Иван Кнапик: «Творческое кредо журналиста – метаться, искать и находить»
Его называли легендой тюменской журналистики и это звание принадлежало и принадлежит ему по праву
Вся жизнь Ивана Филлиповича Кнапика была связана с журналистикой. Он любил напряженность в работе. Ему нравилось метаться, искать и находить – таково было его творческое кредо.ервые заметки для районной газеты Иван Кнапик начал писать, когда учился в восьмом классе. В начинаниях его поддерживал директор школы. В девятом классе юный автор оказался на слете районных корреспондентов. В армии писал для газеты «Советский воин». Во время второго года службы его отправили в эту газету стажироваться на два месяца – ездил по гарнизонам и писал об армии. Но первая официальная запись в трудовой книжке была сделана в ярковской газете.
В 1967 году журналист начал работать в ярковской районной газете «Знамя коммунизма», в которой прошел путь от корреспондента до завотделом. Тогда он впервые начал писать и фотографировать. Молодому журналисту повезло – у него были хорошие наставники – редактор, фронтовик Павел Медов и заместитель редактора подполковник запаса Михаил Воробьев. Такое хорошее начало послужило тому, что он выбрал прямую дорогу на всю жизнь и уже никогда с нее не сворачивал.
– Никогда нельзя писать о том, чего не знаешь,
– такое профессиональное правило назвал Иван Филиппович во время интервью. –
Даже став редактором, следовал этому принципу и никогда не имел проколов. Важно еще не быть верхоглядом. Вот почему некоторые журналисты нарываются на неприятности? Потому что приехал, пять минут походил и ему уже все ясно. Написал, а когда это в газете прочитали, выяснилось, что половину автор просто домыслил и приукрасил, начинаются судебные тяжбы. Поэтому надо всегда смотреть в корень. Работая корреспондентом, заместителем редактора, а потом редактором, ни разу не попадал в такие истории
.
Затем Иван Филиппович работал в Юргинском заместителем редактора, и в Казанском, где долго был редактором газеты. В эти годы у него появился новый подход, который заключался в том, что редактору необходимо дать журналисту возможность самовыразиться. Не держать его за руки, в жестких рамках, а научить быть внутренним цензором. Причем, как считал успешный редактор, научить других следовать журналистским правилам намного сложней, чем следовать им самому.
Еще один сложный и щепетильный вопрос – правка чужого текста. Могут быть два подхода к правке журналистского материала. Первый – постоянно думать: «А как бы я написал?» По мнению Ивана Филипповича, такой подход вообще не приемлем. А вот второй подход – сверять, думая: «А как он написан на самом деле?» – золотое правило редактора.
Когда Иван Филиппович приехал в Тюмень, он начал заниматься организаторской работой. В секторе печати он занимался созданием новых газет, обеспечением изданий кадрами, был в самой гуще дел и событий и на юге, и на севере области – в Когалыме, Лангепасе, Радужном, в других городах и райцентрах. Потом перешел на работу в облисполком начальником управления издательств, полиграфии книжной торговли и стал больше заниматься хозяйственной деятельностью. Иван Кнапик участвовал в судьбе многих изданий и всех типографий, которые работают в автономных округах.
– В 1986 году начался коренной перелом,
– рассказывал в интервью Иван Филиппович. –
До этого времени в каждом райцентре были газета и типография. В каждой типографии работало шесть человек, все профессии экзотические – линотипист, ручной наборщик, печатник. Ну где в Викулово или в Сладково найдешь линотиписта? Были постоянные сложности с подбором кадров. Заболел линотипист – выпуск газеты приостанавливается, нужно временно искать и привозить специалиста из другого района. Тот же линотип имел до тысячи регулировок – ну кто в райцентре это мог сделать? Легче было найти динозавра, чем наладчика. Создали спецбригаду наладчиков, дали им машину, они колесили по райцентрам, и все равно это не спасало. Поэтому у меня родилась мысль сделать межрайонные централизованные типографии для печати районных газет
.
Первую такую типографию создали в 1995 году в Ишиме. Она переросла задуманное и заработала как полноценный полиграфический комбинат. Вскоре там начали печатать одиннадцать районных газет! С офсетным способом печати газеты стали красивыми, с яркими, сочными цветами, прекрасного полиграфического качества. Вторая типография открылась в Ялуторовске – там печатали пять районных газет. В третьей типографии в Тобольске – четыре издания.
После того, как Иван Филиппович закончил модернизацию типографий в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и перевел их на качественно новый технический уровень, он снова занялся реализацией творческих планов.
Талантливый журналист и замечательный руководитель выбрал главным направлением реализацию совместных издательских проектов с районными газетами. Подготовленные и изданные книги отличала предельная достоверность, потому что лучше авторов из сел и деревень о земляках написать сложно. Один из уникальных проектов, автором и редактором которого являлся Иван Филиппович, называется «Согретые Сибирью». Двухтомник рассказывает о том, сколько в Тюменской области было детских домов, которые в годы войны эвакуировали на нашу землю из блокадного Ленинграда и других городов страны.
Еще одно издание, над которым долгие годы работал Иван Филиппович – многотомная энциклопедия «Печатные СМИ Тюменской области». Первые четыре тома уже изданы. Работу над пятым томом прославленный журналист завершить не успел. Наш долг – завершить работу друга и коллеги.
Молодым журналистам нужно быть верным профессии и как можно дольше работать в одной газете, советовал легендарный журналист. Пишущим людям необходимо быть в постоянном творческом поиске, находить собственные темы и их разрабатывать, стремиться писать как можно ярче.
Редакция "Тюменской области сегодня" выражает искренние соболезнования семье безвременно скончавшегося Ивана Филлиповича Кнапика.
Читайте также:
Иван Кнапик: "Журнал «Мир национальностей» - визитная карточка Тюменской области"