Профилактика школьного травматизма
Школьный травматизм в числе самых распространенных причин получения повреждений, особенно среди ребят младшего и среднего школьных возрастов.
Основные травмы, которые дети могут получить в общеобразовательной организации:
- падение с лестницы или со снарядов на уроках физкультуры;
- ранения режущими или колющими предметами (циркули, острые карандаши);
- повреждения на потенциально травмоопасных уроках: труда или химии (порезы, ожоги).
Причины школьных травм:
- нарушение дисциплины учащимися на занятиях и переменах,
- несоблюдение правил техники безопасности на уроках,
- недостаточная физическая подготовка школьников,
- неправильно подобранная одежда и обувь для занятий физкультурой,
- неисправное спортивное оборудование и устаревшие спортивные маты.
Медицинские работники школьных кабинетов играют важную и неотъемлемую роль в профилактике школьного травматизма. В план работы сотрудников школ, отвечающих за здоровье детей, входят лекции на классных часах, работа с родителями на собраниях, распространение полезной и наглядной информации.
Мониторинг общедоступной информации показывает, что взрослые большую часть внимания уделяют предупреждению дорожно-транспортного травматизма, который, безусловно, потенциально несет гораздо больший вред, чем получение ушибов во время игр.
Также серьезную роль отводят обучению безопасным навыкам в хозяйстве – что тоже немаловажно. Тем не менее в школе ребенок проводит большую часть времени, а значит вероятность получения травмы, в том числе серьезной, велика. Для повышения эффективности борьбы с детским травматизмом необходимо проводить гигиеническое обучение и детей, и родителей.
Поэтому медработники активно проводят беседы и лекции. Задействуют различные наглядные пособия: картинки, иллюстрации в книгах, плакаты, листовки о необходимости избегания опасных шалостей на уроках, а также о необоснованном риске при занятиях спортом; о травмоопасности применения физической силы к своим сверстникам даже в шутку.
Также медики напоминают детям о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках, где занятия могут потенциально нести опасность. На классном часе медработники участвуют в разборе причин полученных травм, определения вины и степени задействования в ситуации участников и очевидцев, возможных вариантов поведения, которые в перспективе помогут избежать травмы.
На родительских собраниях обращают внимание родителей на выбор обуви для занятий физкультурой и повседневной одежды и обуви для школьника. Напоминают, что нужно минимизировать наличие металлических застежек и пряжек.
Также стоит отметить, как важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, которые помогают взрослым по хозяйству, как правило, более аккуратны и внимательны, что способствует предупреждению травм и в других обстоятельствах. Но, поручая ребенку работу по дому, следует подробно разъяснять ему, почему необходимо выполнять те или иные правила. Важно рассказать, к чему приведет нарушение правил, когда простое использование ножа, иголки, электроприборов может стать причиной различных повреждений.
Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, произошедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
Важно получить обратную связь от школьника, чтобы узнать, что он понял и как мог бы поступить сам в предлагаемых обстоятельствах.
Старшая медицинская сестра ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 17» Елена Побережная.