Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

Откуда земля Ишимская пошла?

21.07.2016
11:22
Откуда земля Ишимская пошла?. Улицы города в своем названии хранят тайну многовекового появления на свет. Уникальный раздел истории – краеведение. Изучать историю края – дело занятное и увлекательное. Прошлое включает игру воображения, интригует и манит загадками. Вдоль по Коркинской... Улицы города рассказывают своим архитектурным языком, тропинками и мостовыми не только о былых жителях. В самом названии они хранят тайну многовекового появления на свет.  Памятник Ивану Коркину Коркинская от «нулевой» версты прямиком к Богоявленскому собору выведет. Название улица получила не случайно. Была ранее Киселевской, Чапаева, Жданова. Известно, что приблизительно в этом месте на левом берегу реки Ишим казаки атамана Ермака срубили деревянную крепость в форме шестигранника с двумя сторожевыми башнями. То был головной острог ишимской линии на границе Руси и Сибирского ханства. В крепости разместился «рубежный» гарнизон для несения пограничной службы и защиты от частых набегов кочевников. Для жительства люда служивого вокруг острога срубили несколько изб – слободу. Вскоре потянулись сюда крестьяне из-за Урала. Дошли до наших дней имена основателей поселения. К примеру, казак Иван Коркин (памятник которому с недавних пор красуется в центре города, а неподалеку установлена скульптурная композиция местного автора Бориса Троегубова, запечатлевшая казака и крестьянина – первых поселенцев слободы). Кстати, «слобода» связана со словом «свобода», где звук [в] заменен на [л]. Слобода – это село, основанное в прошлом административным путем на основании специального указа властей. Жители слобод пользовались определенными привилегиями (не платили налогов и на определенный срок освобождались от воинской повинности). Иными словами, были людьми «свободными», за что поселения данного типа стали называться слободами. О том, что Коркина слобода не плод фантазий, свидетельствует труд немца Миллера «История Сибири», посвятившего изучению Сибири около десяти лет и проведя для этого целую экспедицию от Петербурга до Якутска. О Коркиной слободе в труде сказано: «Из Ишимских первая слобода Коркина, которая стоит на урочище над рекою Ишимом. Река эта обошла сверху вниз вокруг жилищ со всех трех сторон и токмо имеет сухим путем с четвертую, проезжую от Тобольска. От Тобольска расстояние 380 верст, а от Устья Ишимского – 250 верст. Из крепостных и прочих казенных строений имеется; в Коркиной слободе – крепость деревянная рубленая, внутри расстоянием в 188 саженей, вышина 2 сажени. В этой же крепости две башни деревянные. Да от нее книзу до Ишима-реки крепость рубленая расстоянием 135 сажен, вышиною одна сажень. И в этой же крепости двое ворот проезжих, а перед ней от яру до яру Ишима-реки – ров копаный, а позади рва имеются надолбы и рогатки».  Дорога к храму Дом Каменского Старинная Коркинская улица прямиком к Соборной площади ведет. Ее центром является Богоявленский собор. (Младенца Петрушу Ершова крестили именно в нем 22 февраля 1815-го.) Строили храм долго, на средства прихожан. Интересно, что специально для его возведения было увеличено производство кирпича. В тринадцати «кирпичных сараях» делали до 130 тысяч штук кирпича в год. 1814-й – год окончания грандиозной стройки. В соборе было три святых престола: во имя Богоявления Господня (Крещение), Святителя и Чудотворца Николая и во имя Успения Божией Матери. Имелась библио-тека, при нем открылась воскресная школа. До 1842-го Богоявленский собор был единственным в городе. У стен его хоронили священнослужителей и именитых горожан. Знаменитая Никольская ярмарка начиналась именно здесь торжественным молебном и колокольным звоном. А в центре площади водружали Российский нацио-нальный флаг, велась оживленная торговля. В 1930-м храм закрыли. Шли годы. Уникальное каменное строение (высотой с восьмиэтажный дом), построенное в стиле барокко, несло невосполнимые потери внутреннего и внешнего облика... Возрождение святыни началось в конце 90-х, когда энтузиасты-краеведы Ишима создали неформальное общественное объединение «Собор». Их целью стало сохранение объектов культурного наследия города. А восстановление памятника культуры XVIII века Богоявленского собора стало задачей «номер один». И в апреле 1992-го 36-метровый белоснежный собор вновь зазвонил в колокола, собирая прихожан на молебен. Облик Соборной площади тоже заметно изменился. К 1995-му она приобрела современный ухоженный вид. На ней разместили мемориальную композицию «Памяти павших», появились плиты с фамилиями и Вечный огонь. Историческое «сердце» Ишим-града Коркинская улица, Соборная площадь и улица Ленина, в которую переходит площадь, – невыдуманная дорога истории нашего края. С колокольни Богоявленского собора (как и в минувшие века) выделяется двухэтажное здание первого корпуса филиала ТюмГУ имени Петра Павловича Ершова. Построено оно в 1886-м для духовного училища. И поныне дизайн и архитектура здания интересны своими арочными проемами, витражами, высоченными потолками, крутыми лестницами и загадочными подвальными помещениями – везде и всюду здесь витает дух строгости и старины. Цифры и факты ■ 1687 г. – основание Коркиной слободы дворянином Петром Онофриевым на берегу реки Ишим. В слободе находился главный форпост (укрепление с отрядом вооруженных казаков) Ишимской оборонительной линии, защищающей русских землепашцев от набегов воинственных кочевников с юга. ■ 1721 г. – в Коркиной слободе проводится первая регулярная Никольская ярмарка. Ее открытие совпадало с престольным праздником слободы – днем памяти святителя Николая Чудотворца в декабре. ■ 1775 г. – закладка в Коркиной слободе Богоявленского храма – первого каменного храма Приишимья. Его строительство шло около сорока лет. ■ 1782 г. – по Высочайшему указу императрицы Екатерины ІІ Коркина слобода наделена статусом города и переименована в Ишим. Позже город получил герб – золотой карась в синем поле, в знак того, что эта рыба изобилует в местных озерах и отличается отменной величиной. Строения на этой улице уникальны. Чего стоит краснокирпичный дом с элементами декора купца Клыкова, представляющий целый архитектурный ансамбль!  Особой достопримечательностью деревянного зодчества города является здание торговца Каменского, где ныне расположены классы церковноприходской школы. Жив в центре улицы бронзовый монумент вождя работы известного скульптора Николая Томского. Улица интересная, загадочная, открывающая массу тайн в своей сохранившейся старине. А еще она «говорящая». Сами переименования о многом «вещают». Была первоначально Ярмарочной, затем – Больше-Никольской, Республики, Сталина, Мира. Да. Жизнь удивительна! Век живи – век учись: узнавай, познавай, делай для себя малые и большие открытия. Исторические открытия – особые. Они влюбляют нас в родные места с уникальным прошлым и многообещающим будущим. Читайте больше: Тюменцев прогоняют с необорудованных водоемов Капремонт в поселке Новотарманский провели несмотря на долги жильцов Дым, накрывший Тюмень, пришел с Севера
Улицы города в своем названии хранят тайну многовекового появления на свет
Вид на Коркинскую улицу (сейчас ул. Ленина) с колокольни Богоявленского собора (ХIХ в.) || Фото автора и из фондов Государственного архива города Ишима

Уникальный раздел истории – краеведение. Изучать историю края – дело занятное и увлекательное. Прошлое включает игру воображения, интригует и манит загадками.

Вдоль по Коркинской...

Улицы города рассказывают своим архитектурным языком, тропинками и мостовыми не только о былых жителях. В самом названии они хранят тайну многовекового появления на свет. 

Скульптура

Памятник Ивану Коркину

Коркинская от «нулевой» версты прямиком к Богоявленскому собору выведет. Название улица получила не случайно. Была ранее Киселевской, Чапаева, Жданова. Известно, что приблизительно в этом месте на левом берегу реки Ишим казаки атамана Ермака срубили деревянную крепость в форме шестигранника с двумя сторожевыми башнями. То был головной острог ишимской линии на границе Руси и Сибирского ханства. В крепости разместился «рубежный» гарнизон для несения пограничной службы и защиты от частых набегов кочевников. Для жительства люда служивого вокруг острога срубили несколько изб – слободу. Вскоре потянулись сюда крестьяне из-за Урала. Дошли до наших дней имена основателей поселения. К примеру, казак Иван Коркин (памятник которому с недавних пор красуется в центре города, а неподалеку установлена скульптурная композиция местного автора Бориса Троегубова, запечатлевшая казака и крестьянина – первых поселенцев слободы).

Кстати, «слобода» связана со словом «свобода», где звук [в] заменен на [л]. Слобода – это село, основанное в прошлом административным путем на основании специального указа властей. Жители слобод пользовались определенными привилегиями (не платили налогов и на определенный срок освобождались от воинской повинности). Иными словами, были людьми «свободными», за что поселения данного типа стали называться слободами.

О том, что Коркина слобода не плод фантазий, свидетельствует труд немца Миллера «История Сибири», посвятившего изучению Сибири около десяти лет и проведя для этого целую экспедицию от Петербурга до Якутска. О Коркиной слободе в труде сказано: «Из Ишимских первая слобода Коркина, которая стоит на урочище над рекою Ишимом. Река эта обошла сверху вниз вокруг жилищ со всех трех сторон и токмо имеет сухим путем с четвертую, проезжую от Тобольска. От Тобольска расстояние 380 верст, а от Устья Ишимского – 250 верст. Из крепостных и прочих казенных строений имеется; в Коркиной слободе – крепость деревянная рубленая, внутри расстоянием в 188 саженей, вышина 2 сажени. В этой же крепости две башни деревянные. Да от нее книзу до Ишима-реки крепость рубленая расстоянием 135 сажен, вышиною одна сажень. И в этой же крепости двое ворот проезжих, а перед ней от яру до яру Ишима-реки – ров копаный, а позади рва имеются надолбы и рогатки». 

Дорога к храму

Скульптура

Дом Каменского

Старинная Коркинская улица прямиком к Соборной площади ведет. Ее центром является Богоявленский собор. (Младенца Петрушу Ершова крестили именно в нем 22 февраля 1815-го.) Строили храм долго, на средства прихожан. Интересно, что специально для его возведения было увеличено производство кирпича. В тринадцати «кирпичных сараях» делали до 130 тысяч штук кирпича в год. 1814-й – год окончания грандиозной стройки. В соборе было три святых престола: во имя Богоявления Господня (Крещение), Святителя и Чудотворца Николая и во имя Успения Божией Матери. Имелась библио-тека, при нем открылась воскресная школа.

До 1842-го Богоявленский собор был единственным в городе. У стен его хоронили священнослужителей и именитых горожан. Знаменитая Никольская ярмарка начиналась именно здесь торжественным молебном и колокольным звоном. А в центре площади водружали Российский нацио-нальный флаг, велась оживленная торговля.

В 1930-м храм закрыли. Шли годы. Уникальное каменное строение (высотой с восьмиэтажный дом), построенное в стиле барокко, несло невосполнимые потери внутреннего и внешнего облика...

Возрождение святыни началось в конце 90-х, когда энтузиасты-краеведы Ишима создали неформальное общественное объединение «Собор». Их целью стало сохранение объектов культурного наследия города. А восстановление памятника культуры XVIII века Богоявленского собора стало задачей «номер один». И в апреле 1992-го 36-метровый белоснежный собор вновь зазвонил в колокола, собирая прихожан на молебен.

Облик Соборной площади тоже заметно изменился. К 1995-му она приобрела современный ухоженный вид. На ней разместили мемориальную композицию «Памяти павших», появились плиты с фамилиями и Вечный огонь.

Историческое «сердце» Ишим-града

Коркинская улица, Соборная площадь и улица Ленина, в которую переходит площадь, – невыдуманная дорога истории нашего края.

С колокольни Богоявленского собора (как и в минувшие века) выделяется двухэтажное здание первого корпуса филиала ТюмГУ имени Петра Павловича Ершова. Построено оно в 1886-м для духовного училища. И поныне дизайн и архитектура здания интересны своими арочными проемами, витражами, высоченными потолками, крутыми лестницами и загадочными подвальными помещениями – везде и всюду здесь витает дух строгости и старины.

Цифры и факты

■ 1687 г. – основание Коркиной слободы дворянином Петром Онофриевым на берегу реки Ишим. В слободе находился главный форпост (укрепление с отрядом вооруженных казаков) Ишимской оборонительной линии, защищающей русских землепашцев от набегов воинственных кочевников с юга.

■ 1721 г. – в Коркиной слободе проводится первая регулярная Никольская ярмарка. Ее открытие совпадало с престольным праздником слободы – днем памяти святителя Николая Чудотворца в декабре.

■ 1775 г. – закладка в Коркиной слободе Богоявленского храма – первого каменного храма Приишимья. Его строительство шло около сорока лет.

■ 1782 г. – по Высочайшему указу императрицы Екатерины ІІ Коркина слобода наделена статусом города и переименована в Ишим. Позже город получил герб – золотой карась в синем поле, в знак того, что эта рыба изобилует в местных озерах и отличается отменной величиной.

Строения на этой улице уникальны. Чего стоит краснокирпичный дом с элементами декора купца Клыкова, представляющий целый архитектурный ансамбль! 

Особой достопримечательностью деревянного зодчества города является здание торговца Каменского, где ныне расположены классы церковноприходской школы.

Жив в центре улицы бронзовый монумент вождя работы известного скульптора Николая Томского.

Улица интересная, загадочная, открывающая массу тайн в своей сохранившейся старине. А еще она «говорящая». Сами переименования о многом «вещают». Была первоначально Ярмарочной, затем – Больше-Никольской, Республики, Сталина, Мира.

Да. Жизнь удивительна! Век живи – век учись: узнавай, познавай, делай для себя малые и большие открытия. Исторические открытия – особые. Они влюбляют нас в родные места с уникальным прошлым и многообещающим будущим.

Читайте больше:

Тюменцев прогоняют с необорудованных водоемов

Капремонт в поселке Новотарманский провели несмотря на долги жильцов

Дым, накрывший Тюмень, пришел с Севера

3978Просмотров

Читать далее
Совсем скоро станет известно, состоится ли праздник
Участники возложат венки в местах гибели моряков в годы Великой Отечественной войны
Три дня участники «Урала Творческого» создавали новые номера под руководством федеральных экспертов
Проект «Сибирский лен» проводится здесь второй год
Частный телеканал снимает программу про то, как в разных регионах России сохраняют чувашскую культуру 
Лауреатами и дипломантами фестиваля тюменцы стали, не выезжая в Самару

Опрос
Устраивает ли вас формат удаленной работы?
Да, ведь можно трудиться без привязки к офису или дому
Не совсем, у меня дома нет рабочего места
Удаленно трудиться мне не позволяет плохая связь
Нет, члены семьи мне мешают сосредоточиться
Да, это прекрасная экономия средств на поездки в офис
Нет, мне не хватает живого общения с коллегами
Меня устраивает любой формат работы