемы с давлением. Более того, сложности возникают, когда ребенок заболел. Если в местной школе его можно было отправить домой после посещения медпункта, то из школы за 15 километров специально больного никто не повезет. Школьный медик окажет первую помощь, а потом приходится сидеть и ждать школьного автобуса, даже с температурой, ведь не у всех родителей есть возможность забрать заболевшего ребенка.
О таких ситуациях в комитет образования Заводоуковского городского округа никто не сообщал.
- На то, что больные дети не могут добраться из Падуна домой в Тумашово, во всяком случае в комитет жалоб не поступало. Медкабинет в Падунской школе есть , - комментирует Ирина Пичканова. – Но школа пользуется услугами ФАПа. Между учреждениями заключено соглашение, и при недомогании учеников обследует фельдшер ФАПа. Если ребенок заболел во время занятий, то, конечно, его доставят домой. Можно порешать вопрос с директором школы. Каждый случай требует индивидуального подхода .
- Наши деревенские дети лишены возможности участия во внеурочной деятельности , - продолжает Геннадий Савватеевич. – Поэтому они не могут тесно общаться со сверстниками из Падуна, держатся особняком. Они привязаны ко времени ухода школьного автобуса и потому не могут задержаться, если это необходимо для подготовки общих мероприятий. В то же время, если кто-то освободился раньше, он просто болтается без дела .
В Тумашово ведутся занятия спортивной секции и работают кружки при клубе. Но детям, которые в пятом часу вечера только приезжают в село, уже не до дополнительных занятий: надо прийти домой, покушать, переодеться и браться за уроки.
- Дети очень сильно устают, и из-за этого снизилась успеваемость. Сейчас ни один выпускник из нашей школы не поступает в вузы , - продолжает Геннадий Савватеевич. – Даже одаренные дети, которые в стенах тумашовской школы делали проекты и участвовали с ними на областном уровне, пошли на рабочие специальности. Действительно, рабочие специальности тоже нужны, но если у человека есть потенциал, который мы не развиваем, это неправильно!
- С небольших сел дети вообще не так стремятся поступить в высшие учебные заведения , - говорит Ирина Пичканова. – Выпускники сельских школ, как правило, поступают сначала в средние профессиональные учреждения. Возможно, такая тенденция времени .
При этом в комитете образования Заводоуковского городского округа заверили, что из Падунской школы выпускники поступают в вузы нисколько не меньше, чем из любой другой сельской школы.
Наш же читатель уверен: тумашовские дети оказываются в неравных условиях со своими сверстниками, которые имеют все условия для полноценного развития. В школе в Падуне эти условия созданы, но возможностей использовать их у детей на подвозе просто нет. Кроме того, в таких условиях сложно работать с родителями: создаются виртуальные группы, общение идет через них, но об индивидуальном взаимодействии, которое иногда нужно, говорить не приходиться.
В комитете образования Заводоуковского городского округа – другие данные.
- Учащиеся и родители не согласны, что все так плохо , - говорит заместитель председателя комитета образования Заводоуковского городского округа Ирина Пичканова. - Дети и родители удовлетворены теми условиями, которые созданы в Падунской школе. Самим детям интереснее учиться, когда не 4-5 человек сидят за партами, а полный класс. Например, из Тумашово в 9 классе в Падуне учится всего 8 человек, а в 11 классе – 2. Консультации по подготовке к ГИА ведутся, есть индивидуальные занятия – такие консультации старшеклассники получают с 8:00 до 8:50. Если есть желание, то можно позаниматься и вечером, по расписанию. Обязательно проводится внеурочная деятельность. Каждый день у детей один час внеурочной занятости. Движение автобуса выстроено с учетом этого. Поэтому сказать, что дети чего-то недополучают нельзя .
Но, пожалуй, наибольшее беспокойство жителей деревни вызывает сам подвоз: автобусу надо проехать 15 километров и пересечь федеральную трассу. Со стороны Новой Заимки дорога плохо просматривается даже в хорошую погоду. Что уж говорить о снегопаде и постоянных сумерках, в которых путь детей на школьный урок превращается в опасную рулетку.
- Мы проводили расчеты , - отметил Геннадий Савватеевич. – Детей дешевле учить в нашей школе – тем более, что все условия в здании были изначально и сохранились сейчас, чем возить куда-либо. К экономической нецелесообразности неудавшейся реформы можно добавить вред для здоровья детей и низкое качество образования.
Тем не менее, пока материал готовился к публикации, из Тумашово нам сообщили о положительных сдвигах: детей, которые после окончания уроков и до времени отправления школьного автобуса были предоставлены сами в себе, последнюю неделю стали усаживать в библиотеку, чтобы они делали уроки. Пока это единственное изменение, но тумашовцы мечтают о возвращении школы в родное село. Местные верят, что после этого из деревни перестанут уезжать люди, а качество образования повысится. В Тумашово еще остались педагоги, которые, правда, теперь вынуждены или заниматься репетиторством, или ездить на работу в другие населенные пункты: тот же Падун или Заводоуковск. Родители же хотят завершить пятилетний образовательный эксперимент над собственными детьми – опыт называют неудачным. В деревне готовят обращение к губернатору Тюменской области и планируют позвонить на прямую линию к президенту страны.
- Мы хотим, чтобы национальный проект «Образование» дошел и до нашей деревни , - говорят наши читатели.
Читать больше:
Винзилинской ДШИ "Мечта" - полвека!
Жители тюменских сел узнали о господдержке фермеров и молодежных платформах