Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Одиссея Чичикова по-тюменски

Премьера «Мертвые души» в драмтеатре - почти детективная история, которую спели артисты.

Культура, 10:30, 04 октября 2019,
Слушать новость
Одиссея Чичикова по-тюменски. Премьера «Мертвые души» в драмтеатре - почти детективная история, которую спели артисты..

- Не Русь такая, мы такие, - вердикт Николая Аузина, исполнителя главной роли в премьерном спектакле ТБДТ «Мертвые души», после генерального прогона на обсуждении с журналистами пылок и горяч.

Он, не претендуя на изобретение велосипеда, вновь о том, что «если человека из деревни можно вывезти, то деревню из человека вряд ли». Перевожу с русского на русский: если ты, товарищ расейский, грешил, дававши взятки на Родине, то, оказавшись в Австралии, пойдешь с мешочком звонких да к той же кенгуру – не искоренить этого в нас, чрезвычайно труднейшее предприятие это.

Артисты устали. Артисты охрипли. Один час сорок минут без перерыва они сдавали экзамен по гоголевской поэме перед своими – родными, друзьями, коллегами, студентами института культуры. «Мировая премьера» - именно так называет работу в Тюмени постановочная группа, в которой режиссер и она же балетмейстер Ирина Ткаченко и драматург Илья Губин – из Перми, автор стихов к песням Наталья Макарова – из Барнаула, композитор Ольга Шайдуллина – из Москвы, художник по костюмам Любовь Мелехина вообще из Кудымкара, за сценографию, правда, отвечал тюменец Алексей Паненков. Резюмирую: это сделано специально для Тюменского Большого драматического театра по заказу. В Пермском ТЮЗе бытует другая версия, с приставкой «Дело о русской жизни в одном действии» -- еще один губинский «ребенок».

Ешь, Павел Иванович, хлеб -- он от чистого сердца || Фото Екатерины Христозовой.

История, в общем, получилась пестрая со всех сторон – по вложениям городов, вернее выходцев из них, по музыкальному материалу, а в спектакле много поют, по танцам, по соединению стеба, острот, забав, откровенно черного юмора с кислой правдой жизни, по мистическому подтексту – что бы ни говорили, есть он – создается декорациями в первую очередь, одеяниями в темных тонах, главной звуковой темой, яростным выходом трех девиц в образе Руси-тройки. Гоголя называли мистиком, в конце жизни пришедшего к вере. И Чичиков, наверняка более всех симпатичный автору персонаж, в спектакле неистово молится, ходя по кругу. Ходит, колесо телеги крутит, вспоминает слова отца «копейка дороже всего», врет, но молится.

Я с опаской собиралась на спектакль. Ну, Гоголь – со школы как-то «фи». Ну, «Мертвые души» - и попалась же мне на университетском экзамене по лит-ре именно эта тема. А пошла потому что: а) работа такая, б) лично знаю Илью Губина, написавшего инсценировку – любопытный молодой человек, трудолюбивый, деятельный, с головой.

- Профессия драматурга сродни профессии переводчика: когда ты переиначиваешь пьесы в другую плоскость. С текстами Гоголя работать интересно – он многое заложил, только успевай откапывать. Бездонный материал, - рассказал Илья.

Тюменские «Души», если кратко, - одиссея Павла Ивановича Чичикова из 1842 года, когда был закончен первый том поэмы, в наши дни. Путешествие по стране родной «сквозь» версты, имения-поселения, мимо галереи удивительных помещичьих портретов. Помните со школьных уроков: Маниловы – лизоблюды, Плюшкин – сумасшедший скряга, Коробочка – набожная авантюристка, Ноздрев, Собакевич – эх, раззудись плечо, размахнись рука, идиоты-горлопаны.

У журналистов зазудело: а на кого это вы намекаете, господа от искусства? Ирина Ткаченко останавливает все последующие каверзы: «Не о том спектакль совершенно. Есть лишь собирательный образ. И главный вопрос: сколько еще ехать бричке Чичикова по проселкам, закольцуется ли его дорога?»

Да нет, видимо: после этой авантюры возможна другая, затем следующая, за Павлом Иванычем не постоит! Печалька: не прочесть нам второй и третий тома «Мертвых душ», не дал нам Гоголь продолжения праздника. О том – несколько шредеров, запущенных в работу на старте и в финале спектакля, по-современному уничтожающих священный текст.

Сергей Скобелев в роли Собакевича: а поет-то, поет как! || Фото Полины Секисовой.

Постановщики откровенны: в ТБДТ очень сильная труппа, поэтому все герои получились весомыми. И это истинная правда. Позвольте, перечислю: Николай Аузин в роли Чичикова (в другие выходы работать будет Александр Кудрин; одному тяжко – выматывает), Сергей Осинцев – губернатор, Константин Антипин и Кристина Тихонова – чета Маниловых, Татьяна Пестова – Коробочка, Сергей Калинин – Ноздрев, Сергей Скобелев – Собакевич, Сергей Белозерских – Плюшкин, Александр Тихонов – отец Чичикова, Егор Медведев – Копейкин, Игорь Гутманис – Фемистоклюс, Сергей Канаев – Мижуев.

Подобного «Мертвым душам» спектакля в тюменской «драме» еще не было. Он очень динамичный, речитативный, я бы сказала, современный (про нас это, русских, которые не меняются столетиями), веселый и предлагающий пищу для ума. В принципе, это все те условия, которые дадут ему возможность пофестивалить. Как сказал директор театра Сергей Осинцев, скорее всего, поедут «Души» на «Ново-Сибирский транзит».

Если вы еще не знаете, как провести ближайшие выходные, дам совет: 5 и 6 октября бегите-ка в театр, подпевайте нашим артистам и дарите цветы любимчикам. Гоголя тоже, кстати, можно полистать.

Читайте также:

На тюменском вокзале пройдет музыкальный баттл

В Тюмени стартовал новый сезон «Алябьевской осени»

- Не Русь такая, мы такие, - вердикт Николая Аузина, исполнителя главной роли в премьерном спектакле ТБДТ «Мертвые души», после генерального прогона на обсуждении с журналистами пылок и горяч.

Он, не претендуя на изобретение велосипеда, вновь о том, что «если человека из деревни можно вывезти, то деревню из человека вряд ли». Перевожу с русского на русский: если ты, товарищ расейский, грешил, дававши взятки на Родине, то, оказавшись в Австралии, пойдешь с мешочком звонких да к той же кенгуру – не искоренить этого в нас, чрезвычайно труднейшее предприятие это.

Артисты устали. Артисты охрипли. Один час сорок минут без перерыва они сдавали экзамен по гоголевской поэме перед своими – родными, друзьями, коллегами, студентами института культуры. «Мировая премьера» - именно так называет работу в Тюмени постановочная группа, в которой режиссер и она же балетмейстер Ирина Ткаченко и драматург Илья Губин – из Перми, автор стихов к песням Наталья Макарова – из Барнаула, композитор Ольга Шайдуллина – из Москвы, художник по костюмам Любовь Мелехина вообще из Кудымкара, за сценографию, правда, отвечал тюменец Алексей Паненков. Резюмирую: это сделано специально для Тюменского Большого драматического театра по заказу. В Пермском ТЮЗе бытует другая версия, с приставкой «Дело о русской жизни в одном действии» -- еще один губинский «ребенок».

Ешь, Павел Иванович, хлеб -- он от чистого сердца || Фото Екатерины Христозовой.

История, в общем, получилась пестрая со всех сторон – по вложениям городов, вернее выходцев из них, по музыкальному материалу, а в спектакле много поют, по танцам, по соединению стеба, острот, забав, откровенно черного юмора с кислой правдой жизни, по мистическому подтексту – что бы ни говорили, есть он – создается декорациями в первую очередь, одеяниями в темных тонах, главной звуковой темой, яростным выходом трех девиц в образе Руси-тройки. Гоголя называли мистиком, в конце жизни пришедшего к вере. И Чичиков, наверняка более всех симпатичный автору персонаж, в спектакле неистово молится, ходя по кругу. Ходит, колесо телеги крутит, вспоминает слова отца «копейка дороже всего», врет, но молится.

Я с опаской собиралась на спектакль. Ну, Гоголь – со школы как-то «фи». Ну, «Мертвые души» - и попалась же мне на университетском экзамене по лит-ре именно эта тема. А пошла потому что: а) работа такая, б) лично знаю Илью Губина, написавшего инсценировку – любопытный молодой человек, трудолюбивый, деятельный, с головой.

- Профессия драматурга сродни профессии переводчика: когда ты переиначиваешь пьесы в другую плоскость. С текстами Гоголя работать интересно – он многое заложил, только успевай откапывать. Бездонный материал, - рассказал Илья.

Тюменские «Души», если кратко, - одиссея Павла Ивановича Чичикова из 1842 года, когда был закончен первый том поэмы, в наши дни. Путешествие по стране родной «сквозь» версты, имения-поселения, мимо галереи удивительных помещичьих портретов. Помните со школьных уроков: Маниловы – лизоблюды, Плюшкин – сумасшедший скряга, Коробочка – набожная авантюристка, Ноздрев, Собакевич – эх, раззудись плечо, размахнись рука, идиоты-горлопаны.

У журналистов зазудело: а на кого это вы намекаете, господа от искусства? Ирина Ткаченко останавливает все последующие каверзы: «Не о том спектакль совершенно. Есть лишь собирательный образ. И главный вопрос: сколько еще ехать бричке Чичикова по проселкам, закольцуется ли его дорога?»

Да нет, видимо: после этой авантюры возможна другая, затем следующая, за Павлом Иванычем не постоит! Печалька: не прочесть нам второй и третий тома «Мертвых душ», не дал нам Гоголь продолжения праздника. О том – несколько шредеров, запущенных в работу на старте и в финале спектакля, по-современному уничтожающих священный текст.

Сергей Скобелев в роли Собакевича: а поет-то, поет как! || Фото Полины Секисовой.

Постановщики откровенны: в ТБДТ очень сильная труппа, поэтому все герои получились весомыми. И это истинная правда. Позвольте, перечислю: Николай Аузин в роли Чичикова (в другие выходы работать будет Александр Кудрин; одному тяжко – выматывает), Сергей Осинцев – губернатор, Константин Антипин и Кристина Тихонова – чета Маниловых, Татьяна Пестова – Коробочка, Сергей Калинин – Ноздрев, Сергей Скобелев – Собакевич, Сергей Белозерских – Плюшкин, Александр Тихонов – отец Чичикова, Егор Медведев – Копейкин, Игорь Гутманис – Фемистоклюс, Сергей Канаев – Мижуев.

Подобного «Мертвым душам» спектакля в тюменской «драме» еще не было. Он очень динамичный, речитативный, я бы сказала, современный (про нас это, русских, которые не меняются столетиями), веселый и предлагающий пищу для ума. В принципе, это все те условия, которые дадут ему возможность пофестивалить. Как сказал директор театра Сергей Осинцев, скорее всего, поедут «Души» на «Ново-Сибирский транзит».

Если вы еще не знаете, как провести ближайшие выходные, дам совет: 5 и 6 октября бегите-ка в театр, подпевайте нашим артистам и дарите цветы любимчикам. Гоголя тоже, кстати, можно полистать.

Читайте также:

На тюменском вокзале пройдет музыкальный баттл

В Тюмени стартовал новый сезон «Алябьевской осени»