Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Московский социолог рассказал тюменцам, как пандемия изменила общество

И представил три сценария развития ситуации

9:48, 20 октября 2020, Вячеслав Дробитов
Слушать новость
Московский социолог рассказал тюменцам, как пандемия изменила общество. И представил три сценария развития ситуации. На базе проекта «Концепт Хаб» прошла лекция кандидата социологических наук, декана факультета социологических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук Виктора Вахштайна. За час «Социологой эпидемии» (именно так называлась лекция) эксперт рассказал о реакции общества на новые болезни, а также чем похожа война на эпидемию. Как самоизоляция повлияла на доверие? До мартовских событий люди абсолютно спокойно ходили друг к другу в гости, общались. За свою жизнь нашли себе немало друзей и приятелей, тем самым выстроив определенную структуру доверия в своем кругу общения. Увы, после пандемии этот фактор изменился, и теперь многие люди относятся к личному контакту с опаской. Архитектура доверия человека в 2020 году не разрушена полностью, но явно пострадала. В большей степени настороженность увеличилась у жителей крупных городов. В маленьких городах и поселках люди отнеслись к коронавирусу более лояльно. Именно такую закономерность выделил Виктор Вахштайн. - В Москве сложнее всего. Все было очень строго, в магазин ходили по специальным пропускам. Некоторые москвичи просто гуляли вдоль улицы с пустым или уже наполненным продуктами пакетом. Так в столице появилась практика выгула пакетов, - рассказал лектор. Карантинные города – царство одиночества и уныния Город, который изолировали от мира из-за пандемии, можно назвать городом-жертвой. Почему? Люди оказываются изолированными, неизвестная миру зараза охватывает город, ситуация становится трудноконтролируемой, привычный социальный строй разрушается. Город в осаде - жертва военных действий, «живая плоть», отсеченная коварным противником. Город в карантине - очаг инфекции, угроза для всего человечества. - Когда люди совершают определенные жизненные выборы, профессиональные или личные, они получают некоторый пакет общения - так сказал один мой коллега, с которым мы увиделись на социологической тусовке. Он отметил, что никакой симпатии к большинству из коллег не испытывает, они его откровенно бесят. Но он выбрал эту профессию, и эти люди - его сообщество судьбы. Если связать это с войной, то можно сказать, что в определенный период жизнь незнакомые между собой люди выбрали одну деятельность, они сделали одинаковый выбор. К примеру, пекари решили быть пекарями, но потом они все вместе отправились на фронт. Они продолжают оставаться в своем сообществе судьбы, - рассказывает кандидат социологических наук. Чем отличается эпидемия от пандемии? - Эпидемия сплачивает людей, пандемия разобщает , - заявил социолог. Город как пространство общей судьбы. На примере трех городов по трем сценариям развития событий Виктор Вахштайн продолжил раскрытие темы «Сообщество судьбы». Первая история произошла в Монреале в 1885 году. События развивались по сценарию поляризации, которая разделила город на две стороны. Ф ото Вячеслава Дробитова Так, Джордж Лэнгли, молодой машинист, приехал из Чикаго и чувствует себя плохо, у него наблюдаются какие-то серьезные симптомы инфекционного заболевания. В тревоге за свое здоровье он обращается в местный английский госпиталь. Врачи, осмотрев его, диагностируют американцу оспу и выгоняют его из больницы из-за конфликтных отношений между США и Великобританией. С желанием побороть инфекцию Джордж обращается во французский госпиталь. Там его спросили, зачем он пришел сюда, если он протестант, и хотели отправить его обратно в английский госпиталь. Но позже его пропустили на лечение во французскую католическую больницу. В итоге через два дня в Монреале начинаются первые вспышки оспы. Уже через полгода уровень зараженных достигает огромного количества. И эта эпидемия до сих пор является одной из самых масштабных в истории Канады. Власти долго не могли принять решение о закрытии города на карантин, потому что он (город) был поделен по признаку этничности (англичане, ирландцы и французы), вероисповедания (протестанты и католики), языку (англофоны и франкофоны) и территории (Ист-энд и Вест-энд). Вторая история произошла в Гонконге по сценарию солидаризации. Эпидемия атипичной пневмонии весной 2003 года превратила город в сообщество судьбы. В Гонконге, всего шесть лет как ставшем частью Китая, существовала мощная городская идентичность: 69% жителей идентифицировали себя либо как «гонконгские китайцы», либо как «гонконгцы», и лишь 25,7% — как просто «китайцы». Благодаря этой идентичности «гонконгца» жители города выработали высокий уровень солидаризации с помощью ношения маски. Это правило не было продиктовано правительством, граждане его ввели сами. Когда один пекинский чиновник приехал на пресс-конференцию в Гонконг и заявил, что эта эпидемия пустяки, а ношение масок бесполезно, возмущенная гонконгская толпа сразу выгнала его из аудитории. Для них маска стала равноценна религиозному действию, она стала символом гонконгской идентичности как принадлежность этому новому социальному целому. Атомизация - третий сценарий, по которому развивались события в Москве в 2020 году. Ситуация, когда слабые связи исчезают, а сильные связи становятся слабыми. Социальные связи расходятся на два важных параметра. Первый - это доверие. Есть слабые связи, приятельские, а есть сильные, дружеские. Например, в Москве с 2012 года наблюдается предпочтение общаться на расстоянии. Ситуация в 2020 году усилила этот факт, и как итог на сегодняшний день функцию поддержания социальных связей выполняют преимущественно средства дистанционного общения. Общение между людьми в Москве 2020 года можно назвать «виртуальной деревней». Читай также: Тюменский композитор выступил с лекцией о создании саундтрека для большого кино Тоболяков приглашают выступить с авторской лекцией
Московский социолог рассказал тюменцам, как пандемия изменила общество

Фото Вячеслав Дробитов

На базе проекта «Концепт Хаб» прошла лекция кандидата социологических наук, декана факультета социологических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук Виктора Вахштайна. За час «Социологой эпидемии» (именно так называлась лекция) эксперт рассказал о реакции общества на новые болезни, а также чем похожа война на эпидемию.

Как самоизоляция повлияла на доверие?

До мартовских событий люди абсолютно спокойно ходили друг к другу в гости, общались. За свою жизнь нашли себе немало друзей и приятелей, тем самым выстроив определенную структуру доверия в своем кругу общения. Увы, после пандемии этот фактор изменился, и теперь многие люди относятся к личному контакту с опаской. Архитектура доверия человека в 2020 году не разрушена полностью, но явно пострадала. В большей степени настороженность увеличилась у жителей крупных городов. В маленьких городах и поселках люди отнеслись к коронавирусу более лояльно. Именно такую закономерность выделил Виктор Вахштайн.

- В Москве сложнее всего. Все было очень строго, в магазин ходили по специальным пропускам. Некоторые москвичи просто гуляли вдоль улицы с пустым или уже наполненным продуктами пакетом. Так в столице появилась практика выгула пакетов, - рассказал лектор.

Карантинные города – царство одиночества и уныния

Город, который изолировали от мира из-за пандемии, можно назвать городом-жертвой. Почему? Люди оказываются изолированными, неизвестная миру зараза охватывает город, ситуация становится трудноконтролируемой, привычный социальный строй разрушается. Город в осаде - жертва военных действий, «живая плоть», отсеченная коварным противником. Город в карантине - очаг инфекции, угроза для всего человечества.

- Когда люди совершают определенные жизненные выборы, профессиональные или личные, они получают некоторый пакет общения - так сказал один мой коллега, с которым мы увиделись на социологической тусовке. Он отметил, что никакой симпатии к большинству из коллег не испытывает, они его откровенно бесят. Но он выбрал эту профессию, и эти люди - его сообщество судьбы. Если связать это с войной, то можно сказать, что в определенный период жизнь незнакомые между собой люди выбрали одну деятельность, они сделали одинаковый выбор. К примеру, пекари решили быть пекарями, но потом они все вместе отправились на фронт. Они продолжают оставаться в своем сообществе судьбы, - рассказывает кандидат социологических наук.

Чем отличается эпидемия от пандемии?

- Эпидемия сплачивает людей, пандемия разобщает , - заявил социолог.

Город как пространство общей судьбы. На примере трех городов по трем сценариям развития событий Виктор Вахштайн продолжил раскрытие темы «Сообщество судьбы». Первая история произошла в Монреале в 1885 году. События развивались по сценарию поляризации, которая разделила город на две стороны.

Ф ото Вячеслава Дробитова

Так, Джордж Лэнгли, молодой машинист, приехал из Чикаго и чувствует себя плохо, у него наблюдаются какие-то серьезные симптомы инфекционного заболевания. В тревоге за свое здоровье он обращается в местный английский госпиталь. Врачи, осмотрев его, диагностируют американцу оспу и выгоняют его из больницы из-за конфликтных отношений между США и Великобританией. С желанием побороть инфекцию Джордж обращается во французский госпиталь. Там его спросили, зачем он пришел сюда, если он протестант, и хотели отправить его обратно в английский госпиталь. Но позже его пропустили на лечение во французскую католическую больницу. В итоге через два дня в Монреале начинаются первые вспышки оспы. Уже через полгода уровень зараженных достигает огромного количества. И эта эпидемия до сих пор является одной из самых масштабных в истории Канады. Власти долго не могли принять решение о закрытии города на карантин, потому что он (город) был поделен по признаку этничности (англичане, ирландцы и французы), вероисповедания (протестанты и католики), языку (англофоны и франкофоны) и территории (Ист-энд и Вест-энд).

Вторая история произошла в Гонконге по сценарию солидаризации. Эпидемия атипичной пневмонии весной 2003 года превратила город в сообщество судьбы. В Гонконге, всего шесть лет как ставшем частью Китая, существовала мощная городская идентичность: 69% жителей идентифицировали себя либо как «гонконгские китайцы», либо как «гонконгцы», и лишь 25,7% — как просто «китайцы». Благодаря этой идентичности «гонконгца» жители города выработали высокий уровень солидаризации с помощью ношения маски. Это правило не было продиктовано правительством, граждане его ввели сами. Когда один пекинский чиновник приехал на пресс-конференцию в Гонконг и заявил, что эта эпидемия пустяки, а ношение масок бесполезно, возмущенная гонконгская толпа сразу выгнала его из аудитории. Для них маска стала равноценна религиозному действию, она стала символом гонконгской идентичности как принадлежность этому новому социальному целому.

Атомизация - третий сценарий, по которому развивались события в Москве в 2020 году. Ситуация, когда слабые связи исчезают, а сильные связи становятся слабыми. Социальные связи расходятся на два важных параметра. Первый - это доверие. Есть слабые связи, приятельские, а есть сильные, дружеские. Например, в Москве с 2012 года наблюдается предпочтение общаться на расстоянии. Ситуация в 2020 году усилила этот факт, и как итог на сегодняшний день функцию поддержания социальных связей выполняют преимущественно средства дистанционного общения. Общение между людьми в Москве 2020 года можно назвать «виртуальной деревней».

Читай также:

Тюменский композитор выступил с лекцией о создании саундтрека для большого кино

Тоболяков приглашают выступить с авторской лекцией

Читайте также

Новость Тюмени: Главные новости Тюменской области за 3 августа

Главные новости Тюменской области за 3 августа

3 августа

Новость Тюмени: Какие законы вступили в силу в России в августе

Какие законы вступили в силу в России в августе

3 августа

Новость Тюмени: В Тюмени ожидаются гроза и шквалистый ветер

В Тюмени ожидаются гроза и шквалистый ветер

3 августа