Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О донорстве костного мозга в Тюмени рассказал амбассадор движения Александр Потапушкин

Достаточно потратить 2 минуты на сдачу образца и 13 – на заполнение анкеты. Эти минуты могут спасти жизнь человеку

Слушать новость
О донорстве костного мозга в Тюмени рассказал амбассадор движения Александр Потапушкин. Достаточно потратить 2 минуты на сдачу образца и 13 – на заполнение анкеты. Эти минуты могут спасти жизнь человеку.

14 июня отмечается Всемирный день донора крови. Праздник посвящен людям, которые сдают свою кровь, чтобы спасти жизни других. В 2024 году зафиксирован своеобразный рекорд – число доноров приблизилось к 1,4 млн человек.

Донорство костного мозга тоже связано со сдачей крови, но требует активного развития: для того чтобы каждый пациент мог найти своего донора, в федеральном регистре должно состоять около миллиона человек, прошедших типирование. Реальные цифры в разы меньше. 25 тысяч россиян ежегодно слышат такой диагноз, как рак крови. 20 тысяч из них справляются химиотерапией, остальным требуется пересадка костного мозга. Лишь каждый пятый находит совместимого донора среди родных.

У меня в руках открытка с детским рисунком. Малыш с помощью восковых мелков изобразил ангела – златокудрого, в разноцветных одеждах и с улыбкой на лице. На обратной стороне текст: «Мой друг Богдан – обычный человек с необыкновенной добротой. Однажды в парке он увидел плакат с просьбой о помощи для девочки Веры, больной лейкозом. Надеждой на ее выздоровление может быть любой человек, кто станет донором стволовых клеток. Сердце Богдана отозвалось на просьбу, он сдал кровь и зарегистрировался в регистре доноров». Богдан стал «спящим ангелом» – это метафора, используемая для обозначения потенциальных доноров костного мозга, которые уже состоят в регистре и в любой момент могут «проснуться», чтобы подарить кому-то шанс на выздоровление, шанс на жизнь.

Герои среди нас

«Спящим ангелом» был когда-то и Александр Потапушкин – тюменец среднего возраста, приятный и скромный, в общем, обычный человек. Так про себя говорит и он сам, но для многих, и в первую очередь для неизвестной пока девушки с Урала, он стал настоящим героем.

– Моя семья тоже столкнулась с онкологией. Помощь приходила отовсюду, кто-то материально помогал, кто-то – морально. Мы справились. Когда такое происходит, не остаешься равнодушным к беде других. Мне помогли, и я должен помочь. Тут двум юным тюменкам потребовалась пересадка костного мозга. Сразу скажу – обе живы-здоровы благодаря зарубежным донорам (на тот момент в нашем регистре было всего 40 тысяч человек). Тогда узнал, что каждый может вступить в регистр и, возможно, спасти жизнь человека, – рассказывает Александр изданию «Тюменская область сегодня».

Он сдал кровь на типирование. Это сегодня процедуру пройти легко и просто: хочешь – в лаборатории, хочешь – на станции переливания. 10 лет назад приходилось договариваться с медсестрами о заборе крови, и чтобы летящие в Санкт-Петербург прихватили с собой пробирки. К тому же по всей стране было больше десятка разрозненных баз.

Точкой перелома стал 2022 год, когда по указу президента в нашей стране был образован Федеральный регистр доноров костного мозга.

Важный шаг

Александр между тем жил обычной жизнью. Но в октябре 2023 года ему позвонили из клиники Раисы Горбачёвой: «У нас есть пациент, и вы – единственный человек в России, кто совпал. Готовы ли вы пойти на такой шаг?». «Конечно, готов», – был дан ответ.

– Вы сдали 3 миллилитра крови и забыли. Может пройти год или десять, вам могут вообще никогда не позвонить, потому что шанс стать реальным донором минимален. Вы вступили в регистр, уснули, как «спящий ангел». Но если позвонят, вы должны проснуться и лететь с единственной целью – спасти жить человеку, – заявляет Александр.

Фото Сергея Куликова

Нужные клеточки

Это сейчас его называют одним из амбассадоров движения в Тюменской области: на добровольных началах Потапушкин проводит лекции, выступает на телевидении и радио, участвует в акциях, активно продвигая идеи донорства, а тогда он мало что знал о механизме.

– 90% людей путают костный и спинной мозг. Спинной мозг – движения, нервы и т.п. Костный – это фабрика крови, из нее выходят гемопоэтические клетки, которые я и сдавал, – поясняет Александр.

После звонка он прошел расширенное типирование. Вердикт – стопроцентное совпадение. А дальше – оформление больничного листа, полет в Санкт-Петербург, такси и заселение в гостиницу – всё за счет благотворительного фонда. Обследование и анализы, во-первых, чтобы не навредить донору, во-вторых – не причинить вреда пациенту.

Два раза в день тюменец получал инъекции особого препарата, чтобы «выгнать в кровь» эти нужные клеточки. Болезненных ощущений не испытывал, хотя у многих проявляются симптомы, схожие с ОРЗ, – дискомфорт и ломота в костях. В этом случае помогают пешие прогулки.

– Гулять нужно было с умом, беречься – надевать маску в людных местах. Потому что пациент перед процедурой проходит высокодозную химиотерапию, и его костный мозг буквально убивается. Я понимал всю степень ответственности, – вспоминает Александр.

Сама процедура оказалась похожа на обычное переливание. Кровь, проходя через сепаратор, отдает гемопоэтические клетки и поступает обратно к донору. Только в 5 процентах случаев костный мозг берется под наркозом из подвздошной кости.

И вот тогда он впервые услышал в свой адрес слово «герой».

– Я говорю, что мы ничего такого не сделали, – признается молодой человек.

Генетическая сестра

После процедуры два года соблюдается «режим тишины». За это время человек должен войти в устойчивую ремиссию. Донор и реципиент не встречаются, не знают имен друг друга, но могут обмениваться сообщениями. Написал письмо и Александр, но оно осталось без ответа.

Спустя полгода тюменцу сообщили, что у его генетического двойника всё хорошо. Опять написал письмо, и снова тишина. Признается, что очень переживал тогда – действительно ли всё в порядке или его просто не хотят травмировать. И вот долгожданный ответ.

– У меня появились силы написать тебе письмо. Спасибо за терпение и понимание. Ты мне очень помог с лечением острого лейкоза… Мой генетический брат! Спасибо большое, что ты не побоялся такой ответственности. Ты смелый и светлый человек. Костный мозг прижился и старательно выбрасывает мне кровь. 20 февраля теперь мой второй день рождения, который подарил мне ты. Спасибо тебе огромное! Спасибо за твои письма и добрые пожелания. Дай бог тебе здоровья, самых надежных близких. Твоя генетическая сестричка, – зачитывает строки из письма Александр.

Фото Екатерины Христозовой

Запас по времени

После прошедшей в мае Всероссийской эстафеты «Огонь жизни» 207 тюменцев и тоболяков стали донорами крови, а 88 – вступили в Федеральный регистр доноров костного мозга. Главный врач Тюменской областной станции переливания крови Александр Гаврилей говорит, что они ожидают еще и отложенного эффекта – из числа тех, кто не решился сразу, но всё же придет на станцию.

– Вообще, донор костного мозга – понятие неправильное. Костный мозг никто не сдает. Чего боятся люди – что врачи толстым шприцем залезают в кость и забирают очень много. Нет, сейчас сдают стволовые клетки. Они переливаются больному, у которого своего костного мозга уже нет. Тем самым человек излечивается. Он, кстати, может даже поменять группу крови. Организм так устроен, что кроветворная клетка может стать тромбоцитом, лейкоцитом или эритроцитом, – поясняет Александр Вячеславович.

Чтобы стать донором костного мозга, достаточно потратить 2 минуты на сдачу образца и 13 – на заполнение анкеты. Какие-то четверть часа могут спасти жизнь человеку.

Правда, есть ограничения: во-первых, болезни, передающиеся через кровь – гепатит, сифилис, ВИЧ, и возраст – до 18 и после 35 лет (стволовые клетки молодых людей приживаются лучше, да и запас по времени у них больше, поэтому большая разъяснительная работа проводится среди молодежи).

Важно

Вступая в регистр доноров костного мозга, нужно четко определить для себя два момента:

  • Решение стать потенциальным донором абсолютно осознанное, потому что от него может зависеть жизнь пациента;
  • В случае совпадения вы готовы найти время для прохождения обследования, подготовки к забору стволовых клеток и самой процедуры.

Стоит отметить, что восстановление после сдачи стволовых клеток у донора происходит за 2−3 недели.

Ранее «Тюменская область сегодня» брала интервью у основателя воркаут-движения в регионе Сергея Мехнина, у которого диагностировали рак. Несмотря на диагноз, спортсмен сохраняет оптимизм и веру в лучшее.

Фото из личного архива Александра Потапушкина

14 июня отмечается Всемирный день донора крови. Праздник посвящен людям, которые сдают свою кровь, чтобы спасти жизни других. В 2024 году зафиксирован своеобразный рекорд – число доноров приблизилось к 1,4 млн человек.

Донорство костного мозга тоже связано со сдачей крови, но требует активного развития: для того чтобы каждый пациент мог найти своего донора, в федеральном регистре должно состоять около миллиона человек, прошедших типирование. Реальные цифры в разы меньше. 25 тысяч россиян ежегодно слышат такой диагноз, как рак крови. 20 тысяч из них справляются химиотерапией, остальным требуется пересадка костного мозга. Лишь каждый пятый находит совместимого донора среди родных.

У меня в руках открытка с детским рисунком. Малыш с помощью восковых мелков изобразил ангела – златокудрого, в разноцветных одеждах и с улыбкой на лице. На обратной стороне текст: «Мой друг Богдан – обычный человек с необыкновенной добротой. Однажды в парке он увидел плакат с просьбой о помощи для девочки Веры, больной лейкозом. Надеждой на ее выздоровление может быть любой человек, кто станет донором стволовых клеток. Сердце Богдана отозвалось на просьбу, он сдал кровь и зарегистрировался в регистре доноров». Богдан стал «спящим ангелом» – это метафора, используемая для обозначения потенциальных доноров костного мозга, которые уже состоят в регистре и в любой момент могут «проснуться», чтобы подарить кому-то шанс на выздоровление, шанс на жизнь.

Герои среди нас

«Спящим ангелом» был когда-то и Александр Потапушкин – тюменец среднего возраста, приятный и скромный, в общем, обычный человек. Так про себя говорит и он сам, но для многих, и в первую очередь для неизвестной пока девушки с Урала, он стал настоящим героем.

– Моя семья тоже столкнулась с онкологией. Помощь приходила отовсюду, кто-то материально помогал, кто-то – морально. Мы справились. Когда такое происходит, не остаешься равнодушным к беде других. Мне помогли, и я должен помочь. Тут двум юным тюменкам потребовалась пересадка костного мозга. Сразу скажу – обе живы-здоровы благодаря зарубежным донорам (на тот момент в нашем регистре было всего 40 тысяч человек). Тогда узнал, что каждый может вступить в регистр и, возможно, спасти жизнь человека, – рассказывает Александр изданию «Тюменская область сегодня».

Он сдал кровь на типирование. Это сегодня процедуру пройти легко и просто: хочешь – в лаборатории, хочешь – на станции переливания. 10 лет назад приходилось договариваться с медсестрами о заборе крови, и чтобы летящие в Санкт-Петербург прихватили с собой пробирки. К тому же по всей стране было больше десятка разрозненных баз.

Точкой перелома стал 2022 год, когда по указу президента в нашей стране был образован Федеральный регистр доноров костного мозга.

Важный шаг

Александр между тем жил обычной жизнью. Но в октябре 2023 года ему позвонили из клиники Раисы Горбачёвой: «У нас есть пациент, и вы – единственный человек в России, кто совпал. Готовы ли вы пойти на такой шаг?». «Конечно, готов», – был дан ответ.

– Вы сдали 3 миллилитра крови и забыли. Может пройти год или десять, вам могут вообще никогда не позвонить, потому что шанс стать реальным донором минимален. Вы вступили в регистр, уснули, как «спящий ангел». Но если позвонят, вы должны проснуться и лететь с единственной целью – спасти жить человеку, – заявляет Александр.

Фото Сергея Куликова

Нужные клеточки

Это сейчас его называют одним из амбассадоров движения в Тюменской области: на добровольных началах Потапушкин проводит лекции, выступает на телевидении и радио, участвует в акциях, активно продвигая идеи донорства, а тогда он мало что знал о механизме.

– 90% людей путают костный и спинной мозг. Спинной мозг – движения, нервы и т.п. Костный – это фабрика крови, из нее выходят гемопоэтические клетки, которые я и сдавал, – поясняет Александр.

После звонка он прошел расширенное типирование. Вердикт – стопроцентное совпадение. А дальше – оформление больничного листа, полет в Санкт-Петербург, такси и заселение в гостиницу – всё за счет благотворительного фонда. Обследование и анализы, во-первых, чтобы не навредить донору, во-вторых – не причинить вреда пациенту.

Два раза в день тюменец получал инъекции особого препарата, чтобы «выгнать в кровь» эти нужные клеточки. Болезненных ощущений не испытывал, хотя у многих проявляются симптомы, схожие с ОРЗ, – дискомфорт и ломота в костях. В этом случае помогают пешие прогулки.

– Гулять нужно было с умом, беречься – надевать маску в людных местах. Потому что пациент перед процедурой проходит высокодозную химиотерапию, и его костный мозг буквально убивается. Я понимал всю степень ответственности, – вспоминает Александр.

Сама процедура оказалась похожа на обычное переливание. Кровь, проходя через сепаратор, отдает гемопоэтические клетки и поступает обратно к донору. Только в 5 процентах случаев костный мозг берется под наркозом из подвздошной кости.

И вот тогда он впервые услышал в свой адрес слово «герой».

– Я говорю, что мы ничего такого не сделали, – признается молодой человек.

Генетическая сестра

После процедуры два года соблюдается «режим тишины». За это время человек должен войти в устойчивую ремиссию. Донор и реципиент не встречаются, не знают имен друг друга, но могут обмениваться сообщениями. Написал письмо и Александр, но оно осталось без ответа.

Спустя полгода тюменцу сообщили, что у его генетического двойника всё хорошо. Опять написал письмо, и снова тишина. Признается, что очень переживал тогда – действительно ли всё в порядке или его просто не хотят травмировать. И вот долгожданный ответ.

– У меня появились силы написать тебе письмо. Спасибо за терпение и понимание. Ты мне очень помог с лечением острого лейкоза… Мой генетический брат! Спасибо большое, что ты не побоялся такой ответственности. Ты смелый и светлый человек. Костный мозг прижился и старательно выбрасывает мне кровь. 20 февраля теперь мой второй день рождения, который подарил мне ты. Спасибо тебе огромное! Спасибо за твои письма и добрые пожелания. Дай бог тебе здоровья, самых надежных близких. Твоя генетическая сестричка, – зачитывает строки из письма Александр.

Фото Екатерины Христозовой

Запас по времени

После прошедшей в мае Всероссийской эстафеты «Огонь жизни» 207 тюменцев и тоболяков стали донорами крови, а 88 – вступили в Федеральный регистр доноров костного мозга. Главный врач Тюменской областной станции переливания крови Александр Гаврилей говорит, что они ожидают еще и отложенного эффекта – из числа тех, кто не решился сразу, но всё же придет на станцию.

– Вообще, донор костного мозга – понятие неправильное. Костный мозг никто не сдает. Чего боятся люди – что врачи толстым шприцем залезают в кость и забирают очень много. Нет, сейчас сдают стволовые клетки. Они переливаются больному, у которого своего костного мозга уже нет. Тем самым человек излечивается. Он, кстати, может даже поменять группу крови. Организм так устроен, что кроветворная клетка может стать тромбоцитом, лейкоцитом или эритроцитом, – поясняет Александр Вячеславович.

Чтобы стать донором костного мозга, достаточно потратить 2 минуты на сдачу образца и 13 – на заполнение анкеты. Какие-то четверть часа могут спасти жизнь человеку.

Правда, есть ограничения: во-первых, болезни, передающиеся через кровь – гепатит, сифилис, ВИЧ, и возраст – до 18 и после 35 лет (стволовые клетки молодых людей приживаются лучше, да и запас по времени у них больше, поэтому большая разъяснительная работа проводится среди молодежи).

Важно

Вступая в регистр доноров костного мозга, нужно четко определить для себя два момента:

  • Решение стать потенциальным донором абсолютно осознанное, потому что от него может зависеть жизнь пациента;
  • В случае совпадения вы готовы найти время для прохождения обследования, подготовки к забору стволовых клеток и самой процедуры.

Стоит отметить, что восстановление после сдачи стволовых клеток у донора происходит за 2−3 недели.

Ранее «Тюменская область сегодня» брала интервью у основателя воркаут-движения в регионе Сергея Мехнина, у которого диагностировали рак. Несмотря на диагноз, спортсмен сохраняет оптимизм и веру в лучшее.