Как стать звездой: балет с Сашей Балецкой
Три красных диплома, пятнадцать авторских спектаклей, своя мастерская – и это еще не все, чего в Тюмени добилась амбициозная северянка.
Второй герой авторского проекта «Как стать звездой» – уж такая умница-красавица, что мимо пройти невозможно. Да, это она. И это – педагог, режиссер, балетмейстер, основательница «Мастерской современного танца» Александра Балецкая. Несколько лет назад я перехватила Сашу в большом зале областного правительства, где девушка получала грант на постановку, взяла комментарий по такому приятному поводу и загадала когда-нибудь поговорить серьезно. В минувший понедельник встреча состоялась, быстро родился текст. Ирония, самоирония, некоторые сленговые обороты – сашины. Без них тут не обойтись, потому что и это тоже часть моей собеседницы.
Когда артист успешен, он буквально летает || Фото из личного архива Александры Балецкой.
Из глубокой заморозки
– Я родилась в Ноябрьске 9 января 1991 года в прекрасные -52 градуса. Вторым ребенком в довольно скромной семье. Папа работал вахтами в «Газпроме», мама была муниципальным служащим. Родители – не артисты и не режиссеры, да даже не гитаристы. Как видите, ничего не предвещало творческого пути. Папа меня очень ждал, поэтому, когда росла, все позволял и баловал. И как-то так возникла мысль: хочу танцевать! Закрывалась в комнате, переодевалась и воображала себя то Шакирой, то Мадонной. В пять лет мама привела в самый большой в городе коллектив, который, конечно же, был образцовым народным. В подростковом возрасте бунтовала, с внешностью экспериментируя. В 9 классе заявила, что после окончания школы никто не заставит пойти в бухгалтеры или физики-химики, ведь прямая дорога для Балецкой – в хореографию. С аттестатом и сбежала в Тюмень. Я не ехала в конкретный город, а ехала к человеку, которого любила и который здесь уже учился. И вот, с 17 лет – сама, сама, сама…
«Кулек» как точка взлета
– Поступила в Тюменский институт культуры на кафедру спортивного и современного эстрадного танца. Наталья Шурганова – мой мастер. Это сейчас она педагог ГИТИСа, «золотомасочница», крепкий человек в профессии, а тогда только развивала современный танец в Тюмени, набрав свой первый курс, в который попала и я. В 2008 году Наталья Евгеньевна поставила драматичный, до мурашек пробирающий спектакль «Шаламов. Эскизы». Я впервые участвовала в нем как танцовщица. Для Тюмени эта работа стала шоковой, взрывной. «Разве возможно 40 минут подряд только танцевать?» – спрашивали люди. Гран-при фестивалей «Театральная революция» и «Живые лица» – вот что мы заработали слету. Шурганова ставила много. Пока не уехала в Москву. Это она меня раскрыла как хореографа и артистку, что помогло при работе в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), где в 19 лет я сделала первый спектакль.
Вот такое хобби: учиться
– Когда Наталья Евгеньевна переезжала в Москву, она посоветовала мне и Саше Шипицину, моему одногруппнику, а мы учились тогда на третьем курсе, поступить заочно на режиссуру к Марине Владимировне Жабровец. Вот так мы и подписали приговор: очная сессия заканчивается, заочная начинается, потом сразу очный семестр. Весело. В 2013-м получила красный диплом педагога хореографической студии, но голод-то не убывал, хотелось большего. В магистратуру поехала в Петербург. Академия русского балета имени Вагановой – это совершенно другой уровень, это космос. Прибываю. Поступаю в самом хвосте, с минимумом баллов. Народ – сплошь звезды, которых давно знают и ждут. И тут Саша Балецкая – «в колхозе утро». Что оставалось? Учиться, зубрить, пахать. В Питере я поставила «Грозу» Островского, и тогда меня заметили профессора. За два года получила столько знаний, что пользуюсь ими до сих пор. Итак, «Гроза», огромная диссертация, переводы книг, просмотр балетов – погоны получила заслуженно.
Делай дело
– В 2015 году вернулась в Тюмень, с которой начала, отдала маме три красных диплома, а сама будто в яме оказалась: дальше-то что? Но постепенно раскачалась. Сейчас преподаю в институте культуры на кафедре музыкального искусства эстрады у Ирины Бархатовой: несу вокалистам знания по танцу, актерскому мастерству и постановке номера. Очень довольна. Выходит, накануне этого события тату в виде скрипичного ключа сделала не зря. С коллегой Натальей давно присматривали в городе помещение для собственной студии. Летом нашли место, сами стелили линолеум, красили стены, колотили, привинчивали… Теперь «Мастерская современного танца» – главная площадка в городе по развитию контемпорари. Это и была моя главная цель. Здесь я артист, хореограф и педагог. «Танцевальный ребенок» будет расти долго, и когда повзрослеет, либо вообще растворится, либо продолжить жить, но под руководством другого человека. Пока справляюсь, и очень довольна. В мастерской веду молодежные группы, занимаюсь с женщинами от 35 лет, а это обучение импровизации и актерским техникам, раскрытие психофизических зажимов. А в ноябре сделала первый фестиваль SOMA, который стал перезагрузкой прежнего фестиваля «Без слов». Когда творчество сидит по подвалам, вразнобой, ничего общего, глобального придумать невозможно. Хореография, балет, конечно, предполагают конкуренцию. Как и спорт. Режиссерское образование позволяет мне собирать разношерстный народ в команду и что-то затевать.
Александра и ее коллектив || Фото из личного архива Александры Балецкой.
Размышлизмы за чаем
– Мой путь не является гладким, намыленным и причесанным. Еще в детстве взяла лопату и осознанно копала землю, дробила бетон, продвигаясь к мечте. Делаю это до сих пор, кстати. Сестры Лиза и Таня Тарабановы из Питера научили меня контемпорари, теперь развиваю себя в роли артиста, совершенствую тело, пока оно что-то может. Расту сама. Круто, когда нет предела совершенству. Что такое счастье? Это довольно скользкая категория. Думаешь, вот сделаю это, и будет мне то-то. Но русскому человеку все мало… Счастье… Наверное, это секундные вспышки. Вот сейчас мы сидим, а за тренерской шумят ученики. Можно освободить голову от посторонних мыслей и запомнить это ощущение: здорово, что есть место, и в нем полным-полно детей. Рецепт? Чтобы стать крутым танцором, нужно всего лишь разрешить себе танцевать. Странная фраза, не правда ли? Но работающая. Верь в себя, принимай свое тело, много трудись и кайфуй от движений. Если без эмоций, это уже физкультура. Танец – выплеск буйной энергии. Я – меломан и любитель писать зарисовки, когда есть время. Черкаю в тетради. Иногда это приводит к образам будущих спектаклей. Люблю встречаться с друзьями. Ищу гармонию – непростая работа, но по-другому мне не нравится.
Читайте также: