Сегодня состоится прощание с тюменским фотокорреспондентом Михаилом Каляновым
Честный, порядочный и очень талантливый. Журналисты и фотографы поделились личными историями об ушедшем коллеге и друге
Сегодня, 2 ноября, в 12:00 начнется церемония прощания с тюменским фотокорреспондентом Михаилом Каляновым. Она пройдет в стенах крематория по адресу Червишевский тракт, 511.
Жизнь нашего коллеги, фотокорреспондента «Тюменской области сегодня» Михаила оборвалась внезапно. Об этом стало известно 31 октября. Новость шокировала и привела сначала в оцепенение, а потом в глубокую скорбь. Мы публикуем личные истории людей, кто его знал, работал с ним, дружил.
Заслуженный журналист РФ, редактор АНО «Тюменская область сегодня» Юрий Пахотин:
«Миша Калянов умер… Сообщение было настолько страшным и неожиданным, что поверить в него было просто невозможно. Но это случилось. И это такое горе, от которого просто цепенеешь и поначалу не можешь принять страшную правду. А потом волной накрывают вспоминания.
Был октябрь 2001 года. Я тогда являлся главным редактором еженедельника «АиФ» в Западной Сибири». Миша, совсем молоденький, ершистый, пришел в редакцию и с порога заявил, что хочет работать в нашей газете, потому что она ему нравится.
Поговорили. Журналистского опыта у него было чуть-чуть, немного поработал в журнале «Дождь». По образованию – юрист. Показал публикации. И стало ясно, что у этого молодого человека есть и литературные способности, и широкая эрудиция, и свое видение окружающего мира. Конечно же, мы взяли его в штат.
Писал Миша быстро, много и хорошо. Но самое главное – он был личностью. А еще был в его статьях некий нерв, который чувствовали читатели и ждали его публикаций. Яркий, умный, он любил спорить и почти всегда был прав, потому что знания его были не поверхностными, а глубокими, фундаментальными.
А потом неожиданно Миша увлекся фотографией. Да так серьезно, что решил полностью посвятить себя этому делу. И здесь по-новому открылся его талант, который нельзя было не заметить, потому что и в его фотографиях чувствовался и особый взгляд на мир, и этот ощутимый нерв.
И вот он ушел. Ушел в вечность. Навсегда. Но то, что его блестящие фотоработы навсегда останутся в истории нашего региона и страны, и что мы, те, кто знал и любил этого замечательного Мастера и Человека, всегда будем помнить о нем – это не банальные, обязательные слова. Это правда. И где-то там на небесах он об этом точно узнает».
Руководитель редколлегии агентства URA.RU Михаил Вьюгин:
«Для меня знакомство с Тюменью началось со знакомства с Мишей. Когда создавался первый состав тюменской редакции нашего агентства, его мне рекомендовали сразу. И не только как профессионального фотографа, уже снискавшего успех своими репортажами, но и как журналиста. Так и оказалось: Михаил полностью соответствовал данным ему рекомендациям. До сих пор я не встречал таких журналистов, которые в момент мероприятия могли и интересный кадр заметить, зафиксировать его для читателей, и важное заявление услышать. А Миша этими талантами обладал.
Телефонная книжка Михаила – особый разговор. Объему контактов, которыми он обладал, позавидуют многие редакторы СМИ. Но особенностью его контактов было то, что все они были теплые. Для меня поразительно, что эта теплота обеспечивалась не сервильностью журналистской работы, а уважением собеседников Михаила к его труду.
Выступая на стороне читателей, он задавал острые, актуальные вопросы. Мне неоднократно приходилось слушать замечания героев его фотографий за тот или иной снимок. Но никогда это не было серьезной претензией – все собеседники Михаила признавали его профессионализм и его права и на вопросы, и на свой взгляд через объектив, и на собственную оценку ситуации, которую он никогда не скрывал и на которой публично настаивал.
Эту оценку признавали все, даже те, кто мог быть с ней не согласен.
Связано это с тем, что ценности Михаила были понятны и коллегам, и героям его публикаций. Он жил, действовал, принимал решения, рассказывал истории, опираясь на важные для каждого вещи.
Если бы меня попросили охарактеризовать Михаила одним словом, то я бы выбрал слово «порядочный». А если бы разрешили добавить еще одно, то это было бы слово «надежный».
И хотя больше нам не поработать вместе, Михаил Калянов останется для меня примером – каким может быть корреспондент, любящий свою работу и своих читателей».
Директор компании «Инфобит» и экс-директор – главный редактор АНО «Тюменская область сегодня» Сергей Шестаков:
«Михаил Калянов был большим профессионалом, сделанные им фото не раз украшали обложки федеральных и тюменских СМИ. В его репортажах, написанных им самим или запечатленных в фото, всегда чувствовался особый эффект присутствия, его герои становились «живыми».
Несколько месяцев он проработал корреспондентом в зоне проведения СВО. Поэтому, когда нам удалось попасть в состав одной из гуманитарных миссий в ЛНР, вопроса не стояло, кого отправить – нашего опытного бойца информационного фронта, Мишу.
А еще Михаил был философом – интеллектуальным, вдумчивым, умеющим на все смотреть со стороны. Каждый раз, когда мы общались, мне казалось, что я разговариваю не с ровесником, а со старцем. О чем бы ни заходила речь, он всегда мог быть над ситуацией, всегда предлагал иной ракурс взгляда».
Фотокорреспондент АНО «Тюменская область сегодня» Екатерина Христозова:
«Когда я пришла в профессию, Миша уже давно работал фотокорреспондентом и был профессионалом. Я с уважением относилась к нему, иногда обращаясь за советом. Но один случай нас очень сблизил. Мы снимали футбол на стадионе ФК «Тюмень», Миша тоже там работал. Погода была отвратительная, колючий и ледяной ветер. Быстро набрав кадров и собравшись уходить, я увидела, что у Миши нет перчаток, а руки уже алого цвета. Стянула свои флисовые перчатки и отдала их ему.
Все годы нашей дружбы он благодарил за тепло, которое я ему подарила. Это стало началом нашей многолетней дружбы. Так я спасла его золотые руки».
Одноклассница и редактор тюменской редакции URA.RU Дарья Сеймовская:
«Острый, начитанный, всегда и обо всем с собственным мнением – Миша такой был с юности. Мы учились в одном классе, и первое место работы у нас было общее – журнал «Дождь». Он всегда бы такой, знаете, мистер ирония. Булгаков, Ницше, любимая группа «Алиса», кудрявый хвост и кожаные браслеты – таким его запомню. И с легкой улыбкой в глазах».
Подруга и заместитель главного редактора 72.ru Полина Перепелица:
«Я не помню, как познакомилась с Мишей. Помню, что это было очень давно. Мы дружили, встречались, переписывались. Часто или редко – не суть. Я знала, что всегда могу позвонить, написать, и он ответит. У Миши был образ человека-одиночки, такого борца за все, преодолителя всего, чувака про смелые разговоры о смерти, шутки про тлен и хтонь и нашу действительность. Это не была оболочка, защитная реакция на происходящее. Он так думал, чувствовал и так выражал свои мысли. С этим можно было не соглашаться и спорить (что мы и делали), а можно было просто принять (чем все заканчивалось в конце концов). И при всем при этом Миша был очень светлым и очень ранимым человеком. Как и многие сильные мужчины. Никогда не жаловался, не просил помощи.
Вчера моя сестра, когда узнала о горе, заплакала. Она была знакома с Мишей по моим рассказам, один раз видела его лично, но запомнила «здоровым, улыбчивым, талантливым и притягательным». Это прям про Мишу, он и был таким.
Месяц назад он пришел в гости в редакцию. Я была сильно занята, не заметила его. А потом обнаружила на диване – он скромно сидел и ждал. Мы выпили кофе и поболтали: про работу и перемены, про любовь, про отпуск, который был недавно, про новый нож (Миша любил ножи, коллекционировал их, обожал точить и взахлеб рассказывал нам об этом), про то, что сыну 13 лет, он занимается плаванием и скоро получит в подарок от папы первый нож. Такое обыденное и доброе. Последнее…
Миша часто шутил, что не проживет долго. Может и не шутил вовсе…»
Фотокорреспондент издания «Тюменский курьер» Виктория Ющенко:
«Миша – человек, который называл вещи своими именами. Ценил честность в других. В его снимках и репортажах правда тоже была на первом месте. Динамика, драйв, пот, кровь, боль – все это характеризует его спортивные снимки…
Но, несмотря на эту прямоту и где-то кажущуюся колючесть, он был потрясающим другом, который всегда придет на помощь и выслушает. Мы частенько подменяли друг друга на съемках и могли часами обсуждать рабочие моменты. Вместо тысячи ненужных советов Миша мог отвесить точную юморную фразочку, и ситуация переставала казаться критической. Миша обладал редким даром не только классно снимать своих героев, но и писать о них».
Внештатный журналист АНО «Тюменская область сегодня» Сергей Пахотин:
«Известие о смерти Михаила Калянова стало для меня настоящим шоком. Уйти из жизни так рано и в расцвете творческих сил – это так несправедливо. Не знаю, каким он был спортсменом, но то, что спорт Миша любил – факт неоспоримый. И потому, наверное, его снимки не просто иллюстрировали спортивный репортаж, а делали его привлекательным и запоминающимся. Мне нравилось с ним работать, потому что фотокору Калянову не надо было указывать, что и как снимать. Достаточно было поставить задачу, которую он чаще всего решал автономно. Особенно ему удавались снимки с соревнований по дзюдо, которые он, как снайпер, терпеливо выцеливал, «окопавшись» на краю татами. Впрочем, с турниров по любому виду спорта Михаил выдавал фотосюжеты, которые не только украшали публикацию, но и дополняли ее. В ноябре планировали с ним выход на пару крупных турниров. Увы, планам этим уже не суждено сбыться».
Фотограф Дмитрий Изосимов:
«Миша был крепкий профессионал в своем деле, вне всякого сомнения. То есть отличный фотокорреспондент. И просто интересный и умный собеседник, даже если работа позволяет обменяться только парой фраз. Его острый ум и критическое отношение к окружающей действительности в наше время большая редкость».
Фотограф Игорь Ковалев:
«Неудобный, ершистый, умный, интересный, с отличным чувством юмора и несомненным фотографическим талантом – вот каким был Миша Калянов. Лучшие уходят рано. Очень жаль».