В Тюмени вышла книга «Крылья и теперь не знают устали»
Детище талантливого художника, скульптора, почетного гражданина Тюмени Николая Распопова и автора-составителя доктора искусствоведения Натальи Сезёвой открывает стихотворение большого русского писателя Зота Тоболкина «Три камня», посвящённое герою нового издания.
На страницах книги предстаёт жизненный и творческий путь художника… «Рассказчик из меня плохой, но решил доверить бумаге всё, что вспомню, что хранит память», начинает повествование Николай Васильевич. А рассказчик, честно говоря, из него замечательный, вдумчивый, подмечающий детали, как и положено талантливому художнику. В книге много фотографий – от раннего детства до зрелости, от первых шагов в творчестве до памятников, к которым мы с содроганием сердца возлагаем цветы – таким, как «Прощание» или памятник Александру Ефремову, памятник Д.И. Менделееву или барельеф Юрию Гуляеву на тюменской филармонии. Предоставлены на страницах и работы в дереве. Отдельной главой выступают очерки, эссе, отобранные составителем комментарии из книг отзывов с выставок – это и коллеги художники и скульпторы, писатели, поэты, преподаватели вузов, политические и общественные деятели, но главное – за всем этим открывается настоящее народное признание.
Книга вышла в Екатеринбурге, в издательстве «Форт Диалог-Исеть» буквально на днях и только вчера попала в руки Николая Васильевича. Как эта книга попала к нам в редакцию – отдельная история. Вот что написал об этом в ФБ поэт, советник губернатора Александр Новопашин:
Седьмая ленинградская
9 августа, был в мастерской знаменитого тюменского скульптора Николая Васильевича Распопова. Поздравил мэтра с выходом автобиографической книги, новыми работами. И увидел на его рабочем столе скульптурную миниатюру из двух фигур. Они были, как мне показалось, совершенно разные, но при этом незримо духовно связанные друг с другом. Попросил Николая Васильевича не раскрывать замысла, чтобы мне самому попробовать «прочитать» сюжет.
Первая человеческая фигура - узник с вывернутыми связанными руками, тяжело поднимающийся с колен. Лицо изможденного, но не сломленного человека. Острый подбородок подчёркивает силу воли и духа мученика...
Вторая фигура - музыкант с характерным для дирижёра движением рук, которыми он посылает узнику энергию музыки, вселяет в него уверенность и силу.
Мне показалось, что это Шостакович и его знаменитая Седьмая симфония, поднявшая ленинградцев на борьбу и победу над врагом.
Скульптор прослезился. Это правда. Такой замысел и хотелось ему передать в своей работе.
А вечером прочитал у Сергея Козлова, что именно сегодня, 9 АВГУСТА, очередная годовщина первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в 42-ом году в осажденном Ленинграде. О чем ни я, ни Николай Васильевич не знали. О чем с такой теплотой и состраданием сегодня говорили, глядя на его работу...
И разве это не провидение Господне, разве это не Божий промысел? Читайте знаки, которые нам посылают небеса. Всё неспроста в этом мире.
P. S. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года».
Новая книга, несомненно, вызовет интерес читателей и творческой интеллигенции. А наша редакция желает Николаю Васильевичу новых работ и творческих озарений, чтобы, как в стихотворении Зота Тоболкина, открывающем книгу о творческих крыльях:
«Готово!» - улыбнулся, наконец.
Не раздеваясь на тахту упал.
И сутки, и трое суток спал.
Потом бродил и сам себе шептал:
«Как я устал! О боже! Как устал!»
Вошёл в свой закуток и сбрил щетину.
Переоделся. Покрывало скинул.
«Во имя Господа, Отца и Сына…»
И свет включив, улыбкой засиял,
Шепнув: «Прости! Но я не зря устал…»
Читайте больше:
Тюменскому селу Червишево исполнилось 370 лет
Тюменские поисковики работают в экспедиции в Новгородской области