Тайны Троицкого собора в Тюмени разгадают ученые
Интересные находки обнаружили после работы реставраторов и художников
В Троицком соборе закончена реставрация живописи. Если не обострится эпидемиологическая ситуация по коронавирусу, то к Рождеству храм примет верующих на богослужение. Как выглядит собор после работы реставраторов и художников, узнали журналисты "Тюменской области сегодня".
Пустой от посетителей Троицкий собор редакции показали служители монастыря. В сравнении с рядом стоящей церковью Петра и Павла он кажется огромным. Входишь в собор и сразу отмечаешь его самобытность.
Живопись на стены храма нанесена необычно, словно картины развесили по стенам || Фото Юрия Комолова
Такой стиль росписи встречается довольно редко. На южной стене изображены сюжеты из жизни Иисуса Христа. На противоположной — ветхозаветная тематика: истории, связанные с Моисеем и Авраамом, другими праведниками.
Как рассказал заведующий Тобольской иконописной школой, древлехранитель митрополии, иерей Виталий Ведерников, в центральной части собора сохранилось более 80 процентов росписей. Утрачены лишь части орнаментов.
– Ясно читается авторский замысел и основные концептуальные доминанты. Во всей полноте виден развитый самобытный стиль иконописца, – рассказывает древлехранитель.
Реставраторы сделали предположение, что изначально храм был расписан полностью, включая Успенский и Преображенский приделы.
– Стены в приделах были под толстым слоем поздней штукатурки. В ходе работ в алтаре Преображенского придела под ней нашли изображение Спаса Эммануила в Евхаристической чаше. Композиция редкая, и обнаружить ее было приятно. Находка подтвердила догадку о том, что живописью изначально был украшен весь собор, но потом фрески сбили , - добавляет иерей.
Спас Эммануил в Евхаристической чаше || Фото Юрия Комолова
По словам древлехранителя, основная задача реставрации состояла в том, чтобы сохранить авторскую концепцию живописи. В основном объеме храма художники добавляли композиции лишь к тем изображениям, где ясно прослеживался библейский сюжет. К примеру, в алтаре: Рождество Христово, Святители-литургисты, Ангельские чины. А вот полностью новописаны Преображенский и Успенский приделы собора.
Рассмотреть новописаную живопись детально прихожане не смогут только в алтарях. Часть фресок будет видна в Преображенском приделе храма на втором этаже. Он будет молитвенно-образовательным. Там расположится монашеский домовой храм или воскресная школа.
В нижнем регистре на южной стене реставраторов порадовала вторая находка. Это надписи. Возможно, фамилии живописцев. Слова читаются плохо, поэтому над расшифровкой текста сейчас работают ученые. Они проведут исторические аналогии и, возможно, определят имена иконописцев.
– Есть предание, но не точное, что в 19 веке в Троицком монастыре трудилась артель тобольского иконописца Пленина. Существуют его подписные иконы, по стилю они схожи с фресками Троицкого собора, – рассказал иерей Виталий Ведерников.
Он отметил, что период росписи собора растянулся с конца 18 века до первой четверти 19-го. Сейчас исследователи изучают концепцию живописи. Ведется поиск авторов, определяется стилистика, время создания фресок.
Для ученых живопись собора интересна и тем, что она не канонична. Яркий тому пример – Бог Саваоф в образе старца. По канонам Бога-отца не писали, это не благословляется. Ведь его никто не видел, и неизвестно, как он выглядит. А в Троицком соборе Саваоф дважды изображен как старец: на куполе и на горнем месте в образе новозаветной Троицы.
Саваоф на куполе собора || Фото Юрия Комолова
Заведующий тобольской иконописной школой рассказал, что работы в храме вели две артели. Реставраторы сохраняли и восстанавливали утраченные части, а художники-иконописцы расписывали Успенский и Преображенский приделы, жертвенник и дьяконник алтаря.
В основной, древней части храма, на хорах и под хорами точно соблюдали авторский стиль. Даже новописанные комплексы выполняли в таком же темном колорите. Чтобы разбавить коричневый и охристый цвет, в Успенском приделе его высветлили. По нимбам святых нанесли золото. В целом Успенский придел вышел более светлым и легким.
Все художественно-реставрационные работы в Троицком соборе проходили под руководством специалистов Тобольско-Тюменской митрополии и преподавателей иконописной школы при Тобольской духовной семинарии. Так как Тобольский собор — значимый объект, его не могли доверить специалистам среднего уровня. Над ним работали реставраторы первой и второй категории, в том числе приглашенные из Центральной России.
Отметим, что комплекс Троицкого монастыря сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Как памятник культуры он охраняется государством. Для православных же монастырь интересен прежде всего тем, что это детище миссионера, святителя Сибири Филофея Лещинского, который занимался и строительством монастыря, и прожил там последние дни своей жизни.
Фотогалерея: В Троицком соборе в Тюмени закончена реставрация живописи .
Читать также: