О работе в 80-х рассказал бывший руководитель тюменской ГАИ Герман Смирнов
Интервью с ветераном службы по случаю 85-летнего юбилея

Далее в сюжете: Роман Явныч: «Страх любого директора – это возмущенный зритель»
Почетный председатель Тюменского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Герман Борисович Смирнов 20 марта отмечает свое 85-летие. С юбиляром посчастливилось плотно общаться в пору его работы в областной ГАИ.
Тогда, в 80-е годы минувшего века, мне, милицейскому журналисту, сотрудничавшему с молодежной газетой, довелось пиарить на ее страницах и вертолетный взвод ГАИ – грозу лихачей-водителей; и спецгруппу из инспекторов-разрядников по мотоспорту, которым хватало одного старта на заднем колесе, чтобы мотохулиган, бросив на дороге технику, зачастую краденную, «делал ноги»…
Но главной заслугой Смирнова стало создание передвижных медицинских постов ГАИ. Встретившись недавно с Германом Борисовичем на представительном ветеранском мероприятии, проходившем в ГУВД, с интересом выслушал его ностальгический рассказ об этих самых ПМПГ, аналогов которым в СССР тогда не существовало.
Под гарантию дружбы с ГАИ
– Когда в 1982 году я пришел работать в областную ГАИ, доля дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей доходила до 45% от числа ДТП, совершаемых водителями. Надо было что-то делать. Прослышав, что в Челябинске экипажи скорой помощи работают совместно с Госавтоинспекцией, решил посмотреть, что это такое.
Я до сих пор с благодарностью вспоминаю главного врача станции скорой медицинской помощи Марка Исаковича Рошаля. Он создал эту службу в Тюмени и первым в нашей области внедрил автоматизированную систему управления работой ее бригад. Его реакция на мою просьбу – послать в Челябинск вместе с нашим сотрудником (Володей Ильиным) своего – откровенно удивила: «Я сам поеду». Вернувшись, докладывают, что экипажи скорой помощи, которые работают на месте ДТП с пострадавшими, берут на борт автоинспектора.
Я связываюсь с заведующим облздравотделом (его возглавлял тогда Швидкий) и предлагаю повторить у нас челябинский вариант. Но Юрий Никитович предложил более простой и эффективный, позволявший избежать процесс бюрократических согласований: «Давай я тебе отдам новые автомобили скорой помощи». Сказано – сделано: мы приняли с баланса облздравотдела на свой пять новых, оборудованных всем необходимым, в том числе и рацией, «рафиков».
Теперь встал вопрос: где взять врачей для работы на них? Поехал в нашу городскую больницу, где при содействии секретаря партийной организации встретился с врачами травматологического отделения. Объяснил им что к чему. Зарплаты, говорю, вам не обещаю, может, иногда по праздникам будет возможность вас премировать, но дружбу с ГАИ гарантирую (улыбается). Всё, очередная проблема решена, но следом возникла новая.
Дело в том, что врачи-травматологи, работающие на наших прекрасных автомобилях с аббревиатурой ПМПГ на борту, должны иметь юридическое право оформлять протокол освидетельствования, на основании которого нетрезвые водители привлекаются к административной ответственности. И эту проблему тоже решили.
По договоренности с главным наркологом области Казанцевым организовали учебу «наших» травматологов на базе наркологического диспансера. Пройдя курсы, они получили официальные удостоверения, а с ними и право ставить штамп на протоколе. В один прекрасный день я подъезжаю к крыльцу ГУВД и докладываю тогдашнему его начальнику, генералу Огородникову, что первый оборудованный передвижной медицинский пост ГАИ, на котором работают только старшие инспекторы-офицеры и врач, прибыл.

Кому охота с прокурором связываться
– Я не безосновательно считал, что удержать водителя от соблазна сесть пьяным за руль может, прежде всего, боязнь лишиться прав. Для этого он должен знать, что в любое время дня и ночи, на любом участке дороги Нижневартовска, Сургута, Тобольска, Ишима и Тюмени, куда были переданы автомобили скорой помощи, он может неожиданно встретить ПМПГ, который его задержит и тут же освидетельствует. Дело у нас пошло. На дорогах тогда еще большой Тюменской области мы в год задерживали до 23 тысяч нетрезвых водителей. Как следствие, кривая ДТП, совершенных по вине таких водителей, сразу пошла вниз.
– Насколько я помню, ваши ПМПГ не только на городских дорогах шороху наводили...
– Действительно, большой эффект приносили наши выезды в сельскую местность. Помню, во время одного такого рейда в Заводоуковске только за одно утро выявили до полутора десятков нетрезвых водителей. Бывало, останавливают какого-нибудь местного начальника, тот: ребята, вы что, меня не узнаете? И в других райцентрах та же песня – от директоров совхозов, руководителей предприятий… Они не могли врубиться, что их не местные сотрудники останавливают.
Как-то в одном районе работника прокуратуры задержали – все признаки, что выпивал. Но изворотливым оказался. Я, говорит, ел конфеты с коньяком, возможно из-за этого такие показатели, так что везите меня в стационар, я вам не доверяю. Привезли его в районную поликлинику – там дают заключение: «признаков опьянения не обнаружено»… Словом, вывернулся. Но в следующий раз, прежде чем сесть за руль с похмелья, товарищ наверняка хорошенько подумает.
…Прошло время. Как-то в нашем медотделе мне предложили горящую санаторную путевку в Трускавец, это в Западной Украине. Там во время экскурсионной поездки во Львов я рассказал о наших ПМПГ своим столичным коллегам. Те с удивлением – у нас, мол, единственная машина скорой помощи, на которой мы вместе работаем на международной трассе Москва – Прага, а у вас пять собственных?! Как вам удалось?..
Во время совместной поездки в Сургут с генералом Зверковским, начальником Главного управления ГАИ МВД СССР, показал ему наше работающее ноу-хау. По завершении этого спонтанного «знакомства» он говорит: «Слушай, Смирнов, как тебе удалось эти машины добыть?» Посвятил его в нашу одиссею. По возвращении из Сургута зашли со Зверковским в отдел административных органов обкома партии, где генерал отчитал заведующего, моего однофамильца: почему у вас Смирнов уже полгода исполняет обязанности начальника ГАИ? И меня тогда быстро утвердили в новой должности.
Биографическая справка
Уроженец Курганской области Герман Борисович Смирнов после окончания в 1962 году Сибирского автодорожного института приехал по распределению в Тюмень. Трудовую деятельность начал в системе автомобильного транспорта. Будучи главным инженером нового автотранспортного предприятия, занимался организацией движения городского транспорта.
С 1972 года работал в отраслевом отделе обкома партии и курировал строительство железной дороги на Север. Спустя десятилетие перешел в Госавтоинспекцию, работая до 1987 года заместителем, а до 1991-го – начальником ГАИ УВД Тюменской области.
После выхода на пенсию возглавил ветеранскую организацию управления Госавтоинспекции, а в 2014 году – Тюменский городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, став в 2023-м его почетным председателем.
В 2022 году указом президента награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Женат. Имеет двух дочерей, трех внуков и одного правнука. О своем хобби высказался так: «С пеленок – автомобилист, душой – поэт и гитарист».
Ранее «Тюменская область сегодня» взяла интервью у известного краеведа и историка Александра Петрушина. Ему исполнилось 75 лет.