Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Московский социолог рассказал тюменцам, как пандемия изменила общество

И представил три сценария развития ситуации

Общество, 09:48, 20 октября 2020,
Слушать новость
Московский социолог рассказал тюменцам, как пандемия изменила общество. И представил три сценария развития ситуации.

На базе проекта «Концепт Хаб» прошла лекция кандидата социологических наук, декана факультета социологических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук Виктора Вахштайна. За час «Социологой эпидемии» (именно так называлась лекция) эксперт рассказал о реакции общества на новые болезни, а также чем похожа война на эпидемию.

Как самоизоляция повлияла на доверие?

До мартовских событий люди абсолютно спокойно ходили друг к другу в гости, общались. За свою жизнь нашли себе немало друзей и приятелей, тем самым выстроив определенную структуру доверия в своем кругу общения. Увы, после пандемии этот фактор изменился, и теперь многие люди относятся к личному контакту с опаской. Архитектура доверия человека в 2020 году не разрушена полностью, но явно пострадала. В большей степени настороженность увеличилась у жителей крупных городов. В маленьких городах и поселках люди отнеслись к коронавирусу более лояльно. Именно такую закономерность выделил Виктор Вахштайн.

- В Москве сложнее всего. Все было очень строго, в магазин ходили по специальным пропускам. Некоторые москвичи просто гуляли вдоль улицы с пустым или уже наполненным продуктами пакетом. Так в столице появилась практика выгула пакетов, - рассказал лектор.

Карантинные города – царство одиночества и уныния

Город, который изолировали от мира из-за пандемии, можно назвать городом-жертвой. Почему? Люди оказываются изолированными, неизвестная миру зараза охватывает город, ситуация становится трудноконтролируемой, привычный социальный строй разрушается. Город в осаде - жертва военных действий, «живая плоть», отсеченная коварным противником. Город в карантине - очаг инфекции, угроза для всего человечества.

- Когда люди совершают определенные жизненные выборы, профессиональные или личные, они получают некоторый пакет общения - так сказал один мой коллега, с которым мы увиделись на социологической тусовке. Он отметил, что никакой симпатии к большинству из коллег не испытывает, они его откровенно бесят. Но он выбрал эту профессию, и эти люди - его сообщество судьбы. Если связать это с войной, то можно сказать, что в определенный период жизнь незнакомые между собой люди выбрали одну деятельность, они сделали одинаковый выбор. К примеру, пекари решили быть пекарями, но потом они все вместе отправились на фронт. Они продолжают оставаться в своем сообществе судьбы, - рассказывает кандидат социологических наук.

Чем отличается эпидемия от пандемии?

- Эпидемия сплачивает людей, пандемия разобщает , - заявил социолог.

Город как пространство общей судьбы. На примере трех городов по трем сценариям развития событий Виктор Вахштайн продолжил раскрытие темы «Сообщество судьбы». Первая история произошла в Монреале в 1885 году. События развивались по сценарию поляризации, которая разделила город на две стороны.

Ф ото Вячеслава Дробитова

Так, Джордж Лэнгли, молодой машинист, приехал из Чикаго и чувствует себя плохо, у него наблюдаются какие-то серьезные симптомы инфекционного заболевания. В тревоге за свое здоровье он обращается в местный английский госпиталь. Врачи, осмотрев его, диагностируют американцу оспу и выгоняют его из больницы из-за конфликтных отношений между США и Великобританией. С желанием побороть инфекцию Джордж обращается во французский госпиталь. Там его спросили, зачем он пришел сюда, если он протестант, и хотели отправить его обратно в английский госпиталь. Но позже его пропустили на лечение во французскую католическую больницу. В итоге через два дня в Монреале начинаются первые вспышки оспы. Уже через полгода уровень зараженных достигает огромного количества. И эта эпидемия до сих пор является одной из самых масштабных в истории Канады. Власти долго не могли принять решение о закрытии города на карантин, потому что он (город) был поделен по признаку этничности (англичане, ирландцы и французы), вероисповедания (протестанты и католики), языку (англофоны и франкофоны) и территории (Ист-энд и Вест-энд).

Вторая история произошла в Гонконге по сценарию солидаризации. Эпидемия атипичной пневмонии весной 2003 года превратила город в сообщество судьбы. В Гонконге, всего шесть лет как ставшем частью Китая, существовала мощная городская идентичность: 69% жителей идентифицировали себя либо как «гонконгские китайцы», либо как «гонконгцы», и лишь 25,7% — как просто «китайцы». Благодаря этой идентичности «гонконгца» жители города выработали высокий уровень солидаризации с помощью ношения маски. Это правило не было продиктовано правительством, граждане его ввели сами. Когда один пекинский чиновник приехал на пресс-конференцию в Гонконг и заявил, что эта эпидемия пустяки, а ношение масок бесполезно, возмущенная гонконгская толпа сразу выгнала его из аудитории. Для них маска стала равноценна религиозному действию, она стала символом гонконгской идентичности как принадлежность этому новому социальному целому.

Атомизация - третий сценарий, по которому развивались события в Москве в 2020 году. Ситуация, когда слабые связи исчезают, а сильные связи становятся слабыми. Социальные связи расходятся на два важных параметра. Первый - это доверие. Есть слабые связи, приятельские, а есть сильные, дружеские. Например, в Москве с 2012 года наблюдается предпочтение общаться на расстоянии. Ситуация в 2020 году усилила этот факт, и как итог на сегодняшний день функцию поддержания социальных связей выполняют преимущественно средства дистанционного общения. Общение между людьми в Москве 2020 года можно назвать «виртуальной деревней».

Читай также:

Тюменский композитор выступил с лекцией о создании саундтрека для большого кино

Тоболяков приглашают выступить с авторской лекцией

На базе проекта «Концепт Хаб» прошла лекция кандидата социологических наук, декана факультета социологических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук Виктора Вахштайна. За час «Социологой эпидемии» (именно так называлась лекция) эксперт рассказал о реакции общества на новые болезни, а также чем похожа война на эпидемию.

Как самоизоляция повлияла на доверие?

До мартовских событий люди абсолютно спокойно ходили друг к другу в гости, общались. За свою жизнь нашли себе немало друзей и приятелей, тем самым выстроив определенную структуру доверия в своем кругу общения. Увы, после пандемии этот фактор изменился, и теперь многие люди относятся к личному контакту с опаской. Архитектура доверия человека в 2020 году не разрушена полностью, но явно пострадала. В большей степени настороженность увеличилась у жителей крупных городов. В маленьких городах и поселках люди отнеслись к коронавирусу более лояльно. Именно такую закономерность выделил Виктор Вахштайн.

- В Москве сложнее всего. Все было очень строго, в магазин ходили по специальным пропускам. Некоторые москвичи просто гуляли вдоль улицы с пустым или уже наполненным продуктами пакетом. Так в столице появилась практика выгула пакетов, - рассказал лектор.

Карантинные города – царство одиночества и уныния

Город, который изолировали от мира из-за пандемии, можно назвать городом-жертвой. Почему? Люди оказываются изолированными, неизвестная миру зараза охватывает город, ситуация становится трудноконтролируемой, привычный социальный строй разрушается. Город в осаде - жертва военных действий, «живая плоть», отсеченная коварным противником. Город в карантине - очаг инфекции, угроза для всего человечества.

- Когда люди совершают определенные жизненные выборы, профессиональные или личные, они получают некоторый пакет общения - так сказал один мой коллега, с которым мы увиделись на социологической тусовке. Он отметил, что никакой симпатии к большинству из коллег не испытывает, они его откровенно бесят. Но он выбрал эту профессию, и эти люди - его сообщество судьбы. Если связать это с войной, то можно сказать, что в определенный период жизнь незнакомые между собой люди выбрали одну деятельность, они сделали одинаковый выбор. К примеру, пекари решили быть пекарями, но потом они все вместе отправились на фронт. Они продолжают оставаться в своем сообществе судьбы, - рассказывает кандидат социологических наук.

Чем отличается эпидемия от пандемии?

- Эпидемия сплачивает людей, пандемия разобщает , - заявил социолог.

Город как пространство общей судьбы. На примере трех городов по трем сценариям развития событий Виктор Вахштайн продолжил раскрытие темы «Сообщество судьбы». Первая история произошла в Монреале в 1885 году. События развивались по сценарию поляризации, которая разделила город на две стороны.

Ф ото Вячеслава Дробитова

Так, Джордж Лэнгли, молодой машинист, приехал из Чикаго и чувствует себя плохо, у него наблюдаются какие-то серьезные симптомы инфекционного заболевания. В тревоге за свое здоровье он обращается в местный английский госпиталь. Врачи, осмотрев его, диагностируют американцу оспу и выгоняют его из больницы из-за конфликтных отношений между США и Великобританией. С желанием побороть инфекцию Джордж обращается во французский госпиталь. Там его спросили, зачем он пришел сюда, если он протестант, и хотели отправить его обратно в английский госпиталь. Но позже его пропустили на лечение во французскую католическую больницу. В итоге через два дня в Монреале начинаются первые вспышки оспы. Уже через полгода уровень зараженных достигает огромного количества. И эта эпидемия до сих пор является одной из самых масштабных в истории Канады. Власти долго не могли принять решение о закрытии города на карантин, потому что он (город) был поделен по признаку этничности (англичане, ирландцы и французы), вероисповедания (протестанты и католики), языку (англофоны и франкофоны) и территории (Ист-энд и Вест-энд).

Вторая история произошла в Гонконге по сценарию солидаризации. Эпидемия атипичной пневмонии весной 2003 года превратила город в сообщество судьбы. В Гонконге, всего шесть лет как ставшем частью Китая, существовала мощная городская идентичность: 69% жителей идентифицировали себя либо как «гонконгские китайцы», либо как «гонконгцы», и лишь 25,7% — как просто «китайцы». Благодаря этой идентичности «гонконгца» жители города выработали высокий уровень солидаризации с помощью ношения маски. Это правило не было продиктовано правительством, граждане его ввели сами. Когда один пекинский чиновник приехал на пресс-конференцию в Гонконг и заявил, что эта эпидемия пустяки, а ношение масок бесполезно, возмущенная гонконгская толпа сразу выгнала его из аудитории. Для них маска стала равноценна религиозному действию, она стала символом гонконгской идентичности как принадлежность этому новому социальному целому.

Атомизация - третий сценарий, по которому развивались события в Москве в 2020 году. Ситуация, когда слабые связи исчезают, а сильные связи становятся слабыми. Социальные связи расходятся на два важных параметра. Первый - это доверие. Есть слабые связи, приятельские, а есть сильные, дружеские. Например, в Москве с 2012 года наблюдается предпочтение общаться на расстоянии. Ситуация в 2020 году усилила этот факт, и как итог на сегодняшний день функцию поддержания социальных связей выполняют преимущественно средства дистанционного общения. Общение между людьми в Москве 2020 года можно назвать «виртуальной деревней».

Читай также:

Тюменский композитор выступил с лекцией о создании саундтрека для большого кино

Тоболяков приглашают выступить с авторской лекцией



Звезда сериала «Слово пацана» из Тюмени снялся в новой криминальной драме

20 ноября

Тюменка по рекомендации нумеролога сменила фамилию

20 ноября