Между андеграундом и славой: кто создает тюменскую музыку сегодня
Где выступают молодые исполнители и чем творчество Тюмени отличается от Екатеринбурга – рассказывают сами музыканты
Фото Антона Жемелинского
Молодость не делит музыку на рок, хип-хоп или фолк. Молодость ищет драйва, который заставит голову трястись в такт. Какие эмоции вызывают концерты у молодых тюменцев? Куда они идут, чтобы спеть любимые песни и поделиться своим творчеством? Об этом – проект «Музыка нас связала» фотожурналиста Антона Жемелинских из Исетского округа.
Молодой человек собрал в одной книге фотографии с тюменских концертов 2021-2025 годов. Пятьдесят страниц контрастных изображений хранят в себе прыжки по сцене, вспышки света и объятия зрителей. Снимками поделились местные фотографы Екатерина Фатьянова и Амина Набиева. Часть кадров Антон взял из своего архива. Фотографии объединены местом – будь то бары «Дом печати», «Cheerduck», «Цоколь» или «Сайгон». Именно здесь проходят квартирники, на которых собираются тюменские авторы и кавер-группы.
– На концертах люди отвлекаются от рутины. Это и вызывает у меня интерес как фотографа: возможность задокументировать их эмоции. В то же время я хотел, чтобы сами участники проекта: музыканты, организаторы концертов и фотографы ответили, чем именно их привлекают концерты, – познакомиться с ответами можно на моем сайте, – рассказал Антон Жемелинских.
«Тюменская область сегодня» пообщалась с героями проекта, чтобы выяснить, как выглядит музыкальная сцена Тюмени.
Отправная точка – сцена в баре
Концерт в баре – это первая встреча музыканта с публикой. Здесь всех делает ближе небольшая сцена и тесный зал. Билеты на входе стоят в пределах 300 рублей, и очень быстро их не остается. Публику объединяет чувство стиля: юноши и девушки щеголяют находками из барахолок. Можно встретить и кружевные платья, и джинсы-клеш. Субкультуры сливаются в один котел индивидуальностей. Эмо, хиппи, скинхед – эти ярлыки давно ушли в прошлое. Каждый выбирает, кем он будет сегодня.
Будущие «Хендриксы», «Кидисы», «Йорки» начинают карьеру с каверов. Они играют в группах из двух-трех человек и квартирники для них – отличный шанс почувствовать себя рок-звездой. Нужно совсем мало – взять гитару и выучить любимую песню, и тогда ближайшую пару часов зал будет дышать в одном ритме.
Фото Амины Набиевой
Владимир Тихоненко, организатор проектов «Квартирник», «Здесь андерграунд»:
На мой взгляд, перспективных площадок для выступлений в Тюмени сейчас мало. Мы начали в декабре 2020 года. Было много разных концертов. Большинство из них с тематические: к 14 февраля, к Новому году, летние уличные, посвящённые эпохам: 90-е, 00-е, наши дни. Были трибьюты разным группам и музыкантам. Раньше делали раз-два в месяц. Потом реже. В этом году было всего два концерта.
Квартирники стали реже, потому что мы выросли. Мы начали это делать в 20-м году, когда мне было 18 лет, сейчас мне уже 24, и у меня много своих дел: работа, проекты, дом. В общем, квартирники для меня в прошлом. Очень хотелось, чтобы кто-то помоложе взял эстафету на себя.
Возможностей для развития музыкантов много, главное – не писать в стол и делать акцент на своём продвижении. У нас есть успешные ребята, которые уже были на ТВ-проектах, попадали в разные плейлисты и подборки. Сегодня наши музыканты вышли на новый уровень и занимаются развитием карьеры, среди них Ксюша Кушнер, Аня Решетарь, Анна Перевозкина, группы «Зрачки» и «Плохой опыт».
– Я не знаю, буду ли всю жизнь играть музыку на концертах, но если буду, то только по одной причине — это самое яркое высвобождение животной, потаённой энергии, которая кроется в нас, – делится Михаил Генбаруков, лидер группы «Плохой опыт».
Фото Амины Набиевой
Читайте также: 20-летние музыканты из Тюмени пишут музыку на дому
Петр Демин, организатор «Vinyl fest», руководитель студии звукозаписи:
Тюменская сцена, если брать точечно рок‑музыкантов и хип‑хоп‑музыкантов, – это всё андеграунд. Есть очень много классных ребят, которые делают классную музыку, но всё ещё никуда не вырвались. Конечно же, есть и популярные исполнители и у нас в Тюмени, но они известны локально.
Из команд я знаю только нас и команду «Музсходки», в которой я тоже задействован. Слежу, конечно же, за своими исполнителями из команды Vinyl (KRAM, AnnFail, meend, Сказка, SVERO, нестабилен, medalist, Haron). Но также, отдельно от своих, хочу отметить группы DEATHCHANNEL, «ЗАВТРА БРОШУ», «Зрачки», OTRAZI, Monty Frai, «Плохой опыт», «КАРАУЛ».
И вообще, все тюменские группы крутые. Многие налаживают контакты, активно занимаются продвижением в социальных сетях, уже ездят в туры по ближайшим городам. Но самое главное – все работают над звуком. Мы стремимся быть ближе к соседям. В этом помогает всероссийский фестиваль «Музсходка» и лаборатория M’uzLab, куда каждый год съезжаются музыканты со всей страны.
Фото Михаила Кривощекова
– Тюмени нужно научиться делать коллаборации и создавать культ, как было у Сиэтла, у Детройта, у Бристоля. Смешиваться, создавать новую моду, – говорит Роман Климов, лидер группы «Теория симуляции».
Читайте также: «Музсходка» в Тюмени открыла новые имена в авторской музыке
Маяк
Музыканты нередко организовывают концерты, чтобы делиться своим творчеством. Небольшие тусовки из нескольких групп и исполнителей объединяются в таких проектах как «Маяк». Студенты Алиса Коротаева и Иван Медведев учатся на первом курсе ТюмГУ и проводят концерты. За год они их было 14: от кавер-вечеров до настоящего инди-фестиваля. Как признается Алиса, если чем-то загореться – то хочется делать, делать и делать.
Начинали в клубе Place, а после его закрытия переместились в клуб «Цоколь». Помимо крупных мероприятий на сотню человек, команда устраивает камерные вечера в маленьком баре «Хижина Лесника», рассчитанном на 40 гостей.
– Для меня подобные концерты – это доказательство того, что в нашем городе есть классные музыканты, способные делать качественную музыку, – делится Алиса Коротаева.
Недавно ребята запустили музыкальный лейбл, в рамках которого планируют помогать начинающим артистам с продвижением, размещением песен на стриминговых площадках, и визуальным оформлением их творчества: от обложек до мерча.
Фото Екатерины Фатьяновой
Полина Шадрина, концертный фотограф и журналист Екатеринбурга:
Тюменская сцена выглядит на удивление молодой и контрастной. Создается ощущение, что музыкальная активность, существовавшая в регионе всегда, переживает сейчас резкий ренессанс, движимый преимущественно молодежью. Этот всплеск особенно заметен на фоне легендарного прошлого. После эпохи 80-х и 90-х, подарившей такие культовые имена, как «Кооператив Ништяк», «Белая Горячка», «Инструкция по выживанию» и «Табу», возникла своего рода культурная пропасть. То, что мы видим сейчас – это совершенно новое поколение, которое формирует актуальный облик сцены, опираясь на иные эстетические принципы.
Фото Михаила Кривощекова
Главное отличие Тюмени от Екатеринбурга – это, к сожалению, недостаток разнообразия и развития. Для такой небольшой сцены многие коллективы звучат одинаково. Я вижу в этом дурное влияние сибирского панка, которое, вместо развития, часто приводит к «недоразвитию». Создаются новые коллективы из уже известных музыкантов, но они быстро распадаются, не успев заявить о себе. Постоянная текучка музыкантов в популярных коллективах – серьезная проблема, которая негативно сказывается на целостности звучания и общем восприятии. Кроме того, ощущается острый дефицит в организации. В Тюмени сложно выступать, и тюменским группам из-за неопытности тяжело пробиться к нам, в Екатеринбург, который заслуженно носит звание третьей столицы рока и вообще-то обладает высокоразвитой музыкальной инфраструктурой. Но в погоне за соседями тюменским музыкантам крайне важно сохранить самобытность и ту искренность, которая сейчас является главным козырем местной молодежи.
Фото Михаила Кривощекова
Читайте также:
Рецептами осенних супов с тюменцами поделилась Бабушка-иностранка
В тюменском ЦУМе прошел модный показ про российских женщин XXI века

