Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Зачем проходить техосмотр, рассказали на тюменском СТО

2 000 рублей – штраф за отсутствие техосмотра у транспорта, для которого он обязателен

Слушать новость
Зачем проходить техосмотр, рассказали на тюменском СТО. 2 000 рублей – штраф за отсутствие техосмотра у транспорта, для которого он обязателен.

Техосмотр впервые проходят через 4 года после покупки новой машины в салоне. Потом – каждые 2 года. Если машина старше 10 лет, техосмотр обязательно проходить каждый год. Но с 30 декабря 2021 прохождение техосмотра стало добровольным для легковых машин и мототранспорта, которые используются только для личных нужд гражданина. Если транспорт имеет изменения в конструкции или произошла смена владельца, то техосмотр по-прежнему необходим.

Наталья Тлякова – руководитель СТО. Раньше на станции она работала бухгалтером, маркетологом, администратором и менеджером по персоналу. А потом случился кризис – бизнес пришлось поделить, а ей взяться за «неженские» дела. Теперь Наталья сама закручивает гайки, а между делом рассказывает о тайнах техосмотра и дает советы на сотни тысяч сэкономленных рублей.

Фото Сергея Куликова

«Одна штучка»

Под ее руководством на СТО ремонтируют моторы, «ходовки», автоэлектрику, занимаются компьютерной диагностикой, техническим осмотром. Но началась эта длинная история со случайного стечения обстоятельств. Наташе – тогда еще студентке – нужно было поступить на бюджетное место, и лишь одно направление подходило для этого:

– Я до первого сентября не знала, что такое АТХ. Зашла в свою группу, а там 29 мальчиков, и я у них «одна штучка», – вспоминает мастер. – Тогда нам давали возможность творить что-то на базе института. Было свободное плавание. Кто-то занялся перетяжкой салонов, кто-то – ремонтом автомобиля.

Тогда же Наталья попробовала себя на разных «станках». Сначала ей приглянулся детейлинг – это тщательный уход за автомобилем, восстановление деталей до заводского состояния. Потом решила перейти на более сложные работы:

– Это как у врачей. Есть косметологи, хирурги. Косметолог тебе может просто «поправить» прыщики, а хирург – нос красиво сделать. Я всегда говорила, что слесарь – это как хирург. Он должен знать, где отрезать, как правильно пришить.

Так представительница прекрасного пола стала «кардиологом», «хирургом» и «диагностом» в мире автомобилей. И на такой ответственной работе не осталось места стереотипам – женщина признается, что большинство мужчин, которые привозят свои автомобили, относятся к ней очень уважительно.

Фото Сергея Куликова

– Как ко мне обращаются? Наталья. То есть я человек без короны на голове и с грязными руками. У меня нет требований, чтобы ко мне по имени-отчеству, с придыханиями и вздохами, – объясняет руководитель СТО. – Мужчины здороваются со мной за руку, женщины отсылают мне видео со стучащими подшипниками. Всё это нормально.

Отсутствие конкуренции и 40 минут на всё

На данный момент на улице Натальи работают более тридцати станций технического обслуживания. Кто-то не выдерживает кризиса и закрывается, а кто-то, наоборот, в таких условиях начинает строить бизнес. Но женщина утверждает, что конкуренции в этой сфере нет – у каждого предпринимателя есть своя уникальность. Кто-то занимается отечественными автомобилями – «Волгами», УАЗиками, а кто-то ремонтирует электроавтомобили и «гибриды».

– Если моих компетенций в чем-то не хватает, то спокойно об этом говорю, – признается мастер. – В Range Rover я не полезу, к примеру. Есть машины, которые работают на оптоволокне, – это сложно и требует дорогостоящего оборудования, огромного пласта знаний. Поэтому я говорю: «Да, сделаю диагностику, скажу, где проблема, а чинить будешь в другом месте».

Фото Сергея Куликова

Как раз за диагностикой к Наталье приходят чаще всего. Это ее специализация. Самое важное здесь – умение считывать показатели:

– То есть диагност – это не тот, кто умеет штекер воткнуть и программу открыть. Диагност видит в программе, что именно работает не так. Надо не только заметить ошибку, но и понять ее начало, ее корень, – объясняет Наталья. – К примеру, в Opel поток данных по двигателю состоит из более чем 138 пунктов. Да, это чем-то похоже на человеческие анализы – смотришь и говоришь: «Вот тут у вас маловато железа».

Фото Сергея Куликова

Те же сложности есть и в ТО. Стоит отметить – если диагностика проводится по желанию автомобилиста, то техосмотр – это государственная проверка, которая допускает автомобиль к эксплуатации или ставит запрет на езду.

– Это про безопасность в первую очередь. Самое главное – пройти тормозной стенд, диагностику на СО2 и проверить световые приборы, – перечисляет мастер. – Техосмотр обычной легковой машины занимает в среднем 40 минут.

Сейчас проверки фиксируются на камеру – вся информация загружается в государственную программу ЕАИСТ. Она централизована и доступна каждому пункту техосмотра. Аккредитованные специалисты через электронный ключ входят в систему – им достаточно ввести номер машины, и программа выдаст все данные по ней: наличие повреждений, результаты диагностики, фотографии, результаты проверок двигателя и даже пробег. И именно из этой базы берут информацию сторонние сервисы, к примеру, «Автотека».

Во время техосмотра программа запрашивает всего две фотографии – в начале и в конце проверки. Всё остальное мастера снимают для себя: пробеги, состояние резины, узлов и агрегатов.

– Это нужно нам, чтобы понимать – да, мы всё сделали правильно. В момент, когда я сравниваю показатели, могу открыть фотографию и посмотреть – память не железная ведь, – объясняет Наталья.

На данный момент один специалист СТО может осмотреть всего 16 автомобилей за смену – большее количество машин программа не разрешит проверить. Это уменьшает риски, ведь внимание мастеров под конец рабочего дня явно ослабевает. Также ограничения позволяют уделить каждому автомобилю определенное время.

Чем Тюмень похожа на Сеул и минусы хороших дорог

Техосмотр состоит из 7 пунктов – это позволяет выявить неисправные, неправильно работающие и отклоненные от нормы системы. Некоторые поломки особенно часто встречаются при осмотре тюменских машин.

Как отмечает Наталья, наши водители любят ставить ксенон вместо положенного галогена, часто приобретают линзованные фары. Как результат – мощное и неправильно отрегулированное освещение.

– Фары ведь не должны светить ровно прямо или ровно под 90 градусов. Но у большинства наших автомобилистов одна фара светит влево, вторая светит вниз, вправо. Почему? Люди ставят сами и не могут отрегулировать, – объясняет мастер. – Да, большинство современных автомобилей имеют адаптивную систему освещения. Но! Если не работает тормозная система, то не работает стабилизация. Если не работает стабилизация, то пары не корректируются. И вот едет человек и не задумывается, почему в его умной Audi 2025-го года выпуска это адаптивное освещение не работает.

Еще одна частая проблема – отсутствие катализаторов. Это своего рода фильтр, который очищает выхлопные газы. У него есть несколько разновидностей: евро-ноль, евро-один… и так до пяти. Это класс экологичность автомобиля – он показывает, насколько сильно машина засоряет окружающую среду своим выхлопом.

– У нас в России сами владельцы удаляют катализаторы, – рассуждает Наталья. – Они ведь со временем забиваются, а это очень дорогостоящая деталь автомобиля. Они стоят от 20 000 рублей и до бесконечности… В итоге вы получаете Сеул или Гонконг – видели новости по телевизору, где у них небо желтое? Вот то же самое.

Фото Сергея Куликова

А представители молодого поколения удаляют катализаторы из-за других соображений – так топливо взрывается в выхлопной трубе. Эти громкие звуки – сомнительный, но рабочий способ привлечь внимание. Все «рычащие» автомобили ездят без катализаторов – пугают прохожих и при этом активно загрязняют воздух.

Есть и еще одна часто встречающаяся у тюменских машин проблема – сложности с тормозными путями.

– Нет-нет, мы не гоняем. Проблема в том, что у нас слишком хорошие дороги. Вот серьезно. Допустим, к нам приезжают люди из близлежащих городов – Ялуторовска, Кургана, Екатеринбурга, Омска, Перми. Дороги там сильно хуже, где-то – много трамваем, рельсы. Все по ним скачут, подвеска высыпается. А у нас… с подвеской всё ок, – с улыбкой объясняет Наталья. – И человек просто забывает о том, что ему надо поменять тормозные колодки, хотя бы раз в 5 лет. Приезжает на техосмотр, колодок практически нет – осталось 10–15%.

Беда онлайн-магазинов и аккуратисты

Наталья рекомендует регулярно проводить техосмотры и сравнивает их с диспансеризацией – если хочешь долго ездить, то надо проверяться. У мастера есть и другие советы по обсаживанию автомобиля, проверенные годами работы в этом деле.

– Я всем говорю: залог здоровья любого автомобиля – это хорошее масло, хорошие свечи, хороший бензин. Всё просто. Надо выбирать проверенные заправки с ГОСТами, правилами, промывками и проверками. А всё остальное… Советую не брать не маркетплейсах.

Наталья признается, что отказывается от запчастей клиентов, купленных в онлайн-магазинах. Причина проста – отсутствие гарантии. В случае какой-то поломки вину производителя будет трудно доказать, зачастую – практически невозможно. Это сотни жалобных писем, актов, экспертиз и потраченных нервов. Еще один повод опасаться маркет-плейсов – сомнительное качество товаров.

– К примеру, в случае с машинным маслом ценники могут отличаться на 80%. Но не факт, что оно будет хорошее. У меня так клиентка купила масло в интернете. Она проездила всего две недели – двигатель застучал, масло сгорело всё полностью, потеряло свои свойства, мы дружно с почестями похоронили двигатель, – вспоминает Наталья. – Она на тот момент сэкономила 5 тысяч рублей, а новый двигатель обошелся ей в 250 тысяч.

Фото Сергея Куликова

Но в остальном, как утверждает мастер, тюменцы берегут свои автомобили. Особе внимание они уделяют внешности машин: мойке, покраске.

– У меня очень много клиентов, которые в этом году поменяли автомобиль. Первым делом они пошли красить бампер и диски, а потом привозят машину ко мне на техосмотр. Начинаем считать: амортизаторы, тормозные диски и по мелочи. Отвечают: «А денег-то и не осталось, я ведь всё потратил на краску». То есть фасад красивый, а внутри… Поэтому тут как со здоровьем – надо сначала лечить «орган», а потом уже «прыщик», – рассуждает Наталья. – Но даже так тюменцы более ответственные по отношению к своим автомобилям, чем, допустим, москвичи или екатеринбуржцы. Мы такие аккуратисты в этом плане.

  • А это мы уже на другом СТО, наблюдаем за процессом | Фото Дениса Моргунова
    А это мы уже на другом СТО, наблюдаем за процессом | Фото Дениса Моргунова
  • Фото Дениса Моргунова
    Фото Дениса Моргунова
  • Фото Дениса Моргунова
    Фото Дениса Моргунова
  • Фото Дениса Моргунова
    Фото Дениса Моргунова
  • 

    Фото Дениса Моргунова

    Далее в сюжете: Тюменец нашел свою «Победу» 1955 года и починил ее

    Техосмотр впервые проходят через 4 года после покупки новой машины в салоне. Потом – каждые 2 года. Если машина старше 10 лет, техосмотр обязательно проходить каждый год. Но с 30 декабря 2021 прохождение техосмотра стало добровольным для легковых машин и мототранспорта, которые используются только для личных нужд гражданина. Если транспорт имеет изменения в конструкции или произошла смена владельца, то техосмотр по-прежнему необходим.

    Наталья Тлякова – руководитель СТО. Раньше на станции она работала бухгалтером, маркетологом, администратором и менеджером по персоналу. А потом случился кризис – бизнес пришлось поделить, а ей взяться за «неженские» дела. Теперь Наталья сама закручивает гайки, а между делом рассказывает о тайнах техосмотра и дает советы на сотни тысяч сэкономленных рублей.

    Фото Сергея Куликова

    «Одна штучка»

    Под ее руководством на СТО ремонтируют моторы, «ходовки», автоэлектрику, занимаются компьютерной диагностикой, техническим осмотром. Но началась эта длинная история со случайного стечения обстоятельств. Наташе – тогда еще студентке – нужно было поступить на бюджетное место, и лишь одно направление подходило для этого:

    – Я до первого сентября не знала, что такое АТХ. Зашла в свою группу, а там 29 мальчиков, и я у них «одна штучка», – вспоминает мастер. – Тогда нам давали возможность творить что-то на базе института. Было свободное плавание. Кто-то занялся перетяжкой салонов, кто-то – ремонтом автомобиля.

    Тогда же Наталья попробовала себя на разных «станках». Сначала ей приглянулся детейлинг – это тщательный уход за автомобилем, восстановление деталей до заводского состояния. Потом решила перейти на более сложные работы:

    – Это как у врачей. Есть косметологи, хирурги. Косметолог тебе может просто «поправить» прыщики, а хирург – нос красиво сделать. Я всегда говорила, что слесарь – это как хирург. Он должен знать, где отрезать, как правильно пришить.

    Так представительница прекрасного пола стала «кардиологом», «хирургом» и «диагностом» в мире автомобилей. И на такой ответственной работе не осталось места стереотипам – женщина признается, что большинство мужчин, которые привозят свои автомобили, относятся к ней очень уважительно.

    Фото Сергея Куликова

    – Как ко мне обращаются? Наталья. То есть я человек без короны на голове и с грязными руками. У меня нет требований, чтобы ко мне по имени-отчеству, с придыханиями и вздохами, – объясняет руководитель СТО. – Мужчины здороваются со мной за руку, женщины отсылают мне видео со стучащими подшипниками. Всё это нормально.

    Отсутствие конкуренции и 40 минут на всё

    На данный момент на улице Натальи работают более тридцати станций технического обслуживания. Кто-то не выдерживает кризиса и закрывается, а кто-то, наоборот, в таких условиях начинает строить бизнес. Но женщина утверждает, что конкуренции в этой сфере нет – у каждого предпринимателя есть своя уникальность. Кто-то занимается отечественными автомобилями – «Волгами», УАЗиками, а кто-то ремонтирует электроавтомобили и «гибриды».

    – Если моих компетенций в чем-то не хватает, то спокойно об этом говорю, – признается мастер. – В Range Rover я не полезу, к примеру. Есть машины, которые работают на оптоволокне, – это сложно и требует дорогостоящего оборудования, огромного пласта знаний. Поэтому я говорю: «Да, сделаю диагностику, скажу, где проблема, а чинить будешь в другом месте».

    Фото Сергея Куликова

    Как раз за диагностикой к Наталье приходят чаще всего. Это ее специализация. Самое важное здесь – умение считывать показатели:

    – То есть диагност – это не тот, кто умеет штекер воткнуть и программу открыть. Диагност видит в программе, что именно работает не так. Надо не только заметить ошибку, но и понять ее начало, ее корень, – объясняет Наталья. – К примеру, в Opel поток данных по двигателю состоит из более чем 138 пунктов. Да, это чем-то похоже на человеческие анализы – смотришь и говоришь: «Вот тут у вас маловато железа».

    Фото Сергея Куликова

    Те же сложности есть и в ТО. Стоит отметить – если диагностика проводится по желанию автомобилиста, то техосмотр – это государственная проверка, которая допускает автомобиль к эксплуатации или ставит запрет на езду.

    – Это про безопасность в первую очередь. Самое главное – пройти тормозной стенд, диагностику на СО2 и проверить световые приборы, – перечисляет мастер. – Техосмотр обычной легковой машины занимает в среднем 40 минут.

    Сейчас проверки фиксируются на камеру – вся информация загружается в государственную программу ЕАИСТ. Она централизована и доступна каждому пункту техосмотра. Аккредитованные специалисты через электронный ключ входят в систему – им достаточно ввести номер машины, и программа выдаст все данные по ней: наличие повреждений, результаты диагностики, фотографии, результаты проверок двигателя и даже пробег. И именно из этой базы берут информацию сторонние сервисы, к примеру, «Автотека».

    Во время техосмотра программа запрашивает всего две фотографии – в начале и в конце проверки. Всё остальное мастера снимают для себя: пробеги, состояние резины, узлов и агрегатов.

    – Это нужно нам, чтобы понимать – да, мы всё сделали правильно. В момент, когда я сравниваю показатели, могу открыть фотографию и посмотреть – память не железная ведь, – объясняет Наталья.

    На данный момент один специалист СТО может осмотреть всего 16 автомобилей за смену – большее количество машин программа не разрешит проверить. Это уменьшает риски, ведь внимание мастеров под конец рабочего дня явно ослабевает. Также ограничения позволяют уделить каждому автомобилю определенное время.

    Чем Тюмень похожа на Сеул и минусы хороших дорог

    Техосмотр состоит из 7 пунктов – это позволяет выявить неисправные, неправильно работающие и отклоненные от нормы системы. Некоторые поломки особенно часто встречаются при осмотре тюменских машин.

    Как отмечает Наталья, наши водители любят ставить ксенон вместо положенного галогена, часто приобретают линзованные фары. Как результат – мощное и неправильно отрегулированное освещение.

    – Фары ведь не должны светить ровно прямо или ровно под 90 градусов. Но у большинства наших автомобилистов одна фара светит влево, вторая светит вниз, вправо. Почему? Люди ставят сами и не могут отрегулировать, – объясняет мастер. – Да, большинство современных автомобилей имеют адаптивную систему освещения. Но! Если не работает тормозная система, то не работает стабилизация. Если не работает стабилизация, то пары не корректируются. И вот едет человек и не задумывается, почему в его умной Audi 2025-го года выпуска это адаптивное освещение не работает.

    Еще одна частая проблема – отсутствие катализаторов. Это своего рода фильтр, который очищает выхлопные газы. У него есть несколько разновидностей: евро-ноль, евро-один… и так до пяти. Это класс экологичность автомобиля – он показывает, насколько сильно машина засоряет окружающую среду своим выхлопом.

    – У нас в России сами владельцы удаляют катализаторы, – рассуждает Наталья. – Они ведь со временем забиваются, а это очень дорогостоящая деталь автомобиля. Они стоят от 20 000 рублей и до бесконечности… В итоге вы получаете Сеул или Гонконг – видели новости по телевизору, где у них небо желтое? Вот то же самое.

    Фото Сергея Куликова

    А представители молодого поколения удаляют катализаторы из-за других соображений – так топливо взрывается в выхлопной трубе. Эти громкие звуки – сомнительный, но рабочий способ привлечь внимание. Все «рычащие» автомобили ездят без катализаторов – пугают прохожих и при этом активно загрязняют воздух.

    Есть и еще одна часто встречающаяся у тюменских машин проблема – сложности с тормозными путями.

    – Нет-нет, мы не гоняем. Проблема в том, что у нас слишком хорошие дороги. Вот серьезно. Допустим, к нам приезжают люди из близлежащих городов – Ялуторовска, Кургана, Екатеринбурга, Омска, Перми. Дороги там сильно хуже, где-то – много трамваем, рельсы. Все по ним скачут, подвеска высыпается. А у нас… с подвеской всё ок, – с улыбкой объясняет Наталья. – И человек просто забывает о том, что ему надо поменять тормозные колодки, хотя бы раз в 5 лет. Приезжает на техосмотр, колодок практически нет – осталось 10–15%.

    Беда онлайн-магазинов и аккуратисты

    Наталья рекомендует регулярно проводить техосмотры и сравнивает их с диспансеризацией – если хочешь долго ездить, то надо проверяться. У мастера есть и другие советы по обсаживанию автомобиля, проверенные годами работы в этом деле.

    – Я всем говорю: залог здоровья любого автомобиля – это хорошее масло, хорошие свечи, хороший бензин. Всё просто. Надо выбирать проверенные заправки с ГОСТами, правилами, промывками и проверками. А всё остальное… Советую не брать не маркетплейсах.

    Наталья признается, что отказывается от запчастей клиентов, купленных в онлайн-магазинах. Причина проста – отсутствие гарантии. В случае какой-то поломки вину производителя будет трудно доказать, зачастую – практически невозможно. Это сотни жалобных писем, актов, экспертиз и потраченных нервов. Еще один повод опасаться маркет-плейсов – сомнительное качество товаров.

    – К примеру, в случае с машинным маслом ценники могут отличаться на 80%. Но не факт, что оно будет хорошее. У меня так клиентка купила масло в интернете. Она проездила всего две недели – двигатель застучал, масло сгорело всё полностью, потеряло свои свойства, мы дружно с почестями похоронили двигатель, – вспоминает Наталья. – Она на тот момент сэкономила 5 тысяч рублей, а новый двигатель обошелся ей в 250 тысяч.

    Фото Сергея Куликова

    Но в остальном, как утверждает мастер, тюменцы берегут свои автомобили. Особе внимание они уделяют внешности машин: мойке, покраске.

    – У меня очень много клиентов, которые в этом году поменяли автомобиль. Первым делом они пошли красить бампер и диски, а потом привозят машину ко мне на техосмотр. Начинаем считать: амортизаторы, тормозные диски и по мелочи. Отвечают: «А денег-то и не осталось, я ведь всё потратил на краску». То есть фасад красивый, а внутри… Поэтому тут как со здоровьем – надо сначала лечить «орган», а потом уже «прыщик», – рассуждает Наталья. – Но даже так тюменцы более ответственные по отношению к своим автомобилям, чем, допустим, москвичи или екатеринбуржцы. Мы такие аккуратисты в этом плане.

    • А это мы уже на другом СТО, наблюдаем за процессом | Фото Дениса Моргунова
      А это мы уже на другом СТО, наблюдаем за процессом | Фото Дениса Моргунова
    • Фото Дениса Моргунова
      Фото Дениса Моргунова
    • Фото Дениса Моргунова
      Фото Дениса Моргунова
    • Фото Дениса Моргунова
      Фото Дениса Моргунова
    • 

      Ранее в сюжете

      Тюменец показал свой парк ретроавтомобилей: фотогалерея

      18

      Как тюменцу достался раритетный автомобиль «Комби»

      17

      СФР обеспечил новыми автомобилями 18 тюменцев

      04 декабря

      В Увате открылась ледовая переправа через Иртыш

      03 декабря