Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Театральное движение в Тюмени: что-то хорошее и что-то правильное

Фестиваль «Живые лица» вырос из местечкового в международный.

Культура, 13:40, 31 октября 2019,
Слушать новость
Театральное движение в Тюмени: что-то хорошее и что-то правильное. Фестиваль «Живые лица» вырос из местечкового в международный. .

Во второй половине октября Тюмень приняла XI Международный фестиваль «Живые лица». Театральный. Молодежный. Команда во главе с Мариной Жабровец, профессором кафедры режиссуры Тюменского института культуры, готовилась открывать двери для гостей много-много месяцев, а сама встреча пролетела как комета – за три дня «Лица» взбаламутили областную столицу, далее отправились в Тобольск, а сейчас… Сейчас организаторы довольно потирают руки и замысливают нечто новое на 2020 год. Почему-то нет сомнения, что что-то пойдет не так, и о фестивале его многочисленные поклонники будут вспоминать только лишь по газетным заметкам и телепередачам, заботливо отправленным в общий архив.

Одиннадцатые «Живые лица» – это семь конкурсных постановок из Тюмени, Когалыма, Омска, Екатеринбурга, Перми, Зелена-Гуры (Польша) и Хельсинки (Финляндия), преодолевших горнило экспертного отбора. Еще две, с чисто хореографической историей, вне конкурса доставили ближайшие соседи: и «Одуванчики», и «Несинхронно» – работы Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Пона, двукратного обладателя нацпремии «Золотая маска». А вообще на нынешний конкурс организаторы получили 90 заявок от театров России и зарубежных стран.

– Чтобы попасть в фестивальный лист, нужно представить смелый, озорной, но в то же время осторожный спектакль – без мата, сцен насилия, разжигания национальной неприязни… Отбираю сама. Ситуация бесспорная – мое. Ситуация смутная – отказываюсь, – резюмировала Марина Жабровец, бессменный директор «Живых лиц».

Мастер-класс по хореографии в рамках фестиваля: двигаемся - живем || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

Одиннадцатый фестиваль – это и более трех тысяч зрителей на площадках МТЦ «Космос», Тюменского драмтеатра, колледжа искусств. Это три плотно загруженных дня (ух, какая детоксикация искусством!), где не только просмотры и обсуждения, но и мастер-классы по режиссуре, актерскому мастерству, пластике. Круглый стол с журналистами и студентами-театроведами из ГИТИСа по критике. Чтецкая программа от московских ребят – тоже студентов и тоже из ГИТИСа. Впервые устроенная в Тюмени режиссерская лаборатория на колесах «Театр в городе. Город в театре», на воплощение которой активисты получили президентский грант (четыре молодых режиссера подготовили и представили путешествующим на автобусе зрителям коротенькие эскизы в трех исторических зданиях областной столицы и одной современной локации).

Неформальный подход к фестивалю - тоже выход! || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

– Театр давно готов выйти на улицы, поменять места действия, стать еще ближе к народу. Исторические здания – это же полноправные участники спектаклей, – уверена Марина Владимировна.

Добавлю, что все-все-все мероприятия в рамках «Живых лиц» при абсолютной загруженности площадок бесплатны. Основная часть зрителей конкурсных просмотров – это студенты. Да пусть они оставят 500 рублей в кармане! А если захотят, если душа запоет, могут опустить, например, чисто символический металлический кругляк в «ящик спектакля», чтоб определить «приз публичной любви».

Размышляя на предваряющий фестиваль пресс-конференции о современном театре, председатель жюри, театральный критик, заместитель художественного руководителя Театра наций Роман Должанский подчеркнул, что каждый интересный спектакль – есть эксперимент, а при оценке не надо ориентироваться на название, оно в данном случае вторично, первичен – замысел.

Бывают театры достижений. Бывают театры ошибок. Как в любом направлении деятельности. В этот раз, признаюсь, посмотрела немного работ. Достижением могу назвать постановку «Гуров» тюменского коллектива «Группа 208». Это осмысление рассказа Чехова «Дама с собачкой». Это полилог о внезапной любви, к которой не готов, которой сторонишься и стесняешься, но которая все равно скручивает по рукам и ногам и дарит абсолютное счастье. Всего три человека: Сергей Линдер, мастер курса, Юлия Графеева, актриса Тюменского театра кукол, Антон Черепков, много работающий как актер на Севере. Он, она, наблюдатель. Юг, море, качели, песок в легких ботиках, хлопковые панталончики, трикотажные майки, бублик на макушке, чтоб не засолился, много-много бутылок с записками – разрозненный личный дневник, где все странички перетасовались как игральные карты… Анна Сергеевна – пушинка, скворец, хохотушка наивная. Гуров – паровоз, по каким только путям не скрипел. Совершенная непара. А Чехов в рассказе, а Линдер и Элеонора Васильева в спектакле свели их и даровали новые чувства.

Любовь, похожая на сновидение. Юлия Графеева в роли Анны Сергеевны, Сергей Линдер в роли Гурова || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

Я давно знаю Юлю как большую трудягу именно на подмостках театра кукол. Видела единожды в «Барышне-Крестьянке», драматическом спектакле в репертуаре «куколок». Помню, смотрела и восхищалась: как она органична, ну почему куклы-то, когда может быть и драма, и комедия – и только в живом плане. И тут снова удивление и недоумение: Графеева – многообещающая актриса без планшетных и перчаточных своих партнеров, очень яркая, любопытная, самобытная. Очень соответствующая названию молодежного фестиваля! Спектакль «Гуров» по итогам «Живых лиц» получил спецпризы за лучший актерский ансамбль и лучшую сценографию. Здесь, в материале, выделю и Юленьку – открытие для журналистов!

Остановлюсь на круглом столе по театральной критике, коль позвали как эксперта и дали слово. Мы говорили о том, что молодежные коллективы оказались как-то вне оценок профсообщества – потому что, во-первых, считают себя свободными, во-вторых, отчитываться ни перед кем за свое творчество не хотят. Так, постойте, ну а к чему тогда обиды, что не пишут, не рекламируют?! Общаться нужно, приглашать, устраивать обсуждения после просмотров. Отзывы – важное условие развития театров. Только так они поймут, что делают правильно, а где ошибаются. Да, театральная рецензия, особенно в газете, сейчас не та, что раньше. Но оптимисты заявляют: мы ж движемся по спирали, и на смену хайпу и мему вновь придет классическая журналистика – вдумчивая, смелая, образовывающая, с институтом кураторства, копилкой авторитетных мнений.

В общем, условились: театры зовут – журналисты идут. И без обид. Ругательный отзыв – тоже отзыв, лишь бы не сквозил равнодушием.

И даже "Чтения" на фесте поименовали живыми... || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

А теперь – к финалу. Марина Владимировна Жабровец уверяет, что каждый год ее фестиваль прорастает хотя бы на один сантиметр. Взрослеет то есть. Спустя 11 лет появились последователи: Света Ханжина замахнулась на Всероссийский фестиваль детских театров, Саша Балецкая уже проводит хореографический фестиваль «Без слов». Знаете такого модного ныне режиссера Даню Чащина? На третьем курсе ТГИКа он как волонтер носил на «Живых лицах» стулья… Еще один ученик Жабровец Юра Демчук год назад перевез мастерскую «Будильник» под крышу в новом микрорайоне областной столицы и помог провести XI «Живые лица» как соорганизатор. Прогресс налицо.

Затихший уже фестиваль стал творческим праздником, обретением новых друзей, подтверждением дружбы со старыми приятелями. Он завершился, но обещает вернуться преисполненным авантюр и приключений ровно через год.

Читайте также:

В правительстве Тюменской области раздали гранты на спектакли

Театральная революция в Тюмени затронет одиннадцать стран

Во второй половине октября Тюмень приняла XI Международный фестиваль «Живые лица». Театральный. Молодежный. Команда во главе с Мариной Жабровец, профессором кафедры режиссуры Тюменского института культуры, готовилась открывать двери для гостей много-много месяцев, а сама встреча пролетела как комета – за три дня «Лица» взбаламутили областную столицу, далее отправились в Тобольск, а сейчас… Сейчас организаторы довольно потирают руки и замысливают нечто новое на 2020 год. Почему-то нет сомнения, что что-то пойдет не так, и о фестивале его многочисленные поклонники будут вспоминать только лишь по газетным заметкам и телепередачам, заботливо отправленным в общий архив.

Одиннадцатые «Живые лица» – это семь конкурсных постановок из Тюмени, Когалыма, Омска, Екатеринбурга, Перми, Зелена-Гуры (Польша) и Хельсинки (Финляндия), преодолевших горнило экспертного отбора. Еще две, с чисто хореографической историей, вне конкурса доставили ближайшие соседи: и «Одуванчики», и «Несинхронно» – работы Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Пона, двукратного обладателя нацпремии «Золотая маска». А вообще на нынешний конкурс организаторы получили 90 заявок от театров России и зарубежных стран.

– Чтобы попасть в фестивальный лист, нужно представить смелый, озорной, но в то же время осторожный спектакль – без мата, сцен насилия, разжигания национальной неприязни… Отбираю сама. Ситуация бесспорная – мое. Ситуация смутная – отказываюсь, – резюмировала Марина Жабровец, бессменный директор «Живых лиц».

Мастер-класс по хореографии в рамках фестиваля: двигаемся - живем || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

Одиннадцатый фестиваль – это и более трех тысяч зрителей на площадках МТЦ «Космос», Тюменского драмтеатра, колледжа искусств. Это три плотно загруженных дня (ух, какая детоксикация искусством!), где не только просмотры и обсуждения, но и мастер-классы по режиссуре, актерскому мастерству, пластике. Круглый стол с журналистами и студентами-театроведами из ГИТИСа по критике. Чтецкая программа от московских ребят – тоже студентов и тоже из ГИТИСа. Впервые устроенная в Тюмени режиссерская лаборатория на колесах «Театр в городе. Город в театре», на воплощение которой активисты получили президентский грант (четыре молодых режиссера подготовили и представили путешествующим на автобусе зрителям коротенькие эскизы в трех исторических зданиях областной столицы и одной современной локации).

Неформальный подход к фестивалю - тоже выход! || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

– Театр давно готов выйти на улицы, поменять места действия, стать еще ближе к народу. Исторические здания – это же полноправные участники спектаклей, – уверена Марина Владимировна.

Добавлю, что все-все-все мероприятия в рамках «Живых лиц» при абсолютной загруженности площадок бесплатны. Основная часть зрителей конкурсных просмотров – это студенты. Да пусть они оставят 500 рублей в кармане! А если захотят, если душа запоет, могут опустить, например, чисто символический металлический кругляк в «ящик спектакля», чтоб определить «приз публичной любви».

Размышляя на предваряющий фестиваль пресс-конференции о современном театре, председатель жюри, театральный критик, заместитель художественного руководителя Театра наций Роман Должанский подчеркнул, что каждый интересный спектакль – есть эксперимент, а при оценке не надо ориентироваться на название, оно в данном случае вторично, первичен – замысел.

Бывают театры достижений. Бывают театры ошибок. Как в любом направлении деятельности. В этот раз, признаюсь, посмотрела немного работ. Достижением могу назвать постановку «Гуров» тюменского коллектива «Группа 208». Это осмысление рассказа Чехова «Дама с собачкой». Это полилог о внезапной любви, к которой не готов, которой сторонишься и стесняешься, но которая все равно скручивает по рукам и ногам и дарит абсолютное счастье. Всего три человека: Сергей Линдер, мастер курса, Юлия Графеева, актриса Тюменского театра кукол, Антон Черепков, много работающий как актер на Севере. Он, она, наблюдатель. Юг, море, качели, песок в легких ботиках, хлопковые панталончики, трикотажные майки, бублик на макушке, чтоб не засолился, много-много бутылок с записками – разрозненный личный дневник, где все странички перетасовались как игральные карты… Анна Сергеевна – пушинка, скворец, хохотушка наивная. Гуров – паровоз, по каким только путям не скрипел. Совершенная непара. А Чехов в рассказе, а Линдер и Элеонора Васильева в спектакле свели их и даровали новые чувства.

Любовь, похожая на сновидение. Юлия Графеева в роли Анны Сергеевны, Сергей Линдер в роли Гурова || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

Я давно знаю Юлю как большую трудягу именно на подмостках театра кукол. Видела единожды в «Барышне-Крестьянке», драматическом спектакле в репертуаре «куколок». Помню, смотрела и восхищалась: как она органична, ну почему куклы-то, когда может быть и драма, и комедия – и только в живом плане. И тут снова удивление и недоумение: Графеева – многообещающая актриса без планшетных и перчаточных своих партнеров, очень яркая, любопытная, самобытная. Очень соответствующая названию молодежного фестиваля! Спектакль «Гуров» по итогам «Живых лиц» получил спецпризы за лучший актерский ансамбль и лучшую сценографию. Здесь, в материале, выделю и Юленьку – открытие для журналистов!

Остановлюсь на круглом столе по театральной критике, коль позвали как эксперта и дали слово. Мы говорили о том, что молодежные коллективы оказались как-то вне оценок профсообщества – потому что, во-первых, считают себя свободными, во-вторых, отчитываться ни перед кем за свое творчество не хотят. Так, постойте, ну а к чему тогда обиды, что не пишут, не рекламируют?! Общаться нужно, приглашать, устраивать обсуждения после просмотров. Отзывы – важное условие развития театров. Только так они поймут, что делают правильно, а где ошибаются. Да, театральная рецензия, особенно в газете, сейчас не та, что раньше. Но оптимисты заявляют: мы ж движемся по спирали, и на смену хайпу и мему вновь придет классическая журналистика – вдумчивая, смелая, образовывающая, с институтом кураторства, копилкой авторитетных мнений.

В общем, условились: театры зовут – журналисты идут. И без обид. Ругательный отзыв – тоже отзыв, лишь бы не сквозил равнодушием.

И даже "Чтения" на фесте поименовали живыми... || Фото предоставила пресс-служба фестиваля "Живые лица".

А теперь – к финалу. Марина Владимировна Жабровец уверяет, что каждый год ее фестиваль прорастает хотя бы на один сантиметр. Взрослеет то есть. Спустя 11 лет появились последователи: Света Ханжина замахнулась на Всероссийский фестиваль детских театров, Саша Балецкая уже проводит хореографический фестиваль «Без слов». Знаете такого модного ныне режиссера Даню Чащина? На третьем курсе ТГИКа он как волонтер носил на «Живых лицах» стулья… Еще один ученик Жабровец Юра Демчук год назад перевез мастерскую «Будильник» под крышу в новом микрорайоне областной столицы и помог провести XI «Живые лица» как соорганизатор. Прогресс налицо.

Затихший уже фестиваль стал творческим праздником, обретением новых друзей, подтверждением дружбы со старыми приятелями. Он завершился, но обещает вернуться преисполненным авантюр и приключений ровно через год.

Читайте также:

В правительстве Тюменской области раздали гранты на спектакли

Театральная революция в Тюмени затронет одиннадцать стран