О чем говорят археологические раскопки в Тюменской области?
И как здесь жили люди до Ермака
Археолог Александр Ткачёв и глиняная фигурка барашка, найденная на поселении Оськино Болото (Ялуторовский район) | Фото предоставлены некоммерческой организацией «МАНУЛ»
Далее в сюжете: Ученый Хорошавин назвал реальные причины обмеления Туры в Тюмени
Александр Ткачёв, директор Междисциплинарной археологической научно-учебной лаборатории (сокращенно – МАНУЛ), интересовался археологией со школьных времен. После защиты научной диссертации молодой кандидат исторических наук решил объединить своих коллег-ученых, студентов и просто неравнодушных к истории родного края людей для изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия Тюменской области.
Рождение «МАНУЛа»
– Научное сообщество очень разрозненно, и с этим надо что-то делать. Поэтому родилась идея создания своей организации. Возможных форматов было два: либо уходить в коммерцию и создавать ООО, либо все-таки попытаться сделать что-то для людей, для науки и культуры. Я выбрал второй вариант. Зимой 2022 года собрал пакет документов, и спустя год с небольшим на свет появилась некоммерческая организация «МАНУЛ», – рассказывает Александр Ткачёв.
Еще около года понадобилось, чтобы разобраться, как всё это работает – с отчетностью, документацией, налогами. Параллельно разработали и сделали сайт, запустили социальные сети. Открыли мини-офис и несколько помещений для хранения оборудования и коллекций, сформировали команду волонтеров.
– Какие цели и задачи ставит перед собой ваше сообщество?
– Целей у нас по большому счету две. Одна – чисто научная: раскопки, обработка материалов, публикации, работа с научным сообществом… А вторая – популяризация нашего культурного наследия, древней истории, вовлечение в эту деятельность школьников и студентов, а также попытка установить сотрудничество между различными организациями и специалистами, чтобы мы работали в едином поле и пространстве.
– Каждое лето вы выезжаете в археологические экспедиции. Как они выглядят на практике?
– Есть два варианта экспедиций. Первая – учебно-археологические практика, где мы обучаем студентов методике археологических исследований, работе в полевых условиях Основной компонент здесь образовательный.
Второй вариант – это научное исследование, когда мы ставим перед собой конкретную цель. Например, нам нужна информация об определенном историческом периоде или объектах, и мы едем их изучать целенаправленно, обычно с командой. Как правило, случайные люди туда не попадают. Это полноценные, настоящие научные экспедиции.
Древние захоронения
К нашей беседе присоединилась заместитель директора по организационно-правовым вопросам «МАНУЛа» Дарья Скорикова.
– Дарья, какие из результатов своей работы вы считаете наиболее важными и интересными?
– Мы не делим свои находки на важные и неважные, потому что для науки важно всё. А интересные действительно были. Например, вот такой брелок в виде фигурки барашка. Это точная копия скульптурки, найденной на поселении Оськино Болото. Есть еще фигурка человечка с поселения Ново-Шадрино 7, тоже красивая. Это так называемая пластика эпохи бронзы, встречается редко, в основном распространена на юге и в Передней Азии, в том числе на территории Плодородного полумесяца (Палестина, Месопотамия – прим. ред.), а у нас встречается достаточно редко.
Антропоморфная фигурка из Ново-Шадрино | Фото предоставлены некоммерческой организацией «МАНУЛ»
– Отголоски культурного и торгового обмена?
– Возможно, да. А возможно, авторское творчество местных умельцев, которые здесь тогда проживали. У нас, в Сибири, мало металла, поэтому всегда представляют интерес металлические изделия – ножи, украшения, для наших мест это очень ценно. Много интересных находок мы привезли из Заполярья, где несколько лет изучали период Средневековья, IX−XI века нашей эры, и предненецкое население, которое потом частично вошло в этнос ненцев. Сейчас эти материалы понемногу публикуются.
Скоро мы отправляемся в Упоровский район продолжать работы на найденном зольнике. Это курганообразная насыпь, связанная с культовыми действиями. Здесь можно найти золу из очагов, остатки бытовой деятельности (обломки сосудов, вещей) и жертвоприношений.
В этом зольнике были найдены захоронения восемнадцати человек. Все они были убиты, расчленены и выброшены, на их костях фиксируются следы от зубов собак. А потом все останки были аккуратно собраны обратно, в анатомической последовательности. Нельзя сказать, что это воинская группа, среди них есть дети и женщины. Мы предполагаем, что это было жертвоприношение во время неурожайного года или чрезмерного паводка. Их всех одномоментно принесли в жертву, но спустя некоторое время собрали останки и полноценно, со всеми почестями похоронили под идеально белым слоем золы, ее специально нажигали для этого.
– Сюжет для трагедии, достойной Шекспира.
– Да, и его рассказали многолетние исследования на этом памятнике.
Безмолвные свидетели
– Александр, часто ли археологические находки могут рассказать о частной, бытовой жизни людей прошлого – как они любили, на что надеялись, о чем мечтали?
– Такие нюансы обычно реконструируются только по могильникам и погребениям, где есть более подробная информация, которую мы можем привязать к конкретному человеку. Если же мы проводим раскопки древнего поселения, то там, конечно, всё в куче. И тогда мы говорим только о каких-то общих тенденциях. Совсем мелкие детали по прошествии тысячелетий проследить и угадать удается очень редко. Но иногда такая история, как с упомянутым зольником, может постепенно обрасти деталями и рассказать о судьбе, как минимум, той группы людей, с которыми приключилась эта трагедия.
– А какой-либо письменности или иных способов фиксации мыслей в те времена еще не было?
– Нет, в нашем регионе письменность впервые появляется только у уйгуров, в VI–VIII веках нашей эры, а затем приходит тюркская. И то письменные памятники той эпохи не очень информативны, летописей и исторических хроник тогда не создавали. Фактически письменные свидетельства в Сибири появляются только с приходом русского населения, то есть в XVI–XVII веках.
– Видимо, поэтому события сибирской истории широко известны в лучшем случае со времен хана Кучума и Ермака. А что в нашем регионе было до того?
– Первые люди на территорию Тюменской области пришли после ледниковой эпохи, примерно IX тысяч лет назад. Это подтверждается материалами стоянки Катенька на озере Мергень. Это были охотники, кочевники. В эпоху энеолита, переходного периода от каменного века к веку бронзы, у нас появляется абсолютно уникальный тип памятников. Это кругоплановые святилища. Все, наверное, слышали про такие объекты как Велижаны и Велижаны-2, появившиеся одновременно со знаменитым английским Стоунхенджем и с той же целью. А потом начинается эпоха бронзы, вместе с ней приходит производящее хозяйство, земледелие, скотоводство, активно развиваются ремесла. И население Сибири буквально за тысячу лет делает очень большой скачок вперед в материально-техническом развитии. Когда распространяются технологии обработки железа, население Сибири тоже начинает их использовать. Железный век у нас переходит в эпоху Средневековья. Здесь уже прослеживаются этнографические группы прямых предков наших коренных народов – ханты, манси и других, которые были расселены по Туре и Исети. Затем пришли тюрки и оттеснили коренные народы Сибири на север. С этого момента начинается уже всем известная историография.
«Археология – это не столько профессия, сколько призвание и образ жизни. Для того чтобы проводить как минимум два месяца в году на раскопках, вне цивилизации, и получать от этого удовольствие, ты должен по-настоящему любить свое дело», – директор тюменской Междисциплинарной археологической научно-учебной лаборатории Александр Ткачёв.

