Алексей Райдер: «Цифровая образовательная среда» – не дистант»
Ситуацию с фейковыми новостями по поводу дальнейшего образования прокомментировали в отраслевом департаменте
Несколько последних дней родительские группы в социальных сетях и мессенджерах будоражило сообщение о том, что в Тюменской области в качестве эксперимента оставят дистанционный формат обучения детей, на который школы вынужденно перешли весной в режим ограничений по коронавирусной инфекции.
Слухи, домыслы и мифы накануне в своих электронных аккаунтах развенчал губернатор Александр Моор. «Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает материально-техническое оснащение школ и увеличение скорости Интернета», – передает комментарий руководителя области оперативный штаб.
За подробными разъяснениями по поводу проекта и участия в нем тюменцев мы обратились к директору регионального департамента образования и науки Алексею Райдеру.
– Алексей Владимирович, поясните, пожалуйста, что такое «ЦОС» и не чреват ли он на самом деле переходом на обучение школьников только в онлайне?
– Проект «Цифровая образовательная среда» – не новый и уже не пилотный. Он был сформирован как одна из составляющих нацпроекта «Образование» еще в конце 2018 года. Тюмень к его реализации приступила в 2019-м в рамках своих обязательств, озвученных Министерству просвещения страны. А теперь про идею и начинку. Это всего лишь желание соответствовать современным запросам привычной школьной жизни, которая существовала в «докоронавирусную эпоху».
Ни для кого не секрет, что многие ребята разного возраста в рамках интенсивного обучения нуждаются в дополнительных курсах, уроках, активностях: кто-то желает углубляться в профильный предмет, чтобы прокачивать навыки и настраиваться на будущую профессию, кому-то нужно разбираться в адаптированных программах и тренажерных практиках. В школах Тюменской области давно стало нормой, когда ученики начального звена с увлечением и желанием занимаются на платформе Учи.ру, где собраны проверенные и эффективные электронные решебники. Причем образовательное учреждение самостоятельно решает, какими дополнительными ресурсами ему целесообразно пользоваться для закрепления пройденного материала, и только в этой связи определяет элементы онлайн-уроков, но во время нахождения детей в учебном классе.
Все почему-то вмиг забыли, что по такому сценарию мы жили два полноценных года: пользовались электронными карточками, искали и осваивали новые курсы по всей стране и даже зарубежью.
«ЦОС» как проект продолжит реализацию в нашем регионе без задач перехода системы образования в абсолютный дистант. Это несвязанные между собой вещи! Цифровая модель образования как раз должна расставить все предельно допустимые ограничения, чтобы никто не увлекся в пути, чтобы внутри конкретной школы ни от педагогов, ни от учеников, ни от родителей не начали требовать полного изменения формата жизни и учебы. Цифровая модель предусматривает, что применение обучающих онлайн-технологий в реализации любого предметного курса допустимо в объеме не более пяти процентов от школьной программы. В 34-х учебных неделях это два занятия в год.
«Цифровая образовательная среда» – это прежде всего оснащение школ компьютерными классами и мобильными компьютерными комплектами. В рамках проекта мы переформатировали таким образом 28 школ области и с учетом будущего развития образования включаем оборудование во все строящиеся учебные заведения.
Еще раз повторю: ни у кого нет замысла переводить учебу в онлайн навсегда. Мы дорожим живым общением педагогов с детьми.
Судить, кому нужен был фейковый вброс, причем на жесткой подмене понятий, увы, не могу. К сожалению, 14 регионов, зашедших в проект «ЦОС» в 2019 году, теперь вынуждены объясняться и оправдываться.
… После этой весны мы точно готовы при необходимости переключиться с учебы в школе на учебу дома. Дистанционная форма обучения, наверняка, будет возвращаться в нашу жизнь (вспомните те же актировки зимой), но исключительно эпизодами и на ограниченное время.
– Как программа «Цифровая образовательная среда» повлияет на календарно-тематическое планирование?
– Планирование и не затрагивается. То есть у педагогов все останется по-прежнему: темы занятий расписаны и на год вперед занесены в электронные журналы, под них же завязаны домашние задания. Ядро образовательной программы не меняется. Но в нее по условиям «ЦОС» учителя могут добавлять не более пяти процентов онлайна – те же карточки на Учи.ру для более эффективного закрепления пройденного материала.
– Анонсируете новые поставки оборудования в школы?
– Как я уже сказал, по программе «ЦОС» оснащены 28 действующих школ и все строящиеся объекты. В 2020 году поставки не запланированы, потому что доходы бюджета в связи с коронавирусом изменились. Добавлю, что мы уже отгрузили учебники по заявкам, закупили и отправили школьные автобусы. Надеюсь, параметр бюджета на 2021 год позволит вернуться к системным планам: удовлетворение учебного запроса должно сопровождаться и технологическими событиями соответствующего качества, иначе мы не вправе требовать от педагогов, чтобы они становились более современными, соответствующими современным детям.
Читайте также:
Александр Моор: «Тюменские школьники не перейдут на дистанционное обучение»
Школьники Заводоуковска присоединяются к акции «Летняя библиокопилка»