Человек за новостями: история Ирины Широковой
За кулисами информационной повестки Тюменской области
Фото Сергея Куликова
Январь – знаковый для медийного сообщества России месяц. 13-го числа отмечается День российской печати. О том, как живет тюменская пресса, можно ли критиковать власть и какие проекты сегодня в работе – в интервью издания «Тюменская область сегодня» с директором департамента общественных связей Тюменской области Ириной Широковой по следам профессионального праздника работников СМИ.
– В День российской печати мы выступили организаторами встречи главы региона с профессиональным сообществом, – рассказала Ирина Александровна. – Встреча традиционная и ежегодно собирает более полусотни представителей ключевых редакций СМИ, распространяющихся в области. Вы спросите: «Почему приглашаете не только печатные издания, ведь праздник-то их? Есть же еще День радио и Международный день телевидения». Конечно, можно и так – каждых в свой праздник, но в современном мире одна редакция выпускает сразу несколько СМИ. У нас в регионе практически нет такого коллектива, который бы работал только на одно издание или канал. Журналисты печатных изданий, например, сейчас действуют в условиях значительных изменений медиаландшафта.
Если взять любую нашу «районку» (районную газету – прим. ред.), то и она выпускает как минимум печатное и интернет-издание, а еще ведет свои группы в соцсетях и мессенджерах. Вот и ваш медиахолдинг – изначально был газетой, теперь же в составе есть и газеты, и журналы, и интернет-СМИ, и социальные сети, и мессенджеры. А сейчас вы пробуете еще и с видеоконтентом работать, и в офлайн выходить.
Цель у всех одна, поэтому ранее и было принято решение в эту дату в начале каждого календарного года собираться для обсуждения планов и задач на ближайшую перспективу. Это еще и возможность для редакций рассказать губернатору лично о реализованных проектах, поделиться важными событиями и новыми инициативами. Так, на последней встрече редакторы презентовали, что интересного удалось сделать в Год героев в Тюменской области, а также делились идеями на предстоящий Год единства народов России.
О главных вызовах и критике власти
– Какие темы или события за последние годы были самыми сложными с точки зрения освещения?
– Пандемия, паводок и СВО. Эти события требовали от журналистов профессионализма и этического подхода, «отточили» наши умения работать в условиях неопределенности и высокого информационного давления. Почему?
Пандемия была сложной из-за длительности процесса, неизвестности и быстро меняющейся ситуации. Появлялись новые данные о вирусе, постоянно обновлялись меры профилактики и лечения. Было много информационного шума, противоречивых фактов, включая фейки и ложные теории. Население волновалось, и это эмоциональное состояние аудитории нужно было учитывать. А если вспомнить, в Тюменской области был зарегистрирован один из двух первых случаев COVID-19 у человека.
Мы принимали первый борт из Китая с нашими гражданами на обсервацию. Задача не допустить паники оказалась непростой, надо было оперативно, без права на ошибку, во всех медиасредах с присущим им языком, видами контента, доносить актуальную информацию. На нас в то время обрушился шквал запросов СМИ со всей России. Для централизации потока всей информации Павел Викторович Белявский (предыдущий директор департамента – прим. ред.) придумал тогда создать телеграм-канал «Оперативный штаб правительства Тюменской области» и единое окно для запросов СМИ (чат-бот). Ежедневно выходили видеосводки с информацией по обстановке с ковидом и т.д. Это только один из инструментов работы с повесткой, который мы применили первыми в стране. И применяем до сих пор. Только сейчас это «Информационный центр правительства Тюменской области», который, кстати, уже есть и на отечественной площадке в мессенджере МАХ.
ВКС с Минфцифры с отчетом по теме государственных пабликов | Фото из телеграм-канала Ирины Широковой
Во время паводка в 2024 году от нас также требовалась быстрая реакция на постоянно меняющуюся ситуацию. А как она станет развиваться, было не до конца понятно. Это ведь ЧС. Задержка или искажение информации могли привести к панике и неправильным действиям населения. Вместе с губернатором тогда большая часть сотрудников департамента работала на месте событий, в эпицентре паводка. В режиме нон-стоп, без выходных работал региональный оперштаб. Тогда мы сделали выездные пресс-центры (их было два, по количеству рек – прим. ред.), которые стали не просто местом для работы журналистов со всей страны, но и точкой сбора, аккумуляции информационных потоков. С колес выходили сводки, мы рассказывали о выплатах и необходимости эвакуации. Главное – не допустили паники.
Наш опыт информационной работы был признан лучшим в России. Кстати, наша кампания по информированию о паводке в Тюменской области в 2024 году стала лауреатом XIII программы «Лучшие социальные проекты России» и победителем в номинации «Продвижение государственных и общественных программ» премии в области коммуникаций «Серебряный Лучник» – Урал.
В освещении СВО мы столкнулись с массированным потоком дезинформации, которую нужно было фильтровать. Роскомнадзор блокировал тысячи фейковых материалов. В разы увеличилась работа с разъяснениями и обращениями в социальных сетях и на «Платформе обратной связи». Работа на этом ресурсе в Тюменской области в 2025 году вошла в топ-10 регионов по стране.
Читайте также: «И тогда, и сейчас нужно отстаивать интересы России»: большое интервью Андрея Артюхова
– Недавно дело о критике власти дошло до Верховного суда. А как вы лично относитесь к реакции граждан на действия органов власти?
– Главное, чтобы критика была конструктивной. Иными словами – просто качественной обратной связью. Лично для меня конструктив – это всегда уважение к разным точкам зрения. Руководителю важно заранее просчитать, увидеть, где могут быть сбои. В этом нам помогают возможности обратной связи – мы запускаем анкеты, проводим опросы общественного мнения или предлагаем поделиться своим мнением в соцсетях. Для этого на «Госуслугах» работает сервис «Платформа обратной связи».
То же самое касается и медиа. Мы за то, чтобы соблюдался журналистский стандарт, чтобы не было ситуаций, когда, в погоне за громкими заголовками, приводят только одну позицию. Чтобы при подготовке материалов журналисты были объективны, использовали достоверные и проверенные факты, соблюдали баланс мнений.
33 структуры, тысяча человек и одна команда
– Вы возглавили департамент в августе 2023 года. Что стали менять в первую очередь?
– И до, и после моего назначения на эту должность я была в команде с Павлом Викторовичем (Белявским). В департамент пришла в августе 2017 года. Вместе с ним разрабатывали вектор, которому департамент и сегодня следует и продолжает решать все поставленные задачи.
А в целом, сразу всё не поменять. У нас 33 подведомственных учреждения, это почти тысяча человек. С каждым сегментом работаем последовательно. Перезагружали типографии Тюменского издательского дома, чтобы сохранить их в регионе. В пандемию запустили в новом формате региональное телевидение, а следом переходили на «цифру», подключая жителей региона к цифровому вещанию. Трансформировали и медиахолдинг «Тюменская область сегодня». Каждый год что-то меняем, совершенствуем. Думаем, что изменить в районных медиа. Смотрим на проблемы с точки зрения и содержания, и формата. Может, СМИ стоит расширить функционал, быть еще и центром общественной жизни – точкой притяжения для жителей? Например, ваша газета «Тюменская область сегодня» стала активно выходить в офлайн и запускать акции наподобие «Киноподвига» (бесплатные кинопоказы военных фильмов в честь 80-летия Победы – прим. ред.).
Фото Сергея Куликова
– В октябре департаменту общественных связей будет 10 лет. Как за это время менялись его миссия и задачи?
– Главная миссия департамента осталась неизменной. Мы отвечаем за формирование единого информационного пространства, поддержку региональных СМИ и реализацию государственной политики в сфере массовых коммуникаций. Ее реализация адаптируется к изменениям в структуре правительства, технологическому развитию и актуальным социальным задачам.
Например, раньше департамент занимался распространением информации: есть новость – мы ее везде публикуем. Позже стратегия поменялась – в центре внимания оказался инфоповод и его создание, в том числе и органами власти. Сместили акцент в сторону новых медиа – это всё, что касается социальных сетей, работы в интернете и с лидерами общественного мнения. Изменилось и законодательство: в соцсетях появились наши официальные каналы информации, так называемые «госпаблики», создали систему инцидент-менеджмента и платформу обратной связи. У каждого органа власти теперь есть свои группы и каналы на разных площадках – мы помогаем их администрировать и отрабатывать обращения от жителей.
Сейчас у нас новый вызов – искусственный интеллект. Случаи, когда люди производят в нейросетях фото- и видеофейки, учащаются. Нужно очень быстро реагировать и опровергать недостоверную информацию. Но ИИ ведь – не только о фейках. Наши подведомственные организации, особенно СМИ, активно осваивают и внедряют его и, как говорится, в хороший продукт. ИИ помогает нам, например, в медиамониторинге и анализе общественного мнения, при умелом использовании дает возможность быстро реагировать на кризисные ситуации, формировать правильную коммуникационную стратегию.
Губернатор Тюменской области Александр Моор подчеркивал, что ИИ – это «мощнейшая технологическая сила, которая меняет облик экономики», и она должна использоваться для повышения качества жизни граждан. Это значит – идем дальше и цифровизируем процессы.
Читайте также: От тюменского дома до калмыцкой степи: вышитые сказания Людмилы Ульяновой
– В 2025 году молодежную политику выделили в отдельный департамент. Что это изменило в вашей работе?
– Да, молодежная политика, как и во всей стране, по поручению президента России, в нашем регионе ушла в отдельный орган власти. Почти 10 лет департамент курировал это направление. В рейтингах молодежной политики за это время регион держал лидерские позиции среди субъектов страны. Так, наша команда, организовавшая форум молодежи Уральского федерального округа «УТРО», в прошлом году заняла третье место в номинации «Молодежное событие года» Всероссийской премии молодежных достижений «Время молодых». Вообще в прошлом году более 350 тысяч молодых людей стали участниками наших мероприятий, которых мы провели в наших общественных пространствах порядка пяти тысяч, в том числе и юбилейный, 30-й фестиваль «Студенческая весна».
У стенда Тюменской области на Всемирном фестивале молодежи в «Сириусе» | Фото из телеграм-канала Ирины Широковой
Еще раньше, в 2024 году, в рамках рейтинга Ассоциации молодежных правительств Российской Федерации наш студсовет завоевал звание «Лучшее молодежное правительство» – вошел в топ-5 молодежных правительств России и занял первое место в УрФО. А также третье место в премии «Время молодых» занял Студенческий совет Тюменской области.
По линии молодежной политики за этот период наш департамент запустил несколько общественных пространств. Это и театральный центр «Космос», и мультицентры «Контора пароходства» и «Моя территория» в городах Ишим, Тобольск и Тюмень.
На уровне губернатора Тюменской области было принято решение – оставить данную инфраструктуру у нас в департаменте, так как она работает не только для молодежи, но и для всех жителей региона.
Читайте также: Евгений Хромин: «Любовь к спорту от отца удалось привить своим детям»
В 2019 году «Контора пароходства» запускалась как центр развития визуальной культуры и мышления в целом, поддержки «создателей», тогда она была единственной такой площадкой. Сегодня подобных пространств, которые тоже работают над этими задачами, уже много. В областном центре это ТАРКИ, улица Дзержинского с ее разными активностями, центр стратегического развития «Сибирь», Лаборатория мышления, коммуникации и смыслов в Тюменском технопарке, появился и ряд весьма интересных коммерческих проектов. В 2019 году мы как раз мечтали о том, чтобы таких точек производства «смыслов» становилось как можно больше. Сейчас мы хотим собраться с данными командами и обсудить, какие новые направления и проекты нужны для жителей региона, что может стать новой точкой роста. Провести своеобразную перезагрузку деятельности.
Когда я рассказала своей маме, что больше не курирую молодежную политику, она с надеждой спросила: «Тебе теперь, наверное, легче будет?» (улыбается).
Работы меньше не становится. Как я уже сказала, у нас остались общественные пространства, плюс мы обеспечиваем взаимодействие с Администрацией президента, реализуем общественные проекты по их линии. Такие как запуск филиала Национального центра «Россия», участие в работе проекта «Боевой кадровый резерв Тюменской области», аналога федеральной программы «Время Героев». В ноябре выступили соорганизаторами региональных дней Всероссийского форума муниципальных образований «Малая родина – сила России». Думаю, что будут и новые проекты.
На заседании Общественного совета проекта «Боевой кадровый резерв Тюменской области» | Фото из телеграм-канала Ирины Широковой
– А существует ли тюменская школа госуправления и коммуникации?
– Если говорить о тюменской школе управления, а у нас есть именно такой устойчивый термин сегодня, то это про подход к делу, ответственность за результат, командность и преемственность. Я, например, работала заместителем у Павла Викторовича Белявского, а после его повышения возглавила департамент. У нас люди растут внутри системы, и для этого создаются разные механизмы.
В нашем регионе много настоящих профессионалов, есть продуктивная среда и есть чему поучиться. В тюменской команде ориентир на постоянное развитие. Мы регулярно проводим стратегические сессии, где делимся результатами работы, что-то совместно проектируем, создаем общий словарь понятий и вызовов.
Каждый передает свой сильный опыт и учит других.
Утром – Кремль, вечером – семейная свечка
– Вы – многодетная мама. Как оберегаете детей от нежелательного контента?
– Мне кажется, это боль всех мам (смеется). У сына стоит родительский контроль на телефоне. А дочери уже больше 14 лет – и ей нужно самой учиться контролировать потоки информации. Поэтому говорим о выборе, о формировании инфополя под свои задачи и интересы. Но это сложно. Тебе как родителю хочется одного, а подростку порой – другого.
– А есть ли семейные ритуалы без гаджетов?
– Нам очень нравится вместе играть в настольные игры. Мне, правда, не всегда хватает времени и терпения доигрывать до конца (смеется).
Еще когда пьем чай или ужинаем, зажигаем свечу и делимся эмоциями. К сожалению, не каждый день удается, но итоги недели в таком формате всегда стараемся подводить. Традиция вечернего огонька нравится мне еще с тех пор, как я работала вожатой в детском лагере.
И у нас есть закрытый семейный канал, где мы с детьми подводим итоги месяца – самое яркое событие, фотографии и просто заметки. Я за то, чтобы хранить историю и воспоминания.
Читайте также: Олег Ямпольский случайно встретился на гражданке со спасавшей его медсестрой
– В некоторых СМИ пишут, что вы родились в семье военных врачей. Это так? Оттуда системность, умение брать на себя ответственность, «ставить диагнозы» и «лечить»?
– Врач у меня только папа. Он – военный хирург. Мама, как жена военного, везде следовала за ним. Работала в военных частях в экономическом блоке. Они и в Монголии служили, и Байкало-Амурскую магистраль строили. Им даже недавно в администрации города вручали медали к юбилею этого события. Заканчивал службу отец в звании подполковника начальником в военном госпитале.
Как оказались в Тюмени? Тут целая история (улыбается). Когда-то папе дали направление: на выбор Рязань или Тюмень. Правда, это выяснилось чуть ли не 30 с лишним лет спустя на семейных посиделках – мама даже не знала об этой истории! В то время Рязань казалась как будто бы перспективнее, да и ближе к малой родине – мы родом из Мордовии. Но папа сделал свой выбор, и когда мне было два года, мы переехали в Тюмень. За это ему огромная благодарность, так как я очень люблю наш город.
– В вашей жизни была молодежная палата, «Молодая Гвардия». Что из общественной деятельности оказалось самым ценным, что вы до сих пор применяете в своей работе?
– Опыт работы в команде и навыки коммуникации. На этих новогодних праздниках мы играли с детьми. Участники по очереди тянули карточки с вопросами. Мне достался такой: «Если бы вы писали книгу, то о чём?» Я ответила, что она была бы про коммуникации. Это один из важнейших навыков сейчас.
Мне кажется, что многие сложности в современном мире – от геополитики до семьи – происходят из-за трудностей в коммуникации. Одни не понимают, как их строить, другие не хотят слышать отличные от своего мнения. Даже на работе бывают такие ситуации, когда объясняешь, но упустил лишь один маленький момент, и всё – что-нибудь придется исправлять.
– На какие ресурсы вы обязательно заглядываете утром, чтобы понять повестку дня?
– У нас есть собственный мониторинг, он работает практически в круглосуточном режиме. В первую очередь читаю его. Я подписана на многие каналы, которые публикуют разные общественно-политические кейсы. Есть ресурсы, которые читаю для общего развития: каналы про креатив, социальную рекламу, маркетинг. Ну и, естественно, отраслевые медиаканалы.
– Какой совет вы бы дали себе, недавно окончившей университет и начинающей путь в молодежной политике?
– Больше смелости.
Фото Сергея Куликова
Ранее в сюжете



