40 лет ожидания: почему очередь за льготной древесиной в Тюменской области растянулась на десятилетия
Лес рубят – щепки летят в карман
Фото Дениса Моргунова
Далее в сюжете: Как в Тюменской области изменились цены на продукты за год
Очередь за льготной древесиной в Тюменской области растянулась на десятилетия вперед. Пока одним не хватает кубометров на дом, другие налаживают нелегальный бизнес, продавая полученный лес. Кто виноват в гигантских очередях, как работает черный рынок и как органы власти вместе с общественными организациями решают эту проблему – в материале «Тюменской области сегодня».
40 лет ждать своей очереди
– На сегодняшний день скопилось порядка 14 000 заявлений на договоры купли-продажи. Если посчитать в объемах древесины, то это составляет больше 900 тысяч кубических метров. Это серьезная социальная проблема. А если пересчитать заявки во временных рамках, то – с учетом территориальных особенностей лесничеств – такая очередь может реализовываться от 5 до 40 лет, – комментирует ситуацию Анна Синдирева, председатель комиссии по охране окружающей среды и экологическому воспитанию, заведующая кафедрой геоэкологии и природопользования ТюмГУ.
Кроме того, в своих обращениях граждане жалуются, что «льготники» используют древесину не по целевому назначению. Некоторые «счастливчики», дождавшиеся своей очереди, не строят дома, а продают кубометры соседям.
Уже не нужно?
– Ко мне, как председателю общественной организации, обращаются многодетные семьи по поводу выделения земли и древесины. Но когда очередь доходит до кого-то, ему говорят приходить заключать договор. А он за это время построил себе дом, и этот лес ему уже не нужен. Он возьмет и, конечно, продаст его. И тут же попадет под действие закона, – рассуждает председатель общественной организации «Вайнах» Албек Мусалиев.
В этом случае логика достаточно простая – мол, если не дождался древесины, вложил свои накопления, то потом можно обратно поменять появившиеся кубометры на деньги. Но вот федеральный закон такую логику не разделяет.
– В законе говорится, что гражданин имеет право получить насаждения, заключив договор купли-продажи. Альтернативы в Лесном кодексе не предусмотрено. Это не льгота какая-то – гражданин не получает услугу, а покупает конкретный товар по конкретной стоимости, – объясняет тонкости закона Леонид Остроумов, директор департамента лесного комплекса Тюменской области.
Читайте также: Как повышение НДС отразится на жизни тюменцев – объясняют эксперты
Ни щепки мимо
В данном случае плата за кубометр минимальна по сравнению с рыночными и аукционными ценами. Чтобы лес использовать в хозяйственных целях, его требуется срубить – эти работы оплачивает гражданин или выполняет их самостоятельно. При этом, опять же, он не может «поблагодарить» соседа за помощь в вырубке и отдать часть своей древесины:
– Эта норма закреплена лесным законодательством и прописана в каждом договоре, – подчёркивает Леонид Остроумов. – Древесина, предоставляемая в виде насаждений, может быть использована только для заявленных собственных нужд – например, строительства жилого дома. Отчуждать ее – продавать, расплачиваться ею в натуре – запрещено. Если он так сделает, это будет считаться не целевым использованием, а получением личной выгоды.
По словам Остроумова, в конкретное лесничество ехать гражданину не нужно. Все делается через портал Госуслуг посредством электронного обращения.
– Принцип экстерриториальности означает, что вне зависимости от места жительства, гражданин может обратиться за древесиной в любое лесничество Тюменской области. Мы всегда информируем граждан, что на сегодняшний день самая короткая очередь – в Уватском лесничестве. Это самое большое наше лесничество с самой большой расчетной лесосекой. Там реально заключить договор и заготовить древесину в течение года с даты обращения, – говорит директор департамента.
Желающих будет еще больше
В данный момент желающие купить тюменскую древесину состоят в нескольких очередях. Первая – это члены семей погибших участников СВО и ветераны СВО, награжденные орденами. Далее идут малоимущие граждане, затем – многодетные семьи, получившие земельный участок. И только потом уже все остальные – это так называемая четвертая, общая очередь. Она самая многочисленная, и движется только в том случае, если нет заявлений от льготных категорий. Помимо этого, региональным законом закреплено право на покупку древесины вне очереди – оно доступно тем, кто потерял жилье из-за пожара иди другой чрезвычайной ситуации.
При этом, как утверждают эксперты, льготные категории расширят.
– Нужно обеспечить такую форму поддержки бойцам СВО – и не важно, награждены они или нет. Естественно, если доводить эту информацию до населения, в том числе до ребят, которые вернулись из специальной военной операции, то желающих наверняка будет больше, – рассуждает Виктор Пильников, член Совета Торгово-промышленной палаты РФ. – И естественно, эта категория граждан попадает в льготную очередь, они имеют право на внеочередное получение. Нагрузка увеличится, поэтому баланс нужно выстраивать уже здесь и сейчас.
Фото Дениса Моргунова
Каждому по потребностям
Решением может стать снижение нормы выдачи древесины, но обоснованное расчётами специалистов. К тому же, как отмечают эксперты, появились альтернативы – новые материалы, которые заменяют лесоматериалы в строительстве домов.
– Современным направлением считается каркасно-щитовое строительство – это строительство из деревянного каркаса, цельной древесины, заполненной между основными стойками утеплителем. Он имеет очень низкий коэффициент теплопроводности и позволяет обеспечить норму теплозащиты при тонкой толщине стены даже в северных регионах, – подчёркивает Лариса Епифанцева, доцент кафедры строительных конструкций ТИУ. – Это технология позволяет, во-первых, экономить древесину, а во-вторых, экономить средства, так как утеплитель обходится дешевле цельного бруса или бревна.
Вместе с методами строительства поменялись и нормы «метров» в расчёте на человека.
– По данным Росстата, на семью – а это в среднем 2.9 человека – требуется 58.2 квадратных метра требуемой площади. Исходя из этой цифры и используя нормативные документы, можно посчитать, сколько нужно использовать пиломатериалов и круглой древесины, – объясняет Лариса Рафаиловна.
При этом по старым требованиям строительства нормы метров на человека были гораздо меньше. Например, в панельной серии 095 – постройках 80-ых годов – трехкомнатные квартиры состояли из 36 квадратных метров. Тогда как по новым расчетам на семью из двух человек приходится 42 кв. метра.
Читайте также: Тюменская таможня: машин стали ввозить меньше из-за роста утильсбора
Вопрос демографии
– Если есть 14 000 заявлений, и мы исходим из слов президента, что семья должна быть, условно, из 5 человек... Значит, если на одного человека предполагается 20 квадратных метров, то получается, каждый дом должен быть построен площадью 100 квадратных метров. Умножаем и получается, что миллион четыреста тысяч квадратных метров дополнительного жилья должно появиться в Тюменской области, – рассуждает Анатолий Брехунцов, член Общественной палаты Тюменской области. – И если мы говорим, что в каждой семье должно быть по три ребенка, то 14 тысяч умножаем на 3 и получаем около 50 тысяч человек. Это население, которое появится в ближайшее время.
Член Общественной палаты считает, что правительство, выполняя поручения президента по демографии, должно рассмотреть и вопрос очереди за древесиной:
– Нужно рассмотреть и проанализировать, а сколько же человек реально нуждается из этих четырнадцати тысяч? Может оказаться, что всего шесть тысяч. А всех остальных должны отсеять, – предлагает Анатолий Брехунцов.
Фото Екатерины Христозовой
Тонкости черного рынка
Когда гражданин подает заявление на заключение договора, обязательным документом является право собственности на земельный участок. Таким же «сильным» аргументом для заявления считают уведомление о строительстве. И всё же древесину перепродают вместе с землей. Как?
– У граждан есть год на заготовку, и в течение следующего года мы приходим с проверкой целевого использования и спрашиваем: куда делась древесина, начато ли строительство? – объясняет ситуацию Виктория Горшкова, директор Тюменского управления лесами. – Граждане на проверку не являются, у них нет за это прямой ответственности. И мы стали приходить на пустые участки. Сделали запросы в Росреестр и получили шокирующие данные. Например, в 4 квартале 2025 года мы взяли два лесничества, где заключается больше всего договоров именно на строительство – это Тюменское и Ялуторовское лесничества. В выборку попало 83 договора. Когда мы сделали запросы, выяснилось, что 23 земельных участка, на которые запрашивалась древесина для строительства, уже были проданы.
Если нет участка, то, вероятно, и нет древесины, которая предназначалась для строительства. Но если земельный участок гражданин имеет право продать, то древесину нет – опять же, это прямо запрещено Лесным кодексом.
– Сотрудничество с другими ведомствами складывается в общую картину, пазл, который мы хотим собрать. Ведь нам нужно искоренять нелегальный оборот древесины. Это черный рынок: те, кто покупают древесину у граждан, не декларируют ее. С учетом выхода пиломатериала около 60% от объема, они получают значительную прибыль. И все это – вне налоговой системы, – добавляет Виктория Горшкова.
Читайте также: Тюменские самозанятые: всё о пенсиях, больничных и социальных выплатах
Так что же делать?
Для изменения ситуации необходимо внести правки как минимум в пять профильных законов, утверждают эксперты. Конечно же, нельзя «трогать» льготные категории – граждан, у которых сгорел дом или пострадал из-за паводка. Также незащищены жители негазифицированных районов, дрова им нужны для печного отопления.
– Но у нас есть и такие категории, которые недобросовестно используют свое право. Они получают лес, а потом начинают его перепродавать. Эта практика сплошь и рядом, судя по обращениям из разных районов. И это, само собой, только увеличивает очередь, – подчеркивает Артур Юрьев, председатель Общественного совета при УФАС России по Тюменской области. – У нас есть предложение, чтобы вышеупомянутые участники – исполнительная и законодательная власть – проанализировали текущую очередь в эти 14 тысяч заявок. Возможно, кто-то из этих 14 тысяч уже не нуждается в лесе. То есть это реальная работа, которую нужно провести «в полях».
Фото Дениса Моргунова
Эксперт считает, что представителям департамента лесного комплекса и их подведомственным учреждениям нужно на местах выяснять детали. Например, у гражданина есть дом с печным отоплением, но его улица уже газифицирована. Тогда зачем ему древесина?
– Плюс ко всему, у нас есть понимание, что тарифная политика на лес не менялась. Затратная же часть давно претерпела изменения. Экономические процессы идут, цены растут – это пополнение бюджет. А всё, что связано с пополнением бюджета, благо для самих же граждан – так в муниципалитетах появляются спортивные площадки и так далее, – говорит Юрьев.
Читайте также:
В Тюмени дорожает аренда жилья
Причинами замедления экономики и прогнозами поделился финансист Павел Клок
Ранее в сюжете



