Под Тюменью есть подземные ходы. Их тайны раскрыл ветеран МВД
Что скрывает «подземная» Тюмень?
Фото Виталия Лазарева
Тюменские краеведы не знают покоя и совершают всё новые открытия в истории нашего края. Особую и любопытную страничку из давно минувших лет – тюменскую «подземку» снова пытается приоткрыть группа энтузиастов и ветеран МВД, подполковник милиции в отставке Николай Козлов.
В поисках неизведанной «подземной» Тюмени Николай Фёдорович проанализировал воспоминания коллег-краеведов, писателей, рассказы уже ушедших из жизни свидетелей и составил примерную карту подземных лабиринтов, по его мнению, появившихся под Тюменью в начале прошлого века.
– Что побудило меня покопаться в истории и опуститься под землю? Еще в детстве бабушка рассказывала мне о лихих людях, которые, по слухам, прятались в тюменских подземельях от жандармов. А в 1953 году еле спасли женщину, полностью провалившуюся в подземный ход на улице Пароходской (район Потаскуй). Позже, в 2002-м, жительница дома на Свердлова, 2 обнаружила, что пол в ее квартире на первом этаже просел. Она обратилась с претензией в администрацию, но чиновники не стали разбираться в причинах и распорядились засыпать провал строительным мусором и песком, – рассказывает Николай Козлов газете «Тюменская область сегодня».
Держать язык за зубами
Долгое время Николай Фёдорович возглавлял музей милиции Тюменской области, что был в здании бывшей пожарной части на улице Осипенко, 35.
Фото Виталия Лазарева
Однажды в музее лопнули трубы отопления, начался потоп, и ему пришлось пробить отверстие в бетонном полу, чтобы отвести воду. К удивлению хранителя музея, вода бесследно исчезла в этой дыре, а пропущенный в нее пятиметровый шест так и не коснулся дна. Тогда-то в памяти Николая Козлова всплыли воспоминания ветерана противопожарной службы Виктора Пелевина. Незадолго до смерти он рассказывал ему о таинственном подземном кирпичном ходе под домом на Осипенко.
По словам Пелевина, в середине 1930-х, обследуя территорию под пожарную часть, он нашел вход в кирпичный подвал с шестиметровыми потолками. Пройдя по нему около 75 метров в сторону Туры, он уперся в завал.
Луч фонарика выхватил из тьмы сначала борозды на кирпичах, возможно, оставленные осколками разорвавшихся гранат, а затем… скелеты нескольких людей.
О жуткой находке пожарный доложил руководству своей пожарной части, а через двое суток на «ковре» в особом отделе НКВД он клятвенно обязался держать язык за зубами. По этой же неоспоримой «рекомендации» пожарные засыпали ход мусором с обгоревшего второго этажа здания НКВД.
Фото Виталия Лазарева
Читайте также: Археологи рассказали о находках во время реконструкции улицы Ленина в Тюмени
Кто построил пожарную башню?
История умалчивает, кто до революции жил в этом двухэтажном доме на улице Томской (в 1937 году ее переименовали в честь действовавшего тогда руководителя НКВД Николая Ежова. Но после того, как его самого репрессировали за «перегибы», через два года улице дали имя летчицы Полины Осипенко – прим. авт.). Известно только, что в его подвалах когда-то размещались продовольственные склады, а на первом этаже – магазины.
В 1919 году от пожара пострадал второй, деревянный, этаж этого дома, который какое-то время простоял в запустении, но в 1925 году его облюбовало одно из городских отделений НКВД.
Примерно через десять лет, перед Великой Отечественной войной, отделение НКВД съехало в другое здание, а в этом доме обосновалась противопожарная служба. Пожарные отремонтировали второй этаж и выстроили башню. Так что ее строительство датируется 1935 годом. Потом, разломав часть стены «прибашенного дома», огнеборцы сделали гараж для пожарных машин, а во дворе построили двухэтажный деревянный дом для семей своих офицеров.
До 1989 года это здание с башней стояло на балансе противопожарной службы. Затем начальник УВД Тюменского облисполкома Вениамин Башарин передал его под музей УВД областной милиции, а руководителем назначил Николая Козлова. По его инициативе в башне вскоре открылась реставрационная мастерская.
До 1997 года здание оставалось музеем, а потом снова обрело хозяина в лице Управления государственной противопожарной службы (ныне ГУ МЧС по Тюменской области). Сейчас в этом помещении размещается центр стратегического развития.
Читайте также: Писатель-фантаст Дмитрий Сергеев дал оценку тюменской литературе
Докопаться до истины
По мнению Николая Козлова, все подземные ходы в Тюмени ведут к речному пакгаузу. Некоторые историки считают, что деревянная дореволюционная Тюмень часто страдала от пожаров и подземные ходы могли предназначаться для спасительной эвакуации обитателей зажиточных домов. Однако строительство подземных переходов даже сейчас очень затратное, а тем более выложенных кирпичом.
Загадкой остается и предназначение высоченных сводов тоннелей. Начало прошлого века было смутным временем, и купцы, возможно, опасаясь лихих людей, нуждались в конспирации. Некоторые краеведы считают, что переходы могли служить для тайного снабжения торговых домов товарами, подвозимыми гужевым транспортом с речных судов.
Фото Виталия Лазарева
Мало кто знает, но вдоль реки Туры до прибрежных пакгаузов по узкоколейной железной дороге курсировали грузовые поезда с товарами для отправки баржами на север Тобольской губернии.
Высота подземных проходов наводит на мысль, что они возводились для проезда гужевого транспорта. Вероятными строителями могли быть пленные немцы, чехи и австрийцы, которых направляли в Тюмень во время Первой мировой войны. Но свидетелей строительства тоннелей с тех пор не осталось.
В Тюмени энтузиасты-краеведы нашли вход в тоннель с тяжелой металлической дверью, запертой на большой амбарный замок.
Николай Фёдорович и его единомышленники намерены докопаться до истины. Они планируют организовать поиски самого длинного подземного хода в Тюмени и обратиться за разрешением на раскопки в областной комитет по охране объектов историко-культурного наследия Тюменской области.
Читайте также:
Ранее в сюжете



