×
В социальных сетях
В печатной версии

Тобольские школы №1 и №14 в годы Великой Отечественной войны

12.05.2019
11:18
Тобольские школы №1 и №14 в годы Великой Отечественной войны. Рассказ жителей Тобольска, представленный на конкурс "Народный корреспондент".. 22 июня 1941 года - день света и тепла – обернулся черной бедой для нашего народа. Тоболяки с глубоким возмущением и тревогой восприняли весть о нападении фашистской Германии. Митинг, состоявшийся 22 июня на территории городского сада, собрал 3 тысячи горожан. Молодежь рвалась на фронт. В первые дни войны ушли на фронт добровольцами учителя школ №1 и №14 Л. В. Журавлев, В. К. Монарев, В. Г. Огорелкова, А. А. Жигарев, П. Д. Томилов, Н. Я. Плесовских. Те, кто остались, продолжали учить детей. Это был дружный женский коллектив учителей. Все они работали с полной самоотдачей, воспитывали в учениках высокое чувство гражданственности, любви к Родине, веру в Победу. Школы сохранили в годы Великой Отечественной войны традиционные формы и методы работы по обучению и воспитанию учащихся. Действуя в режиме выживания, они продолжили реализацию закона о всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста. Интернациональное и патриотическое воспитание занимало важное место в преподавании истории, Конституции СССР, литературы, русского и иностранного языка. В середине 1942-1943 учебного года в план школ был введен предмет «военное дело», его учебная программа предусматривала строевую, лыжную, огневую противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. За годы войны учащиеся приобрели навыки сельскохозяйственного труда и военного дела. Школу №1 возглавила Мария Андреевна Тверитина, а школу №14 - Александра Тихоновна Цигвинцева. Было тяжело. Не хватало учебников, не было тетрадей, чернил. Приходилось писать на газетах, этикетках, старых книгах. Чернила делали из сажи и чаги. В школе №14 на 40 учеников первого класса было 13 учебников по русскому языку, 14 букварей, 16 сборников по арифметике, шесть сборников упражнений, 13 книг для чтения. В холодное время учителя и учащиеся сами отапливали помещения, дрова заготавливали тоже сами. Представительница знаменитой династии Поповых учительница школы №14 Иустина Моисеевна рассказывала о том, как ежегодно учащиеся и учителя работали на берегу Иртыша на заготовке дров. Они развязывали стяги и пилили бревна. Однажды стяг лопнул, и сильный удар пришелся ей прямо по голове. Ребята подбежали к ней, подняли, поставили на ноги и проводили домой. Этот случай очень сильно подорвал здоровье Иустины Моисеевны. - Помню, - пишет Мария Тверитина, - после уроков учителя собирались в одном из классов или кабинете директора и при еле мерцающей электрической лампочке или коптилке проверяли работы ребят, готовились к урокам, обсуждали текущие школьные дела, делились личными проблемами. У многих ребят отцы и матери были на фронте или работали на военном производстве. Нужно было заменить ребятам родителей - вовремя подбодрить ребенка, успокоить его, поддержать. Огромной силой убеждения владели учителя Т. С. Борисова, М. П. Поспелов, Н. Н. Куратова, М. А. Тверитина, К. К. Решетникова, А. В. Уженцева. В школе с нетерпением ждали писем с фронта. От горя не раз сжималось учительское сердце, когда приходила похоронка. В такие минуты можно было увидеть, как в укромном уголке школы сидит, обнявшись со своим учеником, их учительница… Учительские коллективы школ отчисляли часть заработной платы, подписывались на военные займы и сдавали облигации в фонд Обороны, собирали бойцам теплые вещи, организовывали ребят на помощь семьям фронтовиков. Газета «Тобольская правда» писала в январе 1943 года: «Учащиеся и учителя школы №1 за полугодие внесли в фонд Обороны  30 тысяч рублей. Кроме того, собрано 508 килограммов железного лома, 100 килограммов чугуна и меди». В протоколе от 15 октября 1943 года мы читаем решение, которое принял коллектив учителей школы №14: - ежедневно работать на выгрузке картофеля по 3-4 часа; - в воскресные и субботние дни выходить на распилку дров; - в фонд помощи освобожденным районам от немецких захватчиков внести по 1000 рублей. В выписках из протоколов производственных совещаний неполной средней школы №14 за 1941-1945 годы мы прочитали, какие решения принимал коллектив учебного заведения. 23 августа 1941 года решили: - 30 человек с тремя учителями отправить для помощи колхозу; - создать тимуровские команды для помощи семьям красноармейцев по кварталам; - организовывать сбор грибов, ягод и лекарственных трав. 21 ноября 1941 года: - всем коллективом учителей и учащихся старших классов распилить дрова детскому дому им. 18 Партсъезда. Заработанные деньги внести на танкостроение; - организовать сбор средства на эскадрилью. 30 января 1942 года: - собрать теплые вещи для бойцов Красной армии; - собрать книги и учебники для школ, пострадавшим от немецких захватчиков. За годы войны школы №1 и №14 собрали средства на танковые колонны «Тоболяк», «Народный учитель», «Боевые подруги». Тогда не было отпусков. Все лето учителя работали, собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. Вручную был вскопан не один гектар земли. В Мостовом Лугу посадили картошку и капусту. Собранный урожай стал хорошим подспорьем в приготовлении школьных завтраков. До чего хороша была похлебка, подбитая мукой, которую с любовью готовила школьная уборщица тетя Фаина. Занятия начинались с 8 часов утра. В школе №14 было 17 классов, 530 учащихся. С 29 декабря 1941 года в семи классах был введен учебный предмет «сельское хозяйство», преподавателем которого была Зоя Ивановна Золотарева. При школе было большое учебно-опытное хозяйство площадью 2 гектара,  теплично-парниковое хозяйство, кролиководческая ферма, пасека. На период лета комплектовались бригады учащихся 5-7 классов для работы на теплично-парниковом хозяйстве, на цветнике, на огородах под руководством учителей. В 1944 году доход составил 128 тысяч 500 рублей. Все заработанные деньги шли на помощь бойцам Красной армии, обеспечение детей горячими завтраками, на содержание школы.   В первую военную зиму дети и учителя откликнулись на призыв «Фронту - теплые вещи!» Организовали сбор вещей у жителей, вязали носки, рукавицы, шапки, шили кисеты. Ученица военной поры школы №1 Вера Калугина вспоминает: «Школа №1 занималась в три смены. Ребят было много, и за каждой партой сидели по 3-4 человека. Ученикам в то время давали 50 граммов черного хлеба на перемене. Иногда варили уху по миске на ученика. Какое это было блаженство. Рыбу всю на фронт отправляли и лишь немного оставляли детям. Запомнились мигающие фитильки, хорошо известные людям военной поры. В плошку наливали не то жир, не то керосин, вставляли фитилек. Как при этом освещении можно было что-то читать - сейчас удивительно». И при всем при этом успеваемость в школах не снижалась, требования к знаниям оставались такими же высокими. Хорошая учеба расценивалась как помощь фронту. В 1945 году из 21 ученика десятого класса 17 человек сдали экзамен по литературе на «отлично», а на экзамене по математике 11 человек получили пятерки, семь человек - четверки, три человека - тройки. С золотой медалью школу окончили Тамара Козырева и Лидия Налобина. В книге «Дети войны» выпускница школы №14 заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Трофимовна Банифатьева рассказывает о том, как она и ее сверстники жили в годы войны: «Уже в первую военную осень мы, школьники, приняли участие в уборке урожая: копали картошку, убирали морковь, репу, турнепс в пригородных колхозах. Работали днем, а вечером возвращались пешком домой. И даже тогда, когда начались учебные занятия, мы продолжали работать по субботам и воскресениям, а иногда и после занятий. Старшие ребята вместе с учителями были направлены в деревни Маслянку и Комарицу, где жили и работали почти два месяца. Девочки вязали вручную снопы, а мальчики возили их на ток. К вечеру у нас сильно болели спины, ноги, а особенно – израненные руки, а утром нужно было вставать и снова идти на работу». Жизнь в школах в годы войны не ограничивалась лишь учебой и трудом. Ребята активно занимались творчеством. В школах проходили вечера отдыха, работали драматические кружки, учащиеся активно занимались спортом. В школе №1 был свой струнный оркестр, работала редколлегия. Издавался рукописный журнал «Наше творчество». В нем пробовали силы школьные поэты и писатели. Между школами организовывались соревнования по волейболу, стрельбе, лыжным гонкам.  В годы войны в Тобольск хлынула волна эвакуированных. В городе и районе были открыты детские дома. В школе №1 был размещен Польский детский дом. 24 апреля 2015 года на здании школы установлена мемориальная доска.  В школах №1 и №14 учились ребята из блокадного Ленинграда. Подмосковья, Запорожья, Новочеркасска и других регионов и городов. Тысяча семей нашли приют в небольшом сибирском городке. За безупречный долголетний труд учителя школ №1 и №14 были награждены правительственными наградами: орденом Ленина – преподаватель географии А. Ф. Попова, заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения Т. С. Борисова, преподаватель немецкого языка А. Е. Фурсова преподаватель математики, отличник народного просвещения М. П. Поспелов; орденом «Знак Почета» - директор школы с 1943 по 1948 гг. заслуженный учитель РСФСР М. А. Тверитина, учительница начальных классов Е. К. Надеждинская. Учителя школы №14 А. Н. Конокоткина, И. М. Попова, Т. Ф. Монастырева, В. Г. Бажина, З. Н. Жетикова, Н. В. Усольцева, О. Н. Ефимова, З. Н. Мамеева награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Прошли годы, десятилетия… Выросло новое поколение, но образы учителей останутся в памяти выпускников школ, жителей города, области, а может и быть, и России. Надолго! Навечно! Навсегда! Помнить тех, кто совершил ратный и трудовой подвиг, - наш долг. Дети войны… Они рано стали взрослыми. Тяжесть войны они хлебнули в полной мере. Все трудности с ними разделили их учителя. Мы гордимся тем, что учащиеся и учителя наших школ внесли свой вклад в победу над фашизмом. Н. С. Крюкова, Е. Л. Садовская, Тобольск   «Тюменская область сегодня» продолжает конкурс «Народный корреспондент». Присылайте фото, видео и тексты на почту: sen@tmntd.ru с пометкой «Народный корреспондент». Каждый месяц авторы лучших работ отмечаются призами.  Положение о конкурсе
Рассказ жителей Тобольска, представленный на конкурс "Народный корреспондент".
Фото из школьного архива || Автор фото неизвестен.

22 июня 1941 года - день света и тепла – обернулся черной бедой для нашего народа. Тоболяки с глубоким возмущением и тревогой восприняли весть о нападении фашистской Германии. Митинг, состоявшийся 22 июня на территории городского сада, собрал 3 тысячи горожан. Молодежь рвалась на фронт.

В первые дни войны ушли на фронт добровольцами учителя школ №1 и №14 Л. В. Журавлев, В. К. Монарев, В. Г. Огорелкова, А. А. Жигарев, П. Д. Томилов, Н. Я. Плесовских. Те, кто остались, продолжали учить детей. Это был дружный женский коллектив учителей. Все они работали с полной самоотдачей, воспитывали в учениках высокое чувство гражданственности, любви к Родине, веру в Победу.

Школы сохранили в годы Великой Отечественной войны традиционные формы и методы работы по обучению и воспитанию учащихся. Действуя в режиме выживания, они продолжили реализацию закона о всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста. Интернациональное и патриотическое воспитание занимало важное место в преподавании истории, Конституции СССР, литературы, русского и иностранного языка. В середине 1942-1943 учебного года в план школ был введен предмет «военное дело», его учебная программа предусматривала строевую, лыжную, огневую противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. За годы войны учащиеся приобрели навыки сельскохозяйственного труда и военного дела.

Школу №1 возглавила Мария Андреевна Тверитина, а школу №14 - Александра Тихоновна Цигвинцева. Было тяжело. Не хватало учебников, не было тетрадей, чернил. Приходилось писать на газетах, этикетках, старых книгах. Чернила делали из сажи и чаги. В школе №14 на 40 учеников первого класса было 13 учебников по русскому языку, 14 букварей, 16 сборников по арифметике, шесть сборников упражнений, 13 книг для чтения.

В холодное время учителя и учащиеся сами отапливали помещения, дрова заготавливали тоже сами. Представительница знаменитой династии Поповых учительница школы №14 Иустина Моисеевна рассказывала о том, как ежегодно учащиеся и учителя работали на берегу Иртыша на заготовке дров. Они развязывали стяги и пилили бревна. Однажды стяг лопнул, и сильный удар пришелся ей прямо по голове. Ребята подбежали к ней, подняли, поставили на ноги и проводили домой. Этот случай очень сильно подорвал здоровье Иустины Моисеевны.

- Помню, - пишет Мария Тверитина, - после уроков учителя собирались в одном из классов или кабинете директора и при еле мерцающей электрической лампочке или коптилке проверяли работы ребят, готовились к урокам, обсуждали текущие школьные дела, делились личными проблемами.

У многих ребят отцы и матери были на фронте или работали на военном производстве. Нужно было заменить ребятам родителей - вовремя подбодрить ребенка, успокоить его, поддержать. Огромной силой убеждения владели учителя Т. С. Борисова, М. П. Поспелов, Н. Н. Куратова, М. А. Тверитина, К. К. Решетникова, А. В. Уженцева.

В школе с нетерпением ждали писем с фронта. От горя не раз сжималось учительское сердце, когда приходила похоронка. В такие минуты можно было увидеть, как в укромном уголке школы сидит, обнявшись со своим учеником, их учительница…

Учительские коллективы школ отчисляли часть заработной платы, подписывались на военные займы и сдавали облигации в фонд Обороны, собирали бойцам теплые вещи, организовывали ребят на помощь семьям фронтовиков.

Газета «Тобольская правда» писала в январе 1943 года: «Учащиеся и учителя школы №1 за полугодие внесли в фонд Обороны  30 тысяч рублей. Кроме того, собрано 508 килограммов железного лома, 100 килограммов чугуна и меди».

В протоколе от 15 октября 1943 года мы читаем решение, которое принял коллектив учителей школы №14:

- ежедневно работать на выгрузке картофеля по 3-4 часа;

- в воскресные и субботние дни выходить на распилку дров;

- в фонд помощи освобожденным районам от немецких захватчиков внести по 1000 рублей.

В выписках из протоколов производственных совещаний неполной средней школы №14 за 1941-1945 годы мы прочитали, какие решения принимал коллектив учебного заведения.

23 августа 1941 года решили:

- 30 человек с тремя учителями отправить для помощи колхозу;

- создать тимуровские команды для помощи семьям красноармейцев по кварталам;

- организовывать сбор грибов, ягод и лекарственных трав.

21 ноября 1941 года:

- всем коллективом учителей и учащихся старших классов распилить дрова детскому дому им. 18 Партсъезда. Заработанные деньги внести на танкостроение;

- организовать сбор средства на эскадрилью.

30 января 1942 года:

- собрать теплые вещи для бойцов Красной армии;

- собрать книги и учебники для школ, пострадавшим от немецких захватчиков.

За годы войны школы №1 и №14 собрали средства на танковые колонны «Тоболяк», «Народный учитель», «Боевые подруги».

Тогда не было отпусков. Все лето учителя работали, собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. Вручную был вскопан не один гектар земли. В Мостовом Лугу посадили картошку и капусту. Собранный урожай стал хорошим подспорьем в приготовлении школьных завтраков. До чего хороша была похлебка, подбитая мукой, которую с любовью готовила школьная уборщица тетя Фаина.

Занятия начинались с 8 часов утра. В школе №14 было 17 классов, 530 учащихся. С 29 декабря 1941 года в семи классах был введен учебный предмет «сельское хозяйство», преподавателем которого была Зоя Ивановна Золотарева.

При школе было большое учебно-опытное хозяйство площадью 2 гектара,  теплично-парниковое хозяйство, кролиководческая ферма, пасека. На период лета комплектовались бригады учащихся 5-7 классов для работы на теплично-парниковом хозяйстве, на цветнике, на огородах под руководством учителей. В 1944 году доход составил 128 тысяч 500 рублей. Все заработанные деньги шли на помощь бойцам Красной армии, обеспечение детей горячими завтраками, на содержание школы.  

В первую военную зиму дети и учителя откликнулись на призыв «Фронту - теплые вещи!» Организовали сбор вещей у жителей, вязали носки, рукавицы, шапки, шили кисеты.

Ученица военной поры школы №1 Вера Калугина вспоминает: «Школа №1 занималась в три смены. Ребят было много, и за каждой партой сидели по 3-4 человека. Ученикам в то время давали 50 граммов черного хлеба на перемене. Иногда варили уху по миске на ученика. Какое это было блаженство. Рыбу всю на фронт отправляли и лишь немного оставляли детям. Запомнились мигающие фитильки, хорошо известные людям военной поры. В плошку наливали не то жир, не то керосин, вставляли фитилек. Как при этом освещении можно было что-то читать - сейчас удивительно».

И при всем при этом успеваемость в школах не снижалась, требования к знаниям оставались такими же высокими. Хорошая учеба расценивалась как помощь фронту. В 1945 году из 21 ученика десятого класса 17 человек сдали экзамен по литературе на «отлично», а на экзамене по математике 11 человек получили пятерки, семь человек - четверки, три человека - тройки. С золотой медалью школу окончили Тамара Козырева и Лидия Налобина.

В книге «Дети войны» выпускница школы №14 заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Трофимовна Банифатьева рассказывает о том, как она и ее сверстники жили в годы войны: «Уже в первую военную осень мы, школьники, приняли участие в уборке урожая: копали картошку, убирали морковь, репу, турнепс в пригородных колхозах. Работали днем, а вечером возвращались пешком домой. И даже тогда, когда начались учебные занятия, мы продолжали работать по субботам и воскресениям, а иногда и после занятий. Старшие ребята вместе с учителями были направлены в деревни Маслянку и Комарицу, где жили и работали почти два месяца. Девочки вязали вручную снопы, а мальчики возили их на ток. К вечеру у нас сильно болели спины, ноги, а особенно – израненные руки, а утром нужно было вставать и снова идти на работу».

Жизнь в школах в годы войны не ограничивалась лишь учебой и трудом. Ребята активно занимались творчеством. В школах проходили вечера отдыха, работали драматические кружки, учащиеся активно занимались спортом. В школе №1 был свой струнный оркестр, работала редколлегия. Издавался рукописный журнал «Наше творчество». В нем пробовали силы школьные поэты и писатели. Между школами организовывались соревнования по волейболу, стрельбе, лыжным гонкам. 

В годы войны в Тобольск хлынула волна эвакуированных. В городе и районе были открыты детские дома. В школе №1 был размещен Польский детский дом. 24 апреля 2015 года на здании школы установлена мемориальная доска.  В школах №1 и №14 учились ребята из блокадного Ленинграда. Подмосковья, Запорожья, Новочеркасска и других регионов и городов. Тысяча семей нашли приют в небольшом сибирском городке.

За безупречный долголетний труд учителя школ №1 и №14 были награждены правительственными наградами: орденом Ленина – преподаватель географии А. Ф. Попова, заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения Т. С. Борисова, преподаватель немецкого языка А. Е. Фурсова преподаватель математики, отличник народного просвещения М. П. Поспелов; орденом «Знак Почета» - директор школы с 1943 по 1948 гг. заслуженный учитель РСФСР М. А. Тверитина, учительница начальных классов Е. К. Надеждинская. Учителя школы №14 А. Н. Конокоткина, И. М. Попова, Т. Ф. Монастырева, В. Г. Бажина, З. Н. Жетикова, Н. В. Усольцева, О. Н. Ефимова, З. Н. Мамеева награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Прошли годы, десятилетия… Выросло новое поколение, но образы учителей останутся в памяти выпускников школ, жителей города, области, а может и быть, и России. Надолго! Навечно! Навсегда! Помнить тех, кто совершил ратный и трудовой подвиг, - наш долг. Дети войны… Они рано стали взрослыми. Тяжесть войны они хлебнули в полной мере. Все трудности с ними разделили их учителя. Мы гордимся тем, что учащиеся и учителя наших школ внесли свой вклад в победу над фашизмом.

Н. С. Крюкова, Е. Л. Садовская, Тобольск

 

«Тюменская область сегодня» продолжает конкурс «Народный корреспондент». Присылайте фото, видео и тексты на почту: sen@tmntd.ru с пометкой «Народный корреспондент». Каждый месяц авторы лучших работ отмечаются призами.  Положение о конкурсе

Читать также:

Юное поколение не забывает героев войны

Тюменская библиотека №9 – очаг культуры на Маяке

476Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
За все дни его площадки посетят более 7,5 тысяч педагогов региона.
Чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью пройдет в Тюмени 9 и 10 сентября. Мероприятие состоится в четвертый раз.
Необычные объекты появляются в новых или отремонтированных учреждениях.
Процедуры по созданию центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Тюменской области перешли в завершающую стадию.
Образовательные учреждения муниципалитета посетил губернатор Тюменской области Александр Моор.
Губернатор Тюменской области Александр Моор встретился с президентом РАН Александром Сергеевым.
Первый набор пятиклассников в специализированный спортивный класс по баскетболу начнет обучение в тюменской школе №5 с 1 сентября 2019 года.
Прославленный шахматист и политик, двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов принял участие в открытии новой шахматной студии на ул. Депутатской, 80/2.
Опрос
По вашему мнению, гордость Тюменской области - это:
люди
история
экономика
дороги
нефть и газ
природа
архитектурные объекты
горячие источники
все перечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное