Тобольские школы №1 и №14 в годы Великой Отечественной войны
Рассказ жителей Тобольска, представленный на конкурс "Народный корреспондент".
Далее в сюжете: Как играли дети военного времени
22 июня 1941 года - день света и тепла – обернулся черной бедой для нашего народа. Тоболяки с глубоким возмущением и тревогой восприняли весть о нападении фашистской Германии. Митинг, состоявшийся 22 июня на территории городского сада, собрал 3 тысячи горожан. Молодежь рвалась на фронт.
В первые дни войны ушли на фронт добровольцами учителя школ №1 и №14 Л. В. Журавлев, В. К. Монарев, В. Г. Огорелкова, А. А. Жигарев, П. Д. Томилов, Н. Я. Плесовских. Те, кто остались, продолжали учить детей. Это был дружный женский коллектив учителей. Все они работали с полной самоотдачей, воспитывали в учениках высокое чувство гражданственности, любви к Родине, веру в Победу.
Школы сохранили в годы Великой Отечественной войны традиционные формы и методы работы по обучению и воспитанию учащихся. Действуя в режиме выживания, они продолжили реализацию закона о всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста. Интернациональное и патриотическое воспитание занимало важное место в преподавании истории, Конституции СССР, литературы, русского и иностранного языка. В середине 1942-1943 учебного года в план школ был введен предмет «военное дело», его учебная программа предусматривала строевую, лыжную, огневую противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. За годы войны учащиеся приобрели навыки сельскохозяйственного труда и военного дела.
Школу №1 возглавила Мария Андреевна Тверитина, а школу №14 - Александра Тихоновна Цигвинцева. Было тяжело. Не хватало учебников, не было тетрадей, чернил. Приходилось писать на газетах, этикетках, старых книгах. Чернила делали из сажи и чаги. В школе №14 на 40 учеников первого класса было 13 учебников по русскому языку, 14 букварей, 16 сборников по арифметике, шесть сборников упражнений, 13 книг для чтения.
В холодное время учителя и учащиеся сами отапливали помещения, дрова заготавливали тоже сами. Представительница знаменитой династии Поповых учительница школы №14 Иустина Моисеевна рассказывала о том, как ежегодно учащиеся и учителя работали на берегу Иртыша на заготовке дров. Они развязывали стяги и пилили бревна. Однажды стяг лопнул, и сильный удар пришелся ей прямо по голове. Ребята подбежали к ней, подняли, поставили на ноги и проводили домой. Этот случай очень сильно подорвал здоровье Иустины Моисеевны.
- Помню , - пишет Мария Тверитина, - после уроков учителя собирались в одном из классов или кабинете директора и при еле мерцающей электрической лампочке или коптилке проверяли работы ребят, готовились к урокам, обсуждали текущие школьные дела, делились личными проблемами.
У многих ребят отцы и матери были на фронте или работали на военном производстве. Нужно было заменить ребятам родителей - вовремя подбодрить ребенка, успокоить его, поддержать. Огромной силой убеждения владели учителя Т. С. Борисова, М. П. Поспелов, Н. Н. Куратова, М. А. Тверитина, К. К. Решетникова, А. В. Уженцева.
В школе с нетерпением ждали писем с фронта. От горя не раз сжималось учительское сердце, когда приходила похоронка. В такие минуты можно было увидеть, как в укромном уголке школы сидит, обнявшись со своим учеником, их учительница…
Учительские коллективы школ отчисляли часть заработной платы, подписывались на военные займы и сдавали облигации в фонд Обороны, собирали бойцам теплые вещи, организовывали ребят на помощь семьям фронтовиков.
Газета «Тобольская правда» писала в январе 1943 года: «Учащиеся и учителя школы №1 за полугодие внесли в фонд Обороны 30 тысяч рублей. Кроме того, собрано 508 килограммов железного лома, 100 килограммов чугуна и меди».
В протоколе от 15 октября 1943 года мы читаем решение, которое принял коллектив учителей школы №14:
- ежедневно работать на выгрузке картофеля по 3-4 часа;
- в воскресные и субботние дни выходить на распилку дров;
- в фонд помощи освобожденным районам от немецких захватчиков внести по 1000 рублей.
В выписках из протоколов производственных совещаний неполной средней школы №14 за 1941-1945 годы мы прочитали, какие решения принимал коллектив учебного заведения.
23 августа 1941 года решили:
- 30 человек с тремя учителями отправить для помощи колхозу;
- создать тимуровские команды для помощи семьям красноармейцев по кварталам;
- организовывать сбор грибов, ягод и лекарственных трав.
21 ноября 1941 года:
- всем коллективом учителей и учащихся старших классов распилить дрова детскому дому им. 18 Партсъезда. Заработанные деньги внести на танкостроение;
- организовать сбор средства на эскадрилью.
30 января 1942 года:
- собрать теплые вещи для бойцов Красной армии;
- собрать книги и учебники для школ, пострадавшим от немецких захватчиков.
За годы войны школы №1 и №14 собрали средства на танковые колонны «Тоболяк», «Народный учитель», «Боевые подруги».
Тогда не было отпусков. Все лето учителя работали, собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. Вручную был вскопан не один гектар земли. В Мостовом Лугу посадили картошку и капусту. Собранный урожай стал хорошим подспорьем в приготовлении школьных завтраков. До чего хороша была похлебка, подбитая мукой, которую с любовью готовила школьная уборщица тетя Фаина.
Занятия начинались с 8 часов утра. В школе №14 было 17 классов, 530 учащихся. С 29 декабря 1941 года в семи классах был введен учебный предмет «сельское хозяйство», преподавателем которого была Зоя Ивановна Золотарева.
При школе было большое учебно-опытное хозяйство площадью 2 гектара, теплично-парниковое хозяйство, кролиководческая ферма, пасека. На период лета комплектовались бригады учащихся 5-7 классов для работы на теплично-парниковом хозяйстве, на цветнике, на огородах под руководством учителей. В 1944 году доход составил 128 тысяч 500 рублей. Все заработанные деньги шли на помощь бойцам Красной армии, обеспечение детей горячими завтраками, на содержание школы.
В первую военную зиму дети и учителя откликнулись на призыв «Фронту - теплые вещи!» Организовали сбор вещей у жителей, вязали носки, рукавицы, шапки, шили кисеты.
Ученица военной поры школы №1 Вера Калугина вспоминает: «Школа №1 занималась в три смены. Ребят было много, и за каждой партой сидели по 3-4 человека. Ученикам в то время давали 50 граммов черного хлеба на перемене. Иногда варили уху по миске на ученика. Какое это было блаженство. Рыбу всю на фронт отправляли и лишь немного оставляли детям. Запомнились мигающие фитильки, хорошо известные людям военной поры. В плошку наливали не то жир, не то керосин, вставляли фитилек. Как при этом освещении можно было что-то читать - сейчас удивительно».
И при всем при этом успеваемость в школах не снижалась, требования к знаниям оставались такими же высокими. Хорошая учеба расценивалась как помощь фронту. В 1945 году из 21 ученика десятого класса 17 человек сдали экзамен по литературе на «отлично», а на экзамене по математике 11 человек получили пятерки, семь человек - четверки, три человека - тройки. С золотой медалью школу окончили Тамара Козырева и Лидия Налобина.
В книге «Дети войны» выпускница школы №14 заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Трофимовна Банифатьева рассказывает о том, как она и ее сверстники жили в годы войны: «Уже в первую военную осень мы, школьники, приняли участие в уборке урожая: копали картошку, убирали морковь, репу, турнепс в пригородных колхозах. Работали днем, а вечером возвращались пешком домой. И даже тогда, когда начались учебные занятия, мы продолжали работать по субботам и воскресениям, а иногда и после занятий. Старшие ребята вместе с учителями были направлены в деревни Маслянку и Комарицу, где жили и работали почти два месяца. Девочки вязали вручную снопы, а мальчики возили их на ток. К вечеру у нас сильно болели спины, ноги, а особенно – израненные руки, а утром нужно было вставать и снова идти на работу».
Жизнь в школах в годы войны не ограничивалась лишь учебой и трудом. Ребята активно занимались творчеством. В школах проходили вечера отдыха, работали драматические кружки, учащиеся активно занимались спортом. В школе №1 был свой струнный оркестр, работала редколлегия. Издавался рукописный журнал «Наше творчество». В нем пробовали силы школьные поэты и писатели. Между школами организовывались соревнования по волейболу, стрельбе, лыжным гонкам.
В годы войны в Тобольск хлынула волна эвакуированных. В городе и районе были открыты детские дома. В школе №1 был размещен Польский детский дом. 24 апреля 2015 года на здании школы установлена мемориальная доска. В школах №1 и №14 учились ребята из блокадного Ленинграда. Подмосковья, Запорожья, Новочеркасска и других регионов и городов. Тысяча семей нашли приют в небольшом сибирском городке.
За безупречный долголетний труд учителя школ №1 и №14 были награждены правительственными наградами: орденом Ленина – преподаватель географии А. Ф. Попова, заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения Т. С. Борисова, преподаватель немецкого языка А. Е. Фурсова преподаватель математики, отличник народного просвещения М. П. Поспелов; орденом «Знак Почета» - директор школы с 1943 по 1948 гг. заслуженный учитель РСФСР М. А. Тверитина, учительница начальных классов Е. К. Надеждинская. Учителя школы №14 А. Н. Конокоткина, И. М. Попова, Т. Ф. Монастырева, В. Г. Бажина, З. Н. Жетикова, Н. В. Усольцева, О. Н. Ефимова, З. Н. Мамеева награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Прошли годы, десятилетия… Выросло новое поколение, но образы учителей останутся в памяти выпускников школ, жителей города, области, а может и быть, и России. Надолго! Навечно! Навсегда! Помнить тех, кто совершил ратный и трудовой подвиг, - наш долг. Дети войны… Они рано стали взрослыми. Тяжесть войны они хлебнули в полной мере. Все трудности с ними разделили их учителя. Мы гордимся тем, что учащиеся и учителя наших школ внесли свой вклад в победу над фашизмом.
Н. С. Крюкова, Е. Л. Садовская, Тобольск
«Тюменская область сегодня» продолжает конкурс «Народный корреспондент». Присылайте фото, видео и тексты на почту: sen@tmntd.ru с пометкой «Народный корреспондент». Каждый месяц авторы лучших работ отмечаются призами. Положение о конкурсе
Читать также:
Ранее в сюжете