Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Андрей Пантелеев: «Поймай тюменца, и он сутки будет рассказывать, как хорошо в Тюмени»

Замгубернатора Тюменской области рассказал о будущем термальных источников, переговорах с «Аэрофлотом» и работе с интуристами

Слушать новость
Андрей Пантелеев: «Поймай тюменца, и он сутки будет рассказывать, как хорошо в Тюмени». Замгубернатора Тюменской области рассказал о будущем термальных источников, переговорах с «Аэрофлотом» и работе с интуристами .

Пришедшая в Россию в прошлом году пандемия серьезно сказалась на сфере туризма. О том, как переживает этот непростой период Тюменская область, какие планы для дальнейшего развития строят сегодня региональные власти и инвесторы, в интервью рассказал заместитель губернатора, член президиума правительства Андрей Пантелеев. Встреча прошла в рамках заседания клуба «От первого лица», организованного изданием «Тюменская область сегодня».

Фото Екатерины Христозовой

- Андрей Вадимович, с 15 апреля по 1 июня в России ограничено авиасообщение с Турцией и Танзанией в связи с увеличением количества заболевших COVID-19 на курортах. По данным СМИ, путевки в одну только Турцию купили более 500 тысяч человек на 32 млрд рублей. Есть ли статистика, сколько среди них тюменских туристов? Как в Тюмени туроператоры разрешают сложившуюся проблему с клиентами?

- По данным, которые имеются у нас, тюменцы приобрели около 6 тысяч путевок в Турцию и около 50 в Танзанию. В настоящее время операторы предлагают либо перенести поездку на другой срок, либо посмотреть альтернативный вариант, - такой же подход, как и в прошлом году. Но надо понимать, что во время пандемии риск остается всегда, и поэтому  должны сложиться некие правила, которые и та, и другая сторона примет и будет спокойно относиться к тому, что происходит.

- Каких-то конфликтных ситуаций между туроператорами и тюменцами не было?

- Обращений к нам не поступало. В прошлом году они были, сейчас - нет. Думаю, практика нарабатывается, и все проходит более спокойно.

- Про эту ситуацию можно сказать: «Не было бы счастья да несчастье помогло»? Теперь больше людей останется в России, скорее всего, они выберут отдых на отечественных курортах. Для Тюменской области и туриндустрии региона – это плюс?

- Конечно. Тюменская область от этого выиграет. Во-первых, оживятся те инвесторы, которые когда-то были первопроходцами во внутреннем туризме. Во-вторых, крупные и малые инвесторы, которые долгое время стояли в позиции «вкладывать — не вкладывать», активно начинают рассматривать более обширную географию, а не только традиционные локации.

Мы многие годы всей страной выезжали куда-то отдыхать. Русский турист — это турист, который тратит. Он даже в all inclusive любит куда-то выехать, что-то купить, посетить дополнительные экскурсии. И, конечно, за счет того, что турист остался здесь, тот инвестор, который когда-то сделал первый шаг в области внутреннего туризма, может сейчас увидеть хороший поток, окупаемость своего проекта, и это, скорее всего, приведет к более активному инвестированию второй и третий раз.

Следующий момент — внутренний туризм позволяет посмотреть страну. Сейчас мы узнали себя лучше, нам стало ясно, чем можно гордиться. Есть шутка: поймай тюменца, и он сутки будет рассказывать, как ему хорошо жить в Тюмени. Наверное, будет отлично, если мы все так начнем рассказывать про свою страну.

- С учетом того, что сейчас больше денег останется в России, инвесторы получат от своих вкладов какой-то ответ, какие будут еще предприняты шаги в улучшении сервиса? Важно отметить, что уровень сервиса продолжает расти. Как у нас, так и у более раскрученных курортов, например, Алтая, Урала, Краснодара. Какие шаги мы делаем в этом направлении?

Фото Екатерины Христозовой

- Пять лет назад мы только приступили к перезапуску туристической отрасли. Была создана новая структура, которая системно занимается развитием туризма. Мы провели работу с муниципалитетами, чтобы у них было понимание, как нужно работать с этой отраслью экономики. Это ведь тоже определенный сервис - когда услуга органов власти оказывается правильно.

В 2019 году мы посмотрели в сторону термальных источников, в 2020 году закрепили, что это - одно из наших стратегических направлений. В 2021 году будет сделан мониторинг действующих термальных курортов. После этого сформируем программу, которая поможет создать нужный сервис.

Замечу, во всем этом есть один важный момент: во время такой работы выстраиваются внутриотраслевые коммуникации.

Мы увидели в том же «ЛетоЛето», например, что они предлагают другой термальный курорт. Спокойно дают возможность своему гостю и другие места посмотреть. И это правильно, потому что чем больше выбор, тем выше возвратность на территорию. Клиент уже сам выберет. И я полагаю, что кросс-продажи — это очень важная составляющая, которую необходимо настраивать.

В Тобольске, например, мы делали ребрендинг ресторанов: просто отформатировали их по направлениям. Например, один - рыбный, второй - мясной ресторан, третий - казачья кухня. Разложив все это, мы сделали гастрономическую карту города. Увы, пандемия остановила проект, но я уверен, что мы сейчас к нему вернемся. Такие кросс-продажи очень удобны и для туриста. Зашел в одно место — получил информацию о другом.

- То есть рестораны друг друга рекомендуют, получается?

- Да, получается такая карта на два-три дня, когда турист каждый день меняет ресторан. На обед — в один, на ужин — в другой, завтрак, естественно, в отеле. То есть туристу дают карту, как пройти экскурсию по ресторанам. А в некоторых ресторанах есть свои экскурсии. В рыбном была разработана экскурсия по блюдам из рыбы, исходя из тех рек, где они водятся. И это не просто поход в ресторан, это настоящая гастрономическая история.

- Эта программа будет интересна даже тюменцам, мне кажется.

- Да. Мы всегда говорим, что любой человек с пропиской из другого города — это 100% турист. Ну и в первую очередь надо все обкатывать на своих. Сразу понимаешь —  зашло или не зашло, получаешь обратную связь.

- В связи с отменой самого популярного направления среди россиян – Турции – ожидается ли рост цен на внутренний туризм? Это касается и Тюменской области. Не воспользуются ли наши бизнесмены от туризма ситуацией? Возможно ли это как-то регламентировать?

- Конечно, рынок управляет ценой самостоятельно. Но рост цен формирует у покупателя мнение о том, что здесь дорого. Он распространяет эту информацию дальше, и все попытки развивать туризм не приводят к эффекту.

Наверняка кто-то ситуацией воспользуется. Мы долгое время держали умеренную цену на наши туры, чтобы привлечь турпоток. В самом начале, когда мы только начали заниматься отраслью, туров в область было около ста. Они все так или иначе были друг на друга похожи, но назывались по-разному, и у туриста возникали сложности с выбором. В итоге мы свели количество до четырех конкретных брендовых маршрутов, отформатировали ценники и договорились в сообществе, что три года цены менять не будем. И я хочу сказать, что несколько лет никто не нарушил этих правил - нужно было «накатать» турпоток.

Но нельзя сказать, что цены рванут вверх, самые популярные направления, возможно, могут немного поиграть с ценой. С 2016 года у нас не менялось количество внутренних туроператоров, а сейчас каждый год появляется два-три новых. Это те, кто раньше работал на внешний поток, но переориентировался на внутренний. Но всем важно оставаться конкурентоспособными. Это задача из задач.

- В 2020 году в России запустили государственную программу поддержки «Туристический кешбэк». В связи с этим вопрос, сколько туристов воспользовались данной программой в Тюменской области и каких цифр в связи с продлением программы вы ожидаете?

- Данными относительно цифр владеет Ростуризм, и пока такой аналитики от них нет.  Известно, что оборот составил 20 млрд рублей и 4 млрд было возвращено непосредственно туристам. Туристический кешбэк — это, наверное, самое правильное в своей простоте и гениальности решение. Государство мотивирует конечного покупателя. Эта понятная и простая модель позволяет любому региону включиться в гонку за своего покупателя.

Опыт работы с турами Тюменской области один из передовых в стране — к нам постоянно обращаются другие регионы. Наши туроператоры вместе продают консолидированные туры, они научились делить и затраты, и прибыль, смогли договориться между собой.

Когда областной центр первый раз попал в список популярных направлений по программе туристического кешбэка, к нам сразу повернулось большое количество федеральных туроператоров. Мы попали в десятку по пяти номинациям: это и количество броней, и средний чек, и время пребывания в регионе, - по пяти направлениям мы вышли в лидеры. А санаторий «Сибирь» вообще стал по двум показателям лидером в стране. Сегодня наш регион продает уже более 150 туроператоров, потому что теперь стало понятно, куда едут люди. Раньше были шаблоны: Байкал, Алтай, Камчатка, Краснодарский край. Сегодня мы смотрим: наряду с ними есть и Тюмень.

- То есть в 2021 году все будет даже лучше?

- Точно будет лучше, чем в 2020 году.

- Сезон только начинается — в целом, каких финансовых показателей регион ждет от него? Сколько ждем туристов? Какие прогнозируем доходы? Сколько было в допандемийный год?

- Посмотрев тот год, мы увидели, что просели меньше, чем в целом по стране. В этом году у нас побывало 120 тысяч человек за новогодние праздники, что позволило убедиться: мы в состоянии приходить к показателям, которые были в 2019 году.

В 2019 году турпоток составил почти 3,3 млн человек. В прошлом — 1,9 млн туристов. В этом году мы хотим прирасти к прошлому как минимум на 20%. Такая динамика была ежегодно последние пять лет.

- А финансовая составляющая ?

- Налоги — это показатель эффективности нашей работы. 2019 год мы закрыли суммой в 1 млрд 300 млн рублей. В прошлом - снижение, естественно, было, потому что мы давали послабления отрасли. Цели нарастить налоги в этом году мы пока не ставим. Наша задача в первую очередь - помочь бизнесу восстановиться.

Фото Екатерины Христозовой

- Один из ключевых инструментов, которые Ростуризм запустит уже в этом году – субсидирование процентной ставки на строительство и обновление отелей. Как обстоят дела в Тюменской области и намерены ли мы воспользоваться этим инструментом?

Это важный нацпроект для всей отрасли. Два года назад мы входили в состав рабочей группы по подготовке Госсовета, который должен был пройти по туризму. В то время были сформулированы основные посылы, которые важны для отрасли. Были вовлечены все регионы, а 10 регионов были в рабочей группе. Каждый отвечал за свое направление. Уже тогда было обозначено, что для рывка, для роста отельный бизнес является важным, ключевым.

Сроки окупаемости у отелей достаточно длинные, могут составлять от 8 до 12 лет, в зависимости от наполнения. У санаториев  картина такая же, поэтому процентная ставка, конечно, играет важнейшую роль. И то, что было мною озвучено, имеет отношение к отелям от 120 номеров. Почему выбран такой стандарт? Потому что в отельном бизнесе вообще считается эффективно окупаемым как раз отель от ста номеров. Просто так экономическая модель эффективнее работает. Номерной фонд может быть больше, но меньше точно нельзя.

Процентная ставка, конечно, серьезный инструмент, регион планирует им пользоваться. Мы уже заявили несколько проектов, которые планируются к реализации в этом и следующем году. Как только будет сформирована нормативная документация от Ростуризма, мы оформим заявки до конца. Надеюсь, что два-три проекта удастся запустить уже в этом году.

- Можете описать портрет туриста, который едет в наш регион? Кто это? Сколько он готов тратить? Что выбирает для отдыха?

- Если говорить о портрете туриста, то сначала надо понять, откуда он едет. Во-первых, это ближайшие регионы -  короткое транспортное плечо. У нас 70% — это Уральский федеральный округ и города в радиусе 600-800 км. Еще 15% — это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. И 15% — это другие регионы Центральной России. Картина стала меняться в пользу Москвы и других регионов постепенно, за счет того, что мы проводили ряд постоянных системных рекламных компаний и работали с туроператорами.

Турист пребывает у нас от 2,5 дня (это тур выходного дня) и больше. Обычно он тратит порядка 16 тысяч рублей за этот период. У иностранцев чек почти в два раза больше. Понятно, что иностранцы были в 2019 году и в 2019 году их было 85 тысяч, мы приросли на 40% по иностранцам к 2018-му. Это было связано с тем, что мы проводили большую работу три года подряд с иностранными туроператорами. Мы с итальянцами работали, немцами, с Хорватией, Болгарией. Полагаю, что со временем этот поток к нам вернется.

У нас имеются совместные планы с Москвой. Цель — "перебрасывать" туриста дальше, чтобы он знакомился не только со столицей. Через Москву — в Тюмень, а мы из Тюмени можем отправлять его, например, в Ханты-Мансийск.

- Помочь в привлечении турпотока может развитая и удобная транспортная составляющая, в частности, авиаперелеты. Совсем недавно компания «Аэрофлот» объявила об уходе из многих российских регионов, в том числе и Тюменской области. Рейсы заменили на дочернюю «Россию». На днях авиакомпания вернула в Тюмень популярный рейс, правда, только один раз в неделю. Ранее вы рассказывали, что с перевозчиком ведутся переговоры. Можете поделиться, как развивалась ситуация?

- К сожалению, когда «Аэрофлотом» принималось решение об уходе, никто в туристической отрасли не знал об этом. Конечно, нам хотелось бы, чтобы такие планы обсуждались. С другой стороны, если компания собирается сделать какой-то шаг, это ее право.

Мы собирали данные, видели, что у нас нарастает бизнес-класс именно в доле «Аэрофлота». Все шло хорошо, не было никаких предпосылок к такому решению. К счастью, рейс на 7:20, один из самых популярных, возвращается. Возможно, это станет перезапуском взаимоотношений. На сегодняшний день мы дважды планировали встречу, которая, к сожалению, не получилась.

Хочу отметить, что в ситуации есть и определенные плюсы. АК «Россия» зашла к нам с буклетом о Тюменской области: источники, Распутин, Тобольск, - и это правильные шаги.

- Тюмень начинают называть термальной столицей России. Какие перспективы есть в этом направлении у региона? Ждем ли инвесторов? Какие есть переговоры и что реально будет строиться?

- Прошлый год дал нам возможность и время разобраться в истории наших термальных источников. Мы же всегда ищем какую-то уникальность, чтобы что-то предложить туристу. В том, что у нас морская минеральная вода, мы видим отличие от других. Мы промониторили ряд стран и регионов и не нашли такого же набора как у нас: питьевой режим, термальный, минеральный, грязи. Есть похожие места, но там не минеральные, а родоновые источники.

В этом году мы планируем разработать концепцию развития термальных курортов в целом. Она должна включать в себя более конкретное направление: реабилитация, формирование спортивных баз на термах для спортсменов, семейный отдых.

Для себя ставим задачу — сложить до конца года кейс и уже в 2022 году, с учетом всех мер поддержки от Ростуризма, разработать проекты.

В первую очередь мы работаем с внутренними инвесторами. Могу сказать, что один проект уже реализуется в Тобольске. Есть заявки на Абатск и Ялуторовск. Мы надеемся, что один из термальных курортов в этом году выйдет на строительство второй очереди, и как только там приступят к каким-то конкретным шагам, мы сможем его назвать.

- Пандемийные времена когда-нибудь закончатся. Готова ли Тюменская область принимать иностранных туристов? Относительно недалеко от нас крупнейший въездной рынок – Китай. Скажите, мы готовим какие-то интересные предложения на будущее для Китая или других стран? Чем мы будем привлекать иностранного туриста?

- Наш опыт работы с иностранным туристом показал, что он может быть разным. Однажды мы привезли к себе сразу девять стран, туроператоров, средства массовой информации и несколько дней возили их по всему региону. Потом уже в частной беседе гости объясняли нам, что не так сделано для того или иного потока.

У нас нет задачи привезти сюда сотни тысяч туристов из Китая или еще откуда-либо. Мне кажется, внутренний поток значительно больше, понятней, мы выстраиваем сервис под него. Единственное, чего сейчас не хватает в России и у нас в регионе, так это лакшери-туров. Много людей долгое время не сможет выезжать из страны, и они готовы потреблять дорогой и качественный продукт. Они хорошо платят, им нужны лучшие отели. В данном направлении мы готовы работать и работаем.

- Андрей Вадимович, от имени большой читательской аудитории газеты «Тюменская область сегодня» благодарим вас за интересные ответы и в целом за участие в работе нашего клуба. Спасибо за беседу.

Смотреть запись встречи «Клуба от первого лица» с Андреем Пантелеевым:

Читайте также:

Тюменским туристам предложили альтернативу отдыху в Турции

Туристы остались без турецкого моря

Как получить туристический кэшбек: подробная инструкция

Пришедшая в Россию в прошлом году пандемия серьезно сказалась на сфере туризма. О том, как переживает этот непростой период Тюменская область, какие планы для дальнейшего развития строят сегодня региональные власти и инвесторы, в интервью рассказал заместитель губернатора, член президиума правительства Андрей Пантелеев. Встреча прошла в рамках заседания клуба «От первого лица», организованного изданием «Тюменская область сегодня».

Фото Екатерины Христозовой

- Андрей Вадимович, с 15 апреля по 1 июня в России ограничено авиасообщение с Турцией и Танзанией в связи с увеличением количества заболевших COVID-19 на курортах. По данным СМИ, путевки в одну только Турцию купили более 500 тысяч человек на 32 млрд рублей. Есть ли статистика, сколько среди них тюменских туристов? Как в Тюмени туроператоры разрешают сложившуюся проблему с клиентами?

- По данным, которые имеются у нас, тюменцы приобрели около 6 тысяч путевок в Турцию и около 50 в Танзанию. В настоящее время операторы предлагают либо перенести поездку на другой срок, либо посмотреть альтернативный вариант, - такой же подход, как и в прошлом году. Но надо понимать, что во время пандемии риск остается всегда, и поэтому  должны сложиться некие правила, которые и та, и другая сторона примет и будет спокойно относиться к тому, что происходит.

- Каких-то конфликтных ситуаций между туроператорами и тюменцами не было?

- Обращений к нам не поступало. В прошлом году они были, сейчас - нет. Думаю, практика нарабатывается, и все проходит более спокойно.

- Про эту ситуацию можно сказать: «Не было бы счастья да несчастье помогло»? Теперь больше людей останется в России, скорее всего, они выберут отдых на отечественных курортах. Для Тюменской области и туриндустрии региона – это плюс?

- Конечно. Тюменская область от этого выиграет. Во-первых, оживятся те инвесторы, которые когда-то были первопроходцами во внутреннем туризме. Во-вторых, крупные и малые инвесторы, которые долгое время стояли в позиции «вкладывать — не вкладывать», активно начинают рассматривать более обширную географию, а не только традиционные локации.

Мы многие годы всей страной выезжали куда-то отдыхать. Русский турист — это турист, который тратит. Он даже в all inclusive любит куда-то выехать, что-то купить, посетить дополнительные экскурсии. И, конечно, за счет того, что турист остался здесь, тот инвестор, который когда-то сделал первый шаг в области внутреннего туризма, может сейчас увидеть хороший поток, окупаемость своего проекта, и это, скорее всего, приведет к более активному инвестированию второй и третий раз.

Следующий момент — внутренний туризм позволяет посмотреть страну. Сейчас мы узнали себя лучше, нам стало ясно, чем можно гордиться. Есть шутка: поймай тюменца, и он сутки будет рассказывать, как ему хорошо жить в Тюмени. Наверное, будет отлично, если мы все так начнем рассказывать про свою страну.

- С учетом того, что сейчас больше денег останется в России, инвесторы получат от своих вкладов какой-то ответ, какие будут еще предприняты шаги в улучшении сервиса? Важно отметить, что уровень сервиса продолжает расти. Как у нас, так и у более раскрученных курортов, например, Алтая, Урала, Краснодара. Какие шаги мы делаем в этом направлении?

Фото Екатерины Христозовой

- Пять лет назад мы только приступили к перезапуску туристической отрасли. Была создана новая структура, которая системно занимается развитием туризма. Мы провели работу с муниципалитетами, чтобы у них было понимание, как нужно работать с этой отраслью экономики. Это ведь тоже определенный сервис - когда услуга органов власти оказывается правильно.

В 2019 году мы посмотрели в сторону термальных источников, в 2020 году закрепили, что это - одно из наших стратегических направлений. В 2021 году будет сделан мониторинг действующих термальных курортов. После этого сформируем программу, которая поможет создать нужный сервис.

Замечу, во всем этом есть один важный момент: во время такой работы выстраиваются внутриотраслевые коммуникации.

Мы увидели в том же «ЛетоЛето», например, что они предлагают другой термальный курорт. Спокойно дают возможность своему гостю и другие места посмотреть. И это правильно, потому что чем больше выбор, тем выше возвратность на территорию. Клиент уже сам выберет. И я полагаю, что кросс-продажи — это очень важная составляющая, которую необходимо настраивать.

В Тобольске, например, мы делали ребрендинг ресторанов: просто отформатировали их по направлениям. Например, один - рыбный, второй - мясной ресторан, третий - казачья кухня. Разложив все это, мы сделали гастрономическую карту города. Увы, пандемия остановила проект, но я уверен, что мы сейчас к нему вернемся. Такие кросс-продажи очень удобны и для туриста. Зашел в одно место — получил информацию о другом.

- То есть рестораны друг друга рекомендуют, получается?

- Да, получается такая карта на два-три дня, когда турист каждый день меняет ресторан. На обед — в один, на ужин — в другой, завтрак, естественно, в отеле. То есть туристу дают карту, как пройти экскурсию по ресторанам. А в некоторых ресторанах есть свои экскурсии. В рыбном была разработана экскурсия по блюдам из рыбы, исходя из тех рек, где они водятся. И это не просто поход в ресторан, это настоящая гастрономическая история.

- Эта программа будет интересна даже тюменцам, мне кажется.

- Да. Мы всегда говорим, что любой человек с пропиской из другого города — это 100% турист. Ну и в первую очередь надо все обкатывать на своих. Сразу понимаешь —  зашло или не зашло, получаешь обратную связь.

- В связи с отменой самого популярного направления среди россиян – Турции – ожидается ли рост цен на внутренний туризм? Это касается и Тюменской области. Не воспользуются ли наши бизнесмены от туризма ситуацией? Возможно ли это как-то регламентировать?

- Конечно, рынок управляет ценой самостоятельно. Но рост цен формирует у покупателя мнение о том, что здесь дорого. Он распространяет эту информацию дальше, и все попытки развивать туризм не приводят к эффекту.

Наверняка кто-то ситуацией воспользуется. Мы долгое время держали умеренную цену на наши туры, чтобы привлечь турпоток. В самом начале, когда мы только начали заниматься отраслью, туров в область было около ста. Они все так или иначе были друг на друга похожи, но назывались по-разному, и у туриста возникали сложности с выбором. В итоге мы свели количество до четырех конкретных брендовых маршрутов, отформатировали ценники и договорились в сообществе, что три года цены менять не будем. И я хочу сказать, что несколько лет никто не нарушил этих правил - нужно было «накатать» турпоток.

Но нельзя сказать, что цены рванут вверх, самые популярные направления, возможно, могут немного поиграть с ценой. С 2016 года у нас не менялось количество внутренних туроператоров, а сейчас каждый год появляется два-три новых. Это те, кто раньше работал на внешний поток, но переориентировался на внутренний. Но всем важно оставаться конкурентоспособными. Это задача из задач.

- В 2020 году в России запустили государственную программу поддержки «Туристический кешбэк». В связи с этим вопрос, сколько туристов воспользовались данной программой в Тюменской области и каких цифр в связи с продлением программы вы ожидаете?

- Данными относительно цифр владеет Ростуризм, и пока такой аналитики от них нет.  Известно, что оборот составил 20 млрд рублей и 4 млрд было возвращено непосредственно туристам. Туристический кешбэк — это, наверное, самое правильное в своей простоте и гениальности решение. Государство мотивирует конечного покупателя. Эта понятная и простая модель позволяет любому региону включиться в гонку за своего покупателя.

Опыт работы с турами Тюменской области один из передовых в стране — к нам постоянно обращаются другие регионы. Наши туроператоры вместе продают консолидированные туры, они научились делить и затраты, и прибыль, смогли договориться между собой.

Когда областной центр первый раз попал в список популярных направлений по программе туристического кешбэка, к нам сразу повернулось большое количество федеральных туроператоров. Мы попали в десятку по пяти номинациям: это и количество броней, и средний чек, и время пребывания в регионе, - по пяти направлениям мы вышли в лидеры. А санаторий «Сибирь» вообще стал по двум показателям лидером в стране. Сегодня наш регион продает уже более 150 туроператоров, потому что теперь стало понятно, куда едут люди. Раньше были шаблоны: Байкал, Алтай, Камчатка, Краснодарский край. Сегодня мы смотрим: наряду с ними есть и Тюмень.

- То есть в 2021 году все будет даже лучше?

- Точно будет лучше, чем в 2020 году.

- Сезон только начинается — в целом, каких финансовых показателей регион ждет от него? Сколько ждем туристов? Какие прогнозируем доходы? Сколько было в допандемийный год?

- Посмотрев тот год, мы увидели, что просели меньше, чем в целом по стране. В этом году у нас побывало 120 тысяч человек за новогодние праздники, что позволило убедиться: мы в состоянии приходить к показателям, которые были в 2019 году.

В 2019 году турпоток составил почти 3,3 млн человек. В прошлом — 1,9 млн туристов. В этом году мы хотим прирасти к прошлому как минимум на 20%. Такая динамика была ежегодно последние пять лет.

- А финансовая составляющая ?

- Налоги — это показатель эффективности нашей работы. 2019 год мы закрыли суммой в 1 млрд 300 млн рублей. В прошлом - снижение, естественно, было, потому что мы давали послабления отрасли. Цели нарастить налоги в этом году мы пока не ставим. Наша задача в первую очередь - помочь бизнесу восстановиться.

Фото Екатерины Христозовой

- Один из ключевых инструментов, которые Ростуризм запустит уже в этом году – субсидирование процентной ставки на строительство и обновление отелей. Как обстоят дела в Тюменской области и намерены ли мы воспользоваться этим инструментом?

Это важный нацпроект для всей отрасли. Два года назад мы входили в состав рабочей группы по подготовке Госсовета, который должен был пройти по туризму. В то время были сформулированы основные посылы, которые важны для отрасли. Были вовлечены все регионы, а 10 регионов были в рабочей группе. Каждый отвечал за свое направление. Уже тогда было обозначено, что для рывка, для роста отельный бизнес является важным, ключевым.

Сроки окупаемости у отелей достаточно длинные, могут составлять от 8 до 12 лет, в зависимости от наполнения. У санаториев  картина такая же, поэтому процентная ставка, конечно, играет важнейшую роль. И то, что было мною озвучено, имеет отношение к отелям от 120 номеров. Почему выбран такой стандарт? Потому что в отельном бизнесе вообще считается эффективно окупаемым как раз отель от ста номеров. Просто так экономическая модель эффективнее работает. Номерной фонд может быть больше, но меньше точно нельзя.

Процентная ставка, конечно, серьезный инструмент, регион планирует им пользоваться. Мы уже заявили несколько проектов, которые планируются к реализации в этом и следующем году. Как только будет сформирована нормативная документация от Ростуризма, мы оформим заявки до конца. Надеюсь, что два-три проекта удастся запустить уже в этом году.

- Можете описать портрет туриста, который едет в наш регион? Кто это? Сколько он готов тратить? Что выбирает для отдыха?

- Если говорить о портрете туриста, то сначала надо понять, откуда он едет. Во-первых, это ближайшие регионы -  короткое транспортное плечо. У нас 70% — это Уральский федеральный округ и города в радиусе 600-800 км. Еще 15% — это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. И 15% — это другие регионы Центральной России. Картина стала меняться в пользу Москвы и других регионов постепенно, за счет того, что мы проводили ряд постоянных системных рекламных компаний и работали с туроператорами.

Турист пребывает у нас от 2,5 дня (это тур выходного дня) и больше. Обычно он тратит порядка 16 тысяч рублей за этот период. У иностранцев чек почти в два раза больше. Понятно, что иностранцы были в 2019 году и в 2019 году их было 85 тысяч, мы приросли на 40% по иностранцам к 2018-му. Это было связано с тем, что мы проводили большую работу три года подряд с иностранными туроператорами. Мы с итальянцами работали, немцами, с Хорватией, Болгарией. Полагаю, что со временем этот поток к нам вернется.

У нас имеются совместные планы с Москвой. Цель — "перебрасывать" туриста дальше, чтобы он знакомился не только со столицей. Через Москву — в Тюмень, а мы из Тюмени можем отправлять его, например, в Ханты-Мансийск.

- Помочь в привлечении турпотока может развитая и удобная транспортная составляющая, в частности, авиаперелеты. Совсем недавно компания «Аэрофлот» объявила об уходе из многих российских регионов, в том числе и Тюменской области. Рейсы заменили на дочернюю «Россию». На днях авиакомпания вернула в Тюмень популярный рейс, правда, только один раз в неделю. Ранее вы рассказывали, что с перевозчиком ведутся переговоры. Можете поделиться, как развивалась ситуация?

- К сожалению, когда «Аэрофлотом» принималось решение об уходе, никто в туристической отрасли не знал об этом. Конечно, нам хотелось бы, чтобы такие планы обсуждались. С другой стороны, если компания собирается сделать какой-то шаг, это ее право.

Мы собирали данные, видели, что у нас нарастает бизнес-класс именно в доле «Аэрофлота». Все шло хорошо, не было никаких предпосылок к такому решению. К счастью, рейс на 7:20, один из самых популярных, возвращается. Возможно, это станет перезапуском взаимоотношений. На сегодняшний день мы дважды планировали встречу, которая, к сожалению, не получилась.

Хочу отметить, что в ситуации есть и определенные плюсы. АК «Россия» зашла к нам с буклетом о Тюменской области: источники, Распутин, Тобольск, - и это правильные шаги.

- Тюмень начинают называть термальной столицей России. Какие перспективы есть в этом направлении у региона? Ждем ли инвесторов? Какие есть переговоры и что реально будет строиться?

- Прошлый год дал нам возможность и время разобраться в истории наших термальных источников. Мы же всегда ищем какую-то уникальность, чтобы что-то предложить туристу. В том, что у нас морская минеральная вода, мы видим отличие от других. Мы промониторили ряд стран и регионов и не нашли такого же набора как у нас: питьевой режим, термальный, минеральный, грязи. Есть похожие места, но там не минеральные, а родоновые источники.

В этом году мы планируем разработать концепцию развития термальных курортов в целом. Она должна включать в себя более конкретное направление: реабилитация, формирование спортивных баз на термах для спортсменов, семейный отдых.

Для себя ставим задачу — сложить до конца года кейс и уже в 2022 году, с учетом всех мер поддержки от Ростуризма, разработать проекты.

В первую очередь мы работаем с внутренними инвесторами. Могу сказать, что один проект уже реализуется в Тобольске. Есть заявки на Абатск и Ялуторовск. Мы надеемся, что один из термальных курортов в этом году выйдет на строительство второй очереди, и как только там приступят к каким-то конкретным шагам, мы сможем его назвать.

- Пандемийные времена когда-нибудь закончатся. Готова ли Тюменская область принимать иностранных туристов? Относительно недалеко от нас крупнейший въездной рынок – Китай. Скажите, мы готовим какие-то интересные предложения на будущее для Китая или других стран? Чем мы будем привлекать иностранного туриста?

- Наш опыт работы с иностранным туристом показал, что он может быть разным. Однажды мы привезли к себе сразу девять стран, туроператоров, средства массовой информации и несколько дней возили их по всему региону. Потом уже в частной беседе гости объясняли нам, что не так сделано для того или иного потока.

У нас нет задачи привезти сюда сотни тысяч туристов из Китая или еще откуда-либо. Мне кажется, внутренний поток значительно больше, понятней, мы выстраиваем сервис под него. Единственное, чего сейчас не хватает в России и у нас в регионе, так это лакшери-туров. Много людей долгое время не сможет выезжать из страны, и они готовы потреблять дорогой и качественный продукт. Они хорошо платят, им нужны лучшие отели. В данном направлении мы готовы работать и работаем.

- Андрей Вадимович, от имени большой читательской аудитории газеты «Тюменская область сегодня» благодарим вас за интересные ответы и в целом за участие в работе нашего клуба. Спасибо за беседу.

Смотреть запись встречи «Клуба от первого лица» с Андреем Пантелеевым:

Читайте также:

Тюменским туристам предложили альтернативу отдыху в Турции

Туристы остались без турецкого моря

Как получить туристический кэшбек: подробная инструкция



Тюменская область вошла в топ-10 регионов по туристической привлекательности

19 декабря

Тюменская область представит два туристических маршрута с научно-популярной программой

14 ноября