Как устроено половое воспитание в школах Тюмени
Острые вопросы требуют ответов
Одним из острых вопросов всегда являлся вопрос полового просвещения старшеклассников. Неясным является то, на ком в Тюмени лежит обязанность по разъяснению подростку таких деликатных вещей. Родители, школа или самопросвещение с помощью Интернета и прочих порой сомнительных ресурсов? За подробным разъяснением издание «Тюменская область сегодня» обратилось к специалистам департамента образования и науки Тюменской области, а также психологу по семейному консультированию.
От биологии до литературы
Выяснилось, что вопросы полового воспитания в школе рассматриваются в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в содержании предмета биология (анатомия человека), а также предметов социально-гуманитарного цикла (обществознание, литература, искусство).
- На уроках литературы школьники знакомятся с произведениями русских классиков, в которых описывается уклад жизни и семейные традиции XVIII-XX веков, сравнивают их с современностью. Уроки истории и обществознания позволяют осознать значимость семьи как основы общества, - пояснили в региональном департаменте образования.
Деликатные темы
Вопросы формирования семейных ценностей, профилактики ранней беременности, распространения ВИЧ-инфекций и других важных моментов в жизни школьников рассматривают, как правило, во внеурочное время, иногда с приглашением специалистов в области медицины, психологии. Это происходит с учетом мнения и пожеланий родителей, иногда с применением индивидуальных форм работы.
- Полезная информация для родителей и подростков в области семьи и семейного воспитания размещается также на сайтах школ, - уточнили специалисты в сфере образования.
Популяризации семейных праздников и традиций многопоколенной семьи способствуют уроки мужества и трудового героизма, встречи с тружениками тыла, детьми войны. Кстати, часто ребята сами приглашают своих родственников в школу, готовят о них рефераты, пишут сочинения, создают музыкально-литературные композиции, театрализованные представления, с которыми выходят на муниципальный и региональные уровни. И основу таких уже традиционных областных мероприятий, как «Символы региона», «Загляните в семейный альбом», «Премьера», составляют семейные архивы, «живые» истории, пожелтевшие фотографии.
Музеи в помощь
Активно в упомянутом направлении используется и культурно-образовательный потенциал музеев, в том числе школьных.
Вовлечению и участию детей в общественно значимых мероприятиях, таких, например, как «Большая перемена», «Без срока давности», формированию активной нравственной позиции способствует набирающее силу региональное отделение РДШ, которое на сегодняшний день охватывает более 76 тысяч школьников.
Молчание не поможет
Как отметила специалист по семейному консультированию Анастасия Малова, тема полового просвящения подростков является специфической и в каком-то смысле табуированной.
- Ведь даже не все взрослые готовы открыто говорить на эту тему и называть вещи своими именами. Ранее все сводилось к самообразованию в этих вопросах. Ответственность за половое воспитание чаще всего ложится либо на плечи родителей, либо на самих подростков, - заметила психолог.
По словам Маловой, окончательно не ясно, кто за что отвечает в подобных вопросах. Если сам ребенок отвечает за свое просвещение, то он может истолковать информацию как ему вздумается, на него могут негативно повлиять. Чтобы этого не случилось, подросток должен научиться трем важным вещам.
Первый важный момент касается границ тела.
- Тело - это неприкосновенная собственность каждого. Подпускать или не подпускать другого к себе можно лишь по собственному согласию. Есть четкие границы тела, - сообщила психолог.
Во-вторых, нужно научить ребенка говорить «нет» твердо и понятно, методам защиты себя.
- Третье умение - научиться по отношению к другому человеку корректно задавать вопросы: могу ли я обнять тебя, взять тебя за руку. Подростки должны на уровне слов проговаривать свои действия сперва. Бывают ситуации, когда человек при прикосновении может испытать ступор, а другой может воспринять это как молчаливое руководство к действию. Важно учиться спрашивать другого, что можно, а что нельзя, - заметила специалист.
Психолог считает, что вопросы контрацепции родители должны обязательно проговаривать с детьми.
- Мамам и папам бывает сложно говорить об этом с подростком, но важно найти общий язык, нельзя игнорировать эту тему, - поделилась эксперт.
Старшеклассник должен понимать, что сексуальные отношения - это не самоцель. Есть понятие близости, понятие привязанности. Нужно, чтобы человек понимал, что не все отношения должны сексуализироваться.
Бывает и так, что многие родители стесняются обращаться к школьному психологу. По вопросам полового просвещения и воспитания подростков можно обратиться в службу семейного консультирования областного центра профилактики и реабилитации за бесплатной консультацией по телефону 8 (3452) 673-673.
- Влияние массовой культуры на молодежь велико и порой сказывается отрицательно. Но если у человека будут сформированы ориентиры, то его развитие будет происходить осмысленно. Важно, чтобы родители и школа прямо говорили с подростком обо всех важных аспектах данной темы, называя вещи своими именами, - подвела итог психолог.
Читайте также: