Писатель-фантаст Дмитрий Сергеев дал оценку тюменской литературе
Для молодых журналистов ГКЧП – название магазина

Далее в сюжете: В Тюмени разработали настольную игру, которая учит оформлять патенты
Тюменский поэт и писатель-фантаст Дмитрий Сергеев родом из Донбасса, но вот уже более сорока лет живет в Сибири. Переехав в 1984 году с исторической родины в Сургут, Дмитрий Алексеевич почти сразу нашел себя в литературе и журналистике. В интервью изданию «Тюменская область сегодня» он сравнил подходы к написанию материалов спустя года.
Выбрали Тюмень, как и многие сургутяне
– Дмитрий Алексеевич, вы – журналист старой школы. Как вы думаете, в чем разница между журналистикой прошлого века и современной?
– У современных журналистов принято искать горячую информацию, даже непроверенную, лишь бы привлечь читателя. В старой же журналистике был более взвешенный подход, мы боялись опубликовать какую-то неправду.
Многие сегодняшние молодые журналисты, даже выпускники журфаков, пишут очень пресно. Мы в своих публикациях часто использовали цитаты из классической литературы, старались приводить интересные факты, исторические параллели и тому подобное. Сейчас же чаще всего описывают только события, очень мало кто вставит в текст уместную цитату или экскурс в историю.
В моей практике был такой забавный случай: однажды мы с коллегами заспорили о ГКЧП – кто из советских политиков в него входил, а кто нет, и попросили новую сотрудницу, девушку, только что пришедшую в редакцию с журналистского факультета, которая в этот момент сидела за компьютером: «Настя, посмотри состав ГКЧП». Она поворачивается, делает большие глаза и говорит: «Состав всего магазина, что ли?» Дело в том, что в Сургуте был магазин с созвучным названием. И до нас начинает доходить, что этот человек с высшим журналистским образованием ничего не знает об одном из важных моментов в истории страны, к тому же относительно недавнем.
– Вы переехали в Тюмень в 2015 году и уже десять лет живете в этом городе. Что привело вас сюда и что удерживает?
– Сначала мы с семьей не планировали покидать Сургут, это хороший город. Но с возрастом стали острее ощущаться сильные морозы, перепады температуры, и мы решили все-таки уехать с Севера. Присматривались к Подмосковью, попробовали Белгород, но в конечном итоге, как и многие бывшие сургутяне, выбрали Тюмень. Здесь оказалось очень много наших старых знакомых, даже имеется целое сургутское землячество, в которое мы тоже вступили.
Нам сразу понравилась Тюмень: старинные купеческие дома, река, ощущение покоя. Сургут – город очень суетный. Там всё время бегают, приезжают, уезжают, куда-то спешат. А в Тюмени более размеренный темп жизни, неторопливый. И подходящий климат, потому что тем, кто долгое время прожил на Севере, переезжать в южные широты очень опасно.
Два больших писателя-прозаика
– Какое впечатление произвело на вас сургутское и региональное литературное сообщество, когда вы в 80-х годах влились в него, переехав в Сибирь?
– Я попал в литературную среду, можно сказать, случайно. Писал стихи, читал для своих знакомых, родственников, и вот жена однажды смотрит местную газету и говорит: тут есть литературное объединение, сходи. Ну, я думаю, ладно, и пошел.
Литобъединение называлось «Северный огонек», его вел Николай Меркамалович Шамсутдинов, он сейчас возглавляет местную организацию Союза российских писателей. Я прочитал свои стихи, Шамсутдинов сказал, что вот, к нам пришел уже вполне сложившийся поэт. А там присутствовал представитель местной газеты, он сразу взял мои стихи для публикации, и с этого момента меня начали публиковать в разных изданиях. В конце восьмидесятых годов был большой интерес к литературе.
– А что вы думаете о нынешних западносибирских писателях? Кого из своих собратьев по перу вы могли бы особо выделить?
– У нас есть два больших писателя-прозаика. Это Леонид Иванов и Сергей Козлов. Леонид Кириллович – более традиционный писатель, а Сергей Сергеевич в большей степени склонен к экспериментам. У него есть вещи, тяготеющие к фантастике, вот и в последней его книге «Надземный переход» имеются подобные мотивы и сюжеты.
Еще хотелось бы упомянуть Андрея Александровича Маркиянова, ставшего в прошлом году лауреатом Общенациональной литературной премии Бажова, а также поэтессу Антонину Юрьевну Маркову. Она активный член нашей организации, всё время что-то организует, работает с молодежью, учит их писать. Хорошим поэтом был Виталий Огородников, но, к сожалению, умер.
«Операция Тарелка»
– А что вас привело в научную фантастику?
– Я пошел в школу, когда началась космическая эра. Мы следили за полетами первых космонавтов и читали запоем Ивана Ефремова, Александра Беляева, Рэя Брэдбери, Артура Кларка, Клиффорда Саймака, потом братья Стругацкие появились. Я даже сам пробовал писать в школьные годы, но для себя, ничего никому не показывал, потом оставил это занятие.
А когда я уже работал в Сургуте, в газете «Нефть Приобья», редакция решила на 1 апреля повеселить читателей, и я написал шуточный рассказик о том, как в Сургут прилетели инопланетяне, но многие поверили. Тогда как раз пошла мода на всякие чудесные явления – НЛО, Бермудский треугольник, снежные люди, лохнесские чудовища всякие, и тому подобное. Читатели стали звонить в редакцию, спрашивать: «Где, когда, как?»
Тогда редактор мне говорит: «Слушай, ну напиши продолжение, так, чтобы было понятно, что это всё шутка». Я выполнил задание и довел его до полного абсурда. Например, милиция гоняется за инопланетянами и хочет арестовать. Вышло оно в газете, а на следующий день звонок в редакцию, в трубке мужской голос: «У вас там опубликована статья «Операция «Тарелка». Вы знаете, когда я первую часть прочитал, то думал, что это первоапрельский розыгрыш, а это, оказывается, правда».
– Что было дальше?
– Редактор сказал: «Ну, раз тебе так верят, может, ты фантастические рассказы начнешь писать?» Я написал два больших рассказа, они были опубликованы сначала у нас, потом появились публикации в других изданиях. С этого всё и началось. В 1993 году в Омском книжном издательстве вышел мой первый сборник научно-фантастических рассказов «Ложная дверь».
Однажды, в начале десятых, меня стали путать с другим писателем-фантастом, тоже Дмитрием Сергеевым, из Иркутска. Это был человек старшего поколения, ветеран войны, он умер в 2000 году. До этого никакой путаницы не было, а когда его не стало, какие-то люди начали ставить на его странице мои рассказы.
Так что мне даже пришлось опубликовать в газете «Литературная Россия» письмо с разъяснениями по этому поводу, в котором я объяснил, чем отличаются мои фантастические рассказы от рассказов Дмитрия Гавриловича. Он писал очень серьезную такую литературу, в стиле советской научной фантастики. А я вот как начал с шуток, так у меня и дальше было много юмора, и проза у меня менее научная, а ближе к стилю фэнтези.
– Любой писатель-фантаст является в какой-то степени визионером. Скажите, как вы видите будущее? В каком мире мы будем жить через 10 или 15 лет?
– Будут развиваться цифровые технологии и искусственный интеллект, никуда мы от этого уже не денемся. Но я не думаю, что это будет для нас очень хорошо. Мы уже становимся слишком зависимыми от электронных систем. Если сегодня они помогают человеку, то потом человек станет помогать им. Искусственный интеллект будет принимать решения, а человеку будет отведена роль обслуживающего персонала при вычислительных ресурсах. Это неизбежно ухудшит мыслительные способности человека.
Вот простой пример, которому я сам был свидетелем. Одному юноше надо было умножить 326 на 20. Человек моего поколения сделал бы это просто – мысленно умножил число на десять, то есть добавил справа ноль, а к получившемуся результату прибавил бы еще столько же. Парень же не смог справиться с таким простым заданием без калькулятора в смартфоне.
Советы начинающим литераторам от Дмитрия Сергеева:
1. Больше читать. Часто оказывалось, что молодые поэты читают только себя и друг друга, но совершенно не знают классическую поэзию. А следовательно, у них нет образцов, к которым следует стремиться и уровня, на который можно ориентироваться.
2. Быть внимательнее к окружающему миру и окружающим вас людям. Постоянно глядя в телефон, ничего хорошего и удивительного не создашь и не напишешь. Черпайте образы и сюжеты из реальной жизни.
Справка
Первые рассказы Дмитрия Сергеева были опубликованы в конце 80-х годов. С тех пор у него вышли четыре книги в жанре научной фантастически – «Ложная дверь», «Изнанка мира», «Дело о черном чемодане» и «Художник сновидений». В 2019-м Сергеев стал лауреатом национальной литературной премии «Золотое перо Руси» в номинации «Экология».
Ранее «Тюменская область сегодня» назвала список книг тюменских писателей о Великой Отечественной войне. А в преддверии 80-летия Победы новую книгу «Право на память» издал краевед и историк Александр Петрушин.