Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

×
В социальных сетях
В печатной версии

В Тюмень из Омска привезли выставку художников Серебряного века

07.09.2019
10:08
В Тюмень из Омска привезли выставку художников Серебряного века. Рерих, Бакст, Серов, Бенуа, Петров-Водкин - эти фамилии известны каждому ценителю искусства.. Хранитель фонда русской и зарубежной графики, ведущий научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова любую картину, даже самую маленькую по размеру называет «произведением», обязательно прежде на доли секунды задержав от волнения дыхание. Так вот в Тюмень в начале сентября дотошный куратор сопроводила 54 уникальнейших «произведения». Галина Севостьянова, представитель Омского музея, с любовью говорит о каждой фондовой работе || Фото Юрия Комолова. В фонды Омского ИЗО они попали в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, в 80-90-е – из частных собраний Москвы и Петербурга. Рерих, Бенуа, Бакст, Добужинский, Петров-Водкин, Серов, Гончарова, Земляницына, Остроумова-Лебедева – один только перечислительный ряд настраивает на впечатления определенного характера: будет то нежно, то смело, но обязательно притягательно. Ведь представители «Серебряного века», художники, архитекторы, скульпторы, писатели и поэты, философы, музыканты, чей характер ломался и строился при революции 1905 года, Первой мировой войне, октябрьском перевороте, были убеждены, что первостепеннее на свете – красота. Выставка «Графика Серебряного века» -- вторая по счету в рамках федерального межмузейного проекта, относимого к нацпроекту «Культура», и 50-я в стенах музейного комплекса имени Словцова с начала 2019 года. Первой «ласточкой» стали «Сокровища музеев России» -- ну очень сильная экспозиция, «репетиция» череды мероприятий к 140-летию тюменского музея. «Графику» Галина Андреевна по России возит часто – добралась с ней и до Калининграда с Мурманском. Казалось бы, Тюмень от Омска – всего ничего по расстоянию, но увидеть оригиналы мастеров 1880-1920-х годов нам выпало только сейчас. Особое внимание и особый рассказ куратора проекта Севостьяновой – о серии портретов малоизвестной художницы Надежды Войтинской. 9 узнаваемых лиц – сотрудники художественного журнала «Аполлон» под редакцией Сергея Маковского. Константина Чуковского, Александра Бенуа, Николая Гумилева, Сергея Ауслендера, Зинаиду Гиппиус, Акима Волынского, Мстислава Добужинского, Максимилиана Волошина, Михаила Кузмина Войтинская, получив заказ, нарисовала в один присест. -- Она приходила в редакцию с литографской доской и прямо на камне карандашом в один сеанс делала портрет – без проб и репетиций… И какая превосходная иконография! -- рассказала Севостьянова. Портреты по одному планировалось в качестве вклейки выпустить в «Аполлоне», но Маковский поссорился с художницей. Войтинская забрала отпечатанный тираж с номером про Гумилева, а своему кумиру Бенуа подарили несколько работ. Собираясь за границу, маэстро кисти оставил папку в Русском музее. О ней вспомнили только в 60-е годы XX века, когда устраивали большую выставку графики. Много лет спустя дочь Надежды Войтинской нашла дома рулон с литографиями и тоже передала сокровище в Русский. А в Омск они попали благодаря настойчивости одной из сотрудниц. Удивительная история! Еще больше вы можете услышать в декорациях самой экспозиции. Хорошо, если нарветесь на проходку с Севостьяновой – рассказчица из гостьи блестящая. Первый день работы выставки "Графика Серебряного века" || Фото Юрия Комолова. Добавим, что работает «Графика» до 6 ноября. 18 сентября в музейном комплексе имени Словцова откроется спецпроект пятой Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Все не то, чем кажется». Завершится сентябрь в культурной Тюмени стартом выставки «Реликвии и шедевры» из собрания Государственного исторического музея.
Рерих, Бакст, Серов, Бенуа, Петров-Водкин - эти фамилии известны каждому ценителю искусства.
Ну как же не запечатлеться на фоне Рериха! || Фото Юрия Комолова

Хранитель фонда русской и зарубежной графики, ведущий научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова любую картину, даже самую маленькую по размеру называет «произведением», обязательно прежде на доли секунды задержав от волнения дыхание. Так вот в Тюмень в начале сентября дотошный куратор сопроводила 54 уникальнейших «произведения».

Галина Севостьянова, представитель Омского музея, с любовью говорит о каждой фондовой работе || Фото Юрия Комолова.

В фонды Омского ИЗО они попали в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, в 80-90-е – из частных собраний Москвы и Петербурга. Рерих, Бенуа, Бакст, Добужинский, Петров-Водкин, Серов, Гончарова, Земляницына, Остроумова-Лебедева – один только перечислительный ряд настраивает на впечатления определенного характера: будет то нежно, то смело, но обязательно притягательно. Ведь представители «Серебряного века», художники, архитекторы, скульпторы, писатели и поэты, философы, музыканты, чей характер ломался и строился при революции 1905 года, Первой мировой войне, октябрьском перевороте, были убеждены, что первостепеннее на свете – красота.

Выставка «Графика Серебряного века» -- вторая по счету в рамках федерального межмузейного проекта, относимого к нацпроекту «Культура», и 50-я в стенах музейного комплекса имени Словцова с начала 2019 года. Первой «ласточкой» стали «Сокровища музеев России» -- ну очень сильная экспозиция, «репетиция» череды мероприятий к 140-летию тюменского музея.

«Графику» Галина Андреевна по России возит часто – добралась с ней и до Калининграда с Мурманском. Казалось бы, Тюмень от Омска – всего ничего по расстоянию, но увидеть оригиналы мастеров 1880-1920-х годов нам выпало только сейчас.

Особое внимание и особый рассказ куратора проекта Севостьяновой – о серии портретов малоизвестной художницы Надежды Войтинской. 9 узнаваемых лиц – сотрудники художественного журнала «Аполлон» под редакцией Сергея Маковского. Константина Чуковского, Александра Бенуа, Николая Гумилева, Сергея Ауслендера, Зинаиду Гиппиус, Акима Волынского, Мстислава Добужинского, Максимилиана Волошина, Михаила Кузмина Войтинская, получив заказ, нарисовала в один присест.

-- Она приходила в редакцию с литографской доской и прямо на камне карандашом в один сеанс делала портрет – без проб и репетиций… И какая превосходная иконография! -- рассказала Севостьянова.

Портреты по одному планировалось в качестве вклейки выпустить в «Аполлоне», но Маковский поссорился с художницей. Войтинская забрала отпечатанный тираж с номером про Гумилева, а своему кумиру Бенуа подарили несколько работ. Собираясь за границу, маэстро кисти оставил папку в Русском музее. О ней вспомнили только в 60-е годы XX века, когда устраивали большую выставку графики. Много лет спустя дочь Надежды Войтинской нашла дома рулон с литографиями и тоже передала сокровище в Русский. А в Омск они попали благодаря настойчивости одной из сотрудниц. Удивительная история! Еще больше вы можете услышать в декорациях самой экспозиции. Хорошо, если нарветесь на проходку с Севостьяновой – рассказчица из гостьи блестящая.

Первый день работы выставки "Графика Серебряного века" || Фото Юрия Комолова.

Добавим, что работает «Графика» до 6 ноября. 18 сентября в музейном комплексе имени Словцова откроется спецпроект пятой Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Все не то, чем кажется». Завершится сентябрь в культурной Тюмени стартом выставки «Реликвии и шедевры» из собрания Государственного исторического музея.

Читайте также: 

Современные мифы Тюменской области представят в музее

В Увате пройдет фестиваль парковой скульптуры

Справка

Достойно

Кроме портретов Войтинской на выставке «Графика Серебряного века» восхищают офорты Валентина Серова по собственным иллюстрациям к басням Крылова «Волк и журавль», «Волк и пастухи», а также серия «Мистические образы войны» авторства Натальи Гончаровой – они родились в начале Первой мировой войны под влиянием кубофутуризма, библейских сюжетов, размышлений об апокалипсисе.

640Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Над обширным картографическим изданием работают архитекторы ТИУ и представители Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва в рамках Программы развития опорного университета.
Интересный мастер-класс пройдет в рамках проекта «Фотоистория Тюменской области».
Присланные фотографии составят единую фотокарту Тюменской области.
В областной столице наградили лучших актеров и организаторов творческих событий.
В областной библиотеке для слепых завершилась работа экспертов и жюри конкурса «Библиотека в моей жизни».
В течение четырех дней фестиваля жителей и гостей города ждут исторические балы, выставки, посвященные жизни декабристов в Ялуторовске, «Якушкинские чтения» и многое другое.
На областном конкурсе «Книга года-2019» началась работа экспертов.
Девятикласснику удалось составить генеалогическое древо Туполевых до шестого колена.

Опрос
Какую сумму вы планируете потратить на новогодний стол?
До 3 тысяч рублей
Около 5 тысяч рублей
Более 5 тысяч рублей
Соберем на праздник с друзьями - так дешевле и веселей
Куплю только ингредиенты для оливье и шампанское
Не планирую тратить - пойду в гости
Праздничного стола не будет - я лягу спать

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное