Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Вадим Шитов раскрыл секреты реставрации деревянных домов Тюмени

Почетному гражданину города исполнилось 77 лет. Из них 50 он занимается резьбой по дереву

Слушать новость
Вадим Шитов раскрыл секреты реставрации деревянных домов Тюмени . Почетному гражданину города исполнилось 77 лет. Из них 50 он занимается резьбой по дереву.

Тюменскому реставратору Вадиму Шитову в этом мае исполнилось 77 лет. Позади – двадцать пять лётной работы, преподавание истории и несколько десятков спасенных памятников деревянного зодчества. В интервью «Тюменской области сегодня» он рассказал о многих интересных эпизодах своей жизни.

  • Всё свелось к одному

– Вопрос такой – на сколько лет вы себя чувствуете? Ваша душа какого возраста?

– Я всегда чувствую себя молодым!

– Великолепно.

– Да, не на 20 лет, и не на 30. Скорее, на 35 с половиной. Иногда просыпаюсь, всё скрипит. Похожу немного, сделаю зарядку и всё опять хорошо.

– Чем вы занялись, как перестали летать?

– Пока летал, заочно закончил Тюменский университет, по специальности преподаватель истории. После лётной работы преподавал в школе историю для 5-х и 7-х классов, а в Тюменской академии культуры и искусств в течение 6 лет вел курс художественной обработки дерева.

– А как же резьба?

– Началось всё с того, что я начал собирать резные детали наличников с разрушающихся старинных домов. В промежутках между полётами я гулял по улочкам Тюмени и любовался прекрасной деревянной резьбой. А в те годы домов с резным декором было очень много. И однажды, когда я как-то приехал домой к родителям, старший брат - скульптор подарил мне резцы по дереву. Я их в сумку положил, приехал в Тюмень, и забыл про них. А потом вдруг вспомнил о них и начал вырезать друзьям в подарок копии африканских масок и небольшие скульптуры. А когда подобрал очередную упавшую резную деталь тюменского наличника, вдруг захотел сделать ее копию. С этого всё и началось. Я еще летал тогда. Это было пятьдесят лет назад. Пятьдесят.

Фото Сергея Куликова

– Тогда же открыли свою мастерскую?

– Первая мастерская появилась в 1985 году, когда и получил приглашение восстановить резьбу дома, в котором располагался музей. Меня пригласила Светлана Павлова, заведующая этого музея «Штаб-квартира Блюхера» (сейчас музей «Усадьба Колокольниковых»), которая знала о моем увлечении резьбой. При музее мне выделили комнату под мастерскую. И когда я работал над «домом Блюхера», почувствовал, что не имею достаточного опыта в реставрации. Поехал в столицу, поступил в Московский институт Спецпроектреставрация.

– Учиться, учиться и еще раз учиться, да?

– Дело в том, что моё обучение реставрации было не только в институте. Этому способствовала и моя лётная работа. Когда я летал, посетил многие интереснейшие города нашей страны и реставрационные мастерские. Я воочию видел архитектурные памятники и процесс их восстановления. Изучал историю создания этих памятников. Учился реставрации резьбы, консервации, изучал стили деревянной резьбы в разных городах. Всё это изучение было направлено к одной цели – сохранить архитектурное наследие деревянного зодчества Тюмени, сохранить школу тюменской деревянной резьбы.

– Можно сказать, что это было модно?

– Нет, это немодно было. В то время резьба, а тем более ее сохранение мало кого в Тюмени интересовали. Работа над восстановлением резьбы музея Блюхера привела в итоге к созданию моей мастерской МНИХ при поддержке ВООПИКа (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) и Комитета культуры города Тюмень. С этого началось активное восстановление уникальной тюменской деревянной резьбы.

– Чем она уникальна?

– Когда с середины XIX века маленький сибирский город Тюмень начал мощно развиваться благодаря купечеству и застраиваться особняками с резным декором наличников, никто наверняка и не думал, что таким образом город приобретёт свое особенное лицо. Дома успешных купцов выделялись высотой окон и разнообразием пышного декора наличников. Резьба эта замысловатая по колориту, рельефно-объемная, почти скульптурная, с множеством накладных деталей на одном наличнике. Мотивы тюменской резьбы сравнимы с золоченой иконостасной: пышные розы, виноград, груши, яблоки, ананасы, листья, раковины, что также напоминает интерьерную дворцовую резьбу стиля барокко. Поражает как широта замысла, так и мастерство исполнения. Резьба стоила тогда в пять раз дороже, чем сам дом. В 1896 году тот самый купец Колокольников заплатил в Санкт-Петербурге 20 000 золотых монет за проект – только за проект своего дома. Изначально резные работы выполняли в Тюмени мастера, приглашенные из центральной России, которые в свою очередь привлекали местных умельцев. Я начал интересоваться деревянной архитектурой Тюмени в 1973 году. Тогда, по моему скромному подсчету, в городе было более трехсот памятников деревянного зодчества. А на сегодняшний день… ну, быть может, домов пятьдесят осталось.

Фото Сергея Куликова

  • Наличник за две коровы

– Но ведь не все могли позволить себе привлечь мастеров из других городов. Как обычные тюменцы приобретали наличники? Кто их делал?

– Один немецкий путешественник начала прошлого века написал: «Сибиряки славятся тем, что они могут недопить, недоесть, но сделать дом свой сделать добротно и красиво». Это была тенденция. Украшал каждый – да, простенько, но украшал. Всегда обрамляли наличником. Наличник – лицо хозяина дома. Я, кстати, изучал документы и пришел к выводу, что в конце 19-го века годы в Тюмени работало 5-7 бригад, которые могли сделать резьбу разного стиля и стоимости.

– Я слышала, что резьба могла многое рассказать о хозяевах дома. Например, на наличниках купцов был более богатый резной декор.

– Тюменские купцы могли позволить себе самый дорогой резной декор наличника со множеством рельефных накладных деталей. Все детали наличника имеют свое значение и символический смысл. Например, архитектурный элемент наличника «свиток» визуально напоминает скрученный пергамент, прообраз грамоты, любой растительный орнамент – символ плодородия.

– А сколько в среднем стоило украшение дома?

– В зависимости от сложности резного декора стоимость могла быть разной. Средняя стоимость соизмерима стоимости 2-3 коров в то время.

– Тогда каким было бюджетное украшение? Которое мог позволить себе почти каждый?

– Декор, выполненный в стиле глухой резьбы с мотивом «занавески», простой геометрический декор, простые накладные резные детали: розетки, точеные токарные элементы. Образцы наличников разной сложности и стоимости, соответственно, можно было взять из специальных альбомов с рисунками. Дело в том, что при Екатерине II вышло положение – дома уездных городов должны были быть украшены наличниками и губернаторам присылались эти специальные альбомы с рисунками наличников.

Фото Сергея Куликова

– Это всё строго было? Без творчества?

– Можно было и другой рисунок, и купцы не жалели денег на богатый особенный резной декор. Даже делали на фасаде стилизованные гербы, чтобы показать свою значимость.

– Что еще могли себе позволить купцы?

– Богатые купцы Тюмени могли иметь несколько домов, украшенных разнообразной резьбой. И это были не просто дома, а усадьбы с несколькими постройками, окруженными забором с воротами. И эти постройки, флигеля, ворота также были украшены резным деревянным декором.

– А откуда на тюменских наличниках появилась виноградная лоза? Мы ведь сильно севернее виноградников.

– Виноград – это символ изобилия, радости и плодородия, а также это христианский символ. Откуда он у нас? С резного убранства наших храмов, отсюда истоки такого декора наличников. Еще один подобный символ на наличнике - это узор «лилия» и цветок крина – если приглядеться, то в них можно увидеть крест, символ христианства. Тюменские зодчие очень много взяли из храмов, из православия.

– А татары? Сибирские татары как-то повлияли на деревянное зодчество?

– У них на наличниках могли быть свои мотивы декора.

  • Лично отнимал топоры

– Вы говорили про барочную резьбу. Стиль барокко тогда и до нас дошел?

– Наши купцы ездили в Москву, Санкт-Петербург, видели стиль барокко, возвращались и заказывали резчикам работу в этом стиле для украшения своих домов. Пик барочного стиля в Тюмени пришелся на конец XIX-начало XX века, но имел и нашу сибирскую трактовку при создании элементов резьбы - кедровые шишки, лист и цветок крина, орехи.

– А потом?

– А в 90-х люди сами стали ломать памятники, украшенные резьбой, в которых жили. Условия проживания в таких домах были не лучшие - воды нет, надо идти к колонке на улицу, печку топить тоже надо. Обращались в администрацию с просьбой провести газ, воду, канализацию – в конце концов они жили в центре города. Но получали в ответ: «Вот вы живете в доме-памятнике, у него вон какие наличники резные – мы не имеем право что-то менять, не имеем право к нему прикасаться, вот если бы не было резьбы, то дом не был бы памятником, и тогда…». Вот такая была отговорка. То есть, если нет резьбы, то это не памятник, дом старый можно снести – дадут квартиру со всеми удобствами. И пошла эта тенденция, люди на своем доме топором ломали резьбу. Видя такое, искал решение, как защитить резную красоту. Отбирал топоры, обратился в музей, мне тогда машину дали, я посадил туда всех своих ребят – у меня была бригада, человек 7-8. Снимали наличники, грузили в машину, спасали так, реставрировали, передавали в картинную галерею.

– Что-то сохранилось?

– Моя мастерская восстановила резьбу 27 домов. Они могли были быть уничтожены. Я сохранил. Дома с резным декором, что мы сейчас видим на улицах Дзержинского, Хохрякова и других – это работа моей мастерской.

– Вот вы сейчас ходите по улицам города, часто видите результаты своей работы. Что чувствуете?

– Рад, что получилось. Хожу, смотрю на наличники. Думаю, как хорошо, что мы их сохранили.

Фото Сергея Куликова

  • Дерево, которое дает энергию

– Со стороны кажется, что быть творцом интереснее, чем реставратором. Разница в свободе. Не скучно ли копировать что-то миллиметр за миллиметром?

– Мне этот вопрос многие задавали. Не скучно! Я создаю и свои творческие работы по резьбе. Но реставрация не менее интересна и значима, потому что я проникаю в замысел мастера, работу которого я восстанавливаю, чтобы передать всю внутреннюю суть, дух, энергию, пластику, движение в работе, и максимально сохраняю подлинность детали. Реставратор – больше, чем художник, он воссоздает ту неповторимую красоту, которая может быть утрачена навсегда.

– Сколько занимает времени создание наличника?

– Ну если делать красивый, непростой… то месяца три ежедневной работы с графиком пять на два.

– Я знаю, к вам в мастерскую приходят ученики, при этом в основном взрослые. Что их интересует?

– Каждый приходит со своим запросом. И всех объединяет желание творить своими руками. Приходя на занятия после работы, многие замечают, что работа с деревом дает энергию и позволяет забыть о проблемах. Возраст моих учеников от 8 до 89 лет. Освоив приемы резьбы, они начинают украшать свои дома, дачи, бани, делают и посуду, и игрушки, всё по своему желанию. С июня этого года мастерская по резьбе будет открыта для всех желающих научиться работать по дереву. Мастерская расположена на ул. Дзержинского, 34, 2 этаж. Подробнее о занятиях можно получить информацию в ВК в моей группе «Вадим Шитов – хранитель деревянной Тюмени».

– А откуда столько энергии? Ведь в этом деле нужна сила рук, зоркость глаз.

– Работа с деревом наполняет энергией, которую оно аккумулирует много лет и отдает человеку.

– Может быть, вы мечтаете о своем доме с наличниками?

– У меня в деревне есть домик, но украсить его руки не доходят. Иногда приходят ко мне гости и говорят: «Ой, наверняка ваша дача самая резная, самая красивая». Я ответ им: «Будет больше свободного времени – буду украшать его. На сегодняшний день я руковожу Тюменской областной общественной организацией «Центр возрождения народных промыслов Тюменской области». В период с 2016 по 2024 годы нашим Центром реализовано 9 проектов, направленных на сохранение и популяризацию тюменской резьбы по дереву. В мероприятиях проектов приняли участие более 9 000 человек (в основном – дети, подростки, молодежь) – это реставрация старинных наличников, экскурсии к памятникам деревянного зодчества, выставки и мастер-классы с резьбой по дереву. И такая работа продолжается.

– Да, сейчас древесина – вещь недешевая. С каким деревом вы предпочитаете работать? Что лучше?

– При реставрации всё делается строго из того же материала, из которого сделан оригинал. Это может быть сосна, кедр, лиственница, елка и даже осина. Она по крепкости и стойкости превышает многих. И сама себя консервирует. Если оголить кору, то она покрывается такой окисью, которая дает защиту от внешнего. Поэтому осина не гниет. При выполнении творческих работ предпочитаю работать с кедром.

Фото Сергея Куликова

– И у меня напоследок есть еще один вопрос – только что пришел на ум – если бы вы были древесиной, то какой?

– Был бы кедром. Я по характеру такой – не агрессивный и не слишком мягкотелый, а средний. А средний – действительно кедр. Он одновременно и мягкий, и жесткий, довольно приятный.

– И при этом считается благородной породой.

– Да.

Фото Сергея Куликова

Далее в сюжете: От татами к пожарной части: история тренера, который учил Александра Моора дзюдо

Тюменскому реставратору Вадиму Шитову в этом мае исполнилось 77 лет. Позади – двадцать пять лётной работы, преподавание истории и несколько десятков спасенных памятников деревянного зодчества. В интервью «Тюменской области сегодня» он рассказал о многих интересных эпизодах своей жизни.

  • Всё свелось к одному

– Вопрос такой – на сколько лет вы себя чувствуете? Ваша душа какого возраста?

– Я всегда чувствую себя молодым!

– Великолепно.

– Да, не на 20 лет, и не на 30. Скорее, на 35 с половиной. Иногда просыпаюсь, всё скрипит. Похожу немного, сделаю зарядку и всё опять хорошо.

– Чем вы занялись, как перестали летать?

– Пока летал, заочно закончил Тюменский университет, по специальности преподаватель истории. После лётной работы преподавал в школе историю для 5-х и 7-х классов, а в Тюменской академии культуры и искусств в течение 6 лет вел курс художественной обработки дерева.

– А как же резьба?

– Началось всё с того, что я начал собирать резные детали наличников с разрушающихся старинных домов. В промежутках между полётами я гулял по улочкам Тюмени и любовался прекрасной деревянной резьбой. А в те годы домов с резным декором было очень много. И однажды, когда я как-то приехал домой к родителям, старший брат - скульптор подарил мне резцы по дереву. Я их в сумку положил, приехал в Тюмень, и забыл про них. А потом вдруг вспомнил о них и начал вырезать друзьям в подарок копии африканских масок и небольшие скульптуры. А когда подобрал очередную упавшую резную деталь тюменского наличника, вдруг захотел сделать ее копию. С этого всё и началось. Я еще летал тогда. Это было пятьдесят лет назад. Пятьдесят.

Фото Сергея Куликова

– Тогда же открыли свою мастерскую?

– Первая мастерская появилась в 1985 году, когда и получил приглашение восстановить резьбу дома, в котором располагался музей. Меня пригласила Светлана Павлова, заведующая этого музея «Штаб-квартира Блюхера» (сейчас музей «Усадьба Колокольниковых»), которая знала о моем увлечении резьбой. При музее мне выделили комнату под мастерскую. И когда я работал над «домом Блюхера», почувствовал, что не имею достаточного опыта в реставрации. Поехал в столицу, поступил в Московский институт Спецпроектреставрация.

– Учиться, учиться и еще раз учиться, да?

– Дело в том, что моё обучение реставрации было не только в институте. Этому способствовала и моя лётная работа. Когда я летал, посетил многие интереснейшие города нашей страны и реставрационные мастерские. Я воочию видел архитектурные памятники и процесс их восстановления. Изучал историю создания этих памятников. Учился реставрации резьбы, консервации, изучал стили деревянной резьбы в разных городах. Всё это изучение было направлено к одной цели – сохранить архитектурное наследие деревянного зодчества Тюмени, сохранить школу тюменской деревянной резьбы.

– Можно сказать, что это было модно?

– Нет, это немодно было. В то время резьба, а тем более ее сохранение мало кого в Тюмени интересовали. Работа над восстановлением резьбы музея Блюхера привела в итоге к созданию моей мастерской МНИХ при поддержке ВООПИКа (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) и Комитета культуры города Тюмень. С этого началось активное восстановление уникальной тюменской деревянной резьбы.

– Чем она уникальна?

– Когда с середины XIX века маленький сибирский город Тюмень начал мощно развиваться благодаря купечеству и застраиваться особняками с резным декором наличников, никто наверняка и не думал, что таким образом город приобретёт свое особенное лицо. Дома успешных купцов выделялись высотой окон и разнообразием пышного декора наличников. Резьба эта замысловатая по колориту, рельефно-объемная, почти скульптурная, с множеством накладных деталей на одном наличнике. Мотивы тюменской резьбы сравнимы с золоченой иконостасной: пышные розы, виноград, груши, яблоки, ананасы, листья, раковины, что также напоминает интерьерную дворцовую резьбу стиля барокко. Поражает как широта замысла, так и мастерство исполнения. Резьба стоила тогда в пять раз дороже, чем сам дом. В 1896 году тот самый купец Колокольников заплатил в Санкт-Петербурге 20 000 золотых монет за проект – только за проект своего дома. Изначально резные работы выполняли в Тюмени мастера, приглашенные из центральной России, которые в свою очередь привлекали местных умельцев. Я начал интересоваться деревянной архитектурой Тюмени в 1973 году. Тогда, по моему скромному подсчету, в городе было более трехсот памятников деревянного зодчества. А на сегодняшний день… ну, быть может, домов пятьдесят осталось.

Фото Сергея Куликова

  • Наличник за две коровы

– Но ведь не все могли позволить себе привлечь мастеров из других городов. Как обычные тюменцы приобретали наличники? Кто их делал?

– Один немецкий путешественник начала прошлого века написал: «Сибиряки славятся тем, что они могут недопить, недоесть, но сделать дом свой сделать добротно и красиво». Это была тенденция. Украшал каждый – да, простенько, но украшал. Всегда обрамляли наличником. Наличник – лицо хозяина дома. Я, кстати, изучал документы и пришел к выводу, что в конце 19-го века годы в Тюмени работало 5-7 бригад, которые могли сделать резьбу разного стиля и стоимости.

– Я слышала, что резьба могла многое рассказать о хозяевах дома. Например, на наличниках купцов был более богатый резной декор.

– Тюменские купцы могли позволить себе самый дорогой резной декор наличника со множеством рельефных накладных деталей. Все детали наличника имеют свое значение и символический смысл. Например, архитектурный элемент наличника «свиток» визуально напоминает скрученный пергамент, прообраз грамоты, любой растительный орнамент – символ плодородия.

– А сколько в среднем стоило украшение дома?

– В зависимости от сложности резного декора стоимость могла быть разной. Средняя стоимость соизмерима стоимости 2-3 коров в то время.

– Тогда каким было бюджетное украшение? Которое мог позволить себе почти каждый?

– Декор, выполненный в стиле глухой резьбы с мотивом «занавески», простой геометрический декор, простые накладные резные детали: розетки, точеные токарные элементы. Образцы наличников разной сложности и стоимости, соответственно, можно было взять из специальных альбомов с рисунками. Дело в том, что при Екатерине II вышло положение – дома уездных городов должны были быть украшены наличниками и губернаторам присылались эти специальные альбомы с рисунками наличников.

Фото Сергея Куликова

– Это всё строго было? Без творчества?

– Можно было и другой рисунок, и купцы не жалели денег на богатый особенный резной декор. Даже делали на фасаде стилизованные гербы, чтобы показать свою значимость.

– Что еще могли себе позволить купцы?

– Богатые купцы Тюмени могли иметь несколько домов, украшенных разнообразной резьбой. И это были не просто дома, а усадьбы с несколькими постройками, окруженными забором с воротами. И эти постройки, флигеля, ворота также были украшены резным деревянным декором.

– А откуда на тюменских наличниках появилась виноградная лоза? Мы ведь сильно севернее виноградников.

– Виноград – это символ изобилия, радости и плодородия, а также это христианский символ. Откуда он у нас? С резного убранства наших храмов, отсюда истоки такого декора наличников. Еще один подобный символ на наличнике - это узор «лилия» и цветок крина – если приглядеться, то в них можно увидеть крест, символ христианства. Тюменские зодчие очень много взяли из храмов, из православия.

– А татары? Сибирские татары как-то повлияли на деревянное зодчество?

– У них на наличниках могли быть свои мотивы декора.

  • Лично отнимал топоры

– Вы говорили про барочную резьбу. Стиль барокко тогда и до нас дошел?

– Наши купцы ездили в Москву, Санкт-Петербург, видели стиль барокко, возвращались и заказывали резчикам работу в этом стиле для украшения своих домов. Пик барочного стиля в Тюмени пришелся на конец XIX-начало XX века, но имел и нашу сибирскую трактовку при создании элементов резьбы - кедровые шишки, лист и цветок крина, орехи.

– А потом?

– А в 90-х люди сами стали ломать памятники, украшенные резьбой, в которых жили. Условия проживания в таких домах были не лучшие - воды нет, надо идти к колонке на улицу, печку топить тоже надо. Обращались в администрацию с просьбой провести газ, воду, канализацию – в конце концов они жили в центре города. Но получали в ответ: «Вот вы живете в доме-памятнике, у него вон какие наличники резные – мы не имеем право что-то менять, не имеем право к нему прикасаться, вот если бы не было резьбы, то дом не был бы памятником, и тогда…». Вот такая была отговорка. То есть, если нет резьбы, то это не памятник, дом старый можно снести – дадут квартиру со всеми удобствами. И пошла эта тенденция, люди на своем доме топором ломали резьбу. Видя такое, искал решение, как защитить резную красоту. Отбирал топоры, обратился в музей, мне тогда машину дали, я посадил туда всех своих ребят – у меня была бригада, человек 7-8. Снимали наличники, грузили в машину, спасали так, реставрировали, передавали в картинную галерею.

– Что-то сохранилось?

– Моя мастерская восстановила резьбу 27 домов. Они могли были быть уничтожены. Я сохранил. Дома с резным декором, что мы сейчас видим на улицах Дзержинского, Хохрякова и других – это работа моей мастерской.

– Вот вы сейчас ходите по улицам города, часто видите результаты своей работы. Что чувствуете?

– Рад, что получилось. Хожу, смотрю на наличники. Думаю, как хорошо, что мы их сохранили.

Фото Сергея Куликова

  • Дерево, которое дает энергию

– Со стороны кажется, что быть творцом интереснее, чем реставратором. Разница в свободе. Не скучно ли копировать что-то миллиметр за миллиметром?

– Мне этот вопрос многие задавали. Не скучно! Я создаю и свои творческие работы по резьбе. Но реставрация не менее интересна и значима, потому что я проникаю в замысел мастера, работу которого я восстанавливаю, чтобы передать всю внутреннюю суть, дух, энергию, пластику, движение в работе, и максимально сохраняю подлинность детали. Реставратор – больше, чем художник, он воссоздает ту неповторимую красоту, которая может быть утрачена навсегда.

– Сколько занимает времени создание наличника?

– Ну если делать красивый, непростой… то месяца три ежедневной работы с графиком пять на два.

– Я знаю, к вам в мастерскую приходят ученики, при этом в основном взрослые. Что их интересует?

– Каждый приходит со своим запросом. И всех объединяет желание творить своими руками. Приходя на занятия после работы, многие замечают, что работа с деревом дает энергию и позволяет забыть о проблемах. Возраст моих учеников от 8 до 89 лет. Освоив приемы резьбы, они начинают украшать свои дома, дачи, бани, делают и посуду, и игрушки, всё по своему желанию. С июня этого года мастерская по резьбе будет открыта для всех желающих научиться работать по дереву. Мастерская расположена на ул. Дзержинского, 34, 2 этаж. Подробнее о занятиях можно получить информацию в ВК в моей группе «Вадим Шитов – хранитель деревянной Тюмени».

– А откуда столько энергии? Ведь в этом деле нужна сила рук, зоркость глаз.

– Работа с деревом наполняет энергией, которую оно аккумулирует много лет и отдает человеку.

– Может быть, вы мечтаете о своем доме с наличниками?

– У меня в деревне есть домик, но украсить его руки не доходят. Иногда приходят ко мне гости и говорят: «Ой, наверняка ваша дача самая резная, самая красивая». Я ответ им: «Будет больше свободного времени – буду украшать его. На сегодняшний день я руковожу Тюменской областной общественной организацией «Центр возрождения народных промыслов Тюменской области». В период с 2016 по 2024 годы нашим Центром реализовано 9 проектов, направленных на сохранение и популяризацию тюменской резьбы по дереву. В мероприятиях проектов приняли участие более 9 000 человек (в основном – дети, подростки, молодежь) – это реставрация старинных наличников, экскурсии к памятникам деревянного зодчества, выставки и мастер-классы с резьбой по дереву. И такая работа продолжается.

– Да, сейчас древесина – вещь недешевая. С каким деревом вы предпочитаете работать? Что лучше?

– При реставрации всё делается строго из того же материала, из которого сделан оригинал. Это может быть сосна, кедр, лиственница, елка и даже осина. Она по крепкости и стойкости превышает многих. И сама себя консервирует. Если оголить кору, то она покрывается такой окисью, которая дает защиту от внешнего. Поэтому осина не гниет. При выполнении творческих работ предпочитаю работать с кедром.

Фото Сергея Куликова

– И у меня напоследок есть еще один вопрос – только что пришел на ум – если бы вы были древесиной, то какой?

– Был бы кедром. Я по характеру такой – не агрессивный и не слишком мягкотелый, а средний. А средний – действительно кедр. Он одновременно и мягкий, и жесткий, довольно приятный.

– И при этом считается благородной породой.

– Да.

Ранее в сюжете

Как в села Тюменской области привлекают спортивных тренеров

15

Роман Чуйко: В мое время популярным был тренд на амбиции мирового масштаба

13

Даниил Крамер в Тюмени: «90% попсы – это одна и та же сосиска в разных обёртках»

04 декабря

Что такое «жестяное кружево», украшающее тюменские улицы?

03 декабря