В Тюмень из Омска привезли выставку художников Серебряного века
Рерих, Бакст, Серов, Бенуа, Петров-Водкин - эти фамилии известны каждому ценителю искусства.
Хранитель фонда русской и зарубежной графики, ведущий научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова любую картину, даже самую маленькую по размеру называет «произведением», обязательно прежде на доли секунды задержав от волнения дыхание. Так вот в Тюмень в начале сентября дотошный куратор сопроводила 54 уникальнейших «произведения».
Галина Севостьянова, представитель Омского музея, с любовью говорит о каждой фондовой работе || Фото Юрия Комолова.
В фонды Омского ИЗО они попали в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, в 80-90-е – из частных собраний Москвы и Петербурга. Рерих, Бенуа, Бакст, Добужинский, Петров-Водкин, Серов, Гончарова, Земляницына, Остроумова-Лебедева – один только перечислительный ряд настраивает на впечатления определенного характера: будет то нежно, то смело, но обязательно притягательно. Ведь представители «Серебряного века», художники, архитекторы, скульпторы, писатели и поэты, философы, музыканты, чей характер ломался и строился при революции 1905 года, Первой мировой войне, октябрьском перевороте, были убеждены, что первостепеннее на свете – красота.
Выставка «Графика Серебряного века» -- вторая по счету в рамках федерального межмузейного проекта, относимого к нацпроекту «Культура», и 50-я в стенах музейного комплекса имени Словцова с начала 2019 года. Первой «ласточкой» стали «Сокровища музеев России» -- ну очень сильная экспозиция, «репетиция» череды мероприятий к 140-летию тюменского музея.
«Графику» Галина Андреевна по России возит часто – добралась с ней и до Калининграда с Мурманском. Казалось бы, Тюмень от Омска – всего ничего по расстоянию, но увидеть оригиналы мастеров 1880-1920-х годов нам выпало только сейчас.
Особое внимание и особый рассказ куратора проекта Севостьяновой – о серии портретов малоизвестной художницы Надежды Войтинской. 9 узнаваемых лиц – сотрудники художественного журнала «Аполлон» под редакцией Сергея Маковского. Константина Чуковского, Александра Бенуа, Николая Гумилева, Сергея Ауслендера, Зинаиду Гиппиус, Акима Волынского, Мстислава Добужинского, Максимилиана Волошина, Михаила Кузмина Войтинская, получив заказ, нарисовала в один присест.
-- Она приходила в редакцию с литографской доской и прямо на камне карандашом в один сеанс делала портрет – без проб и репетиций… И какая превосходная иконография! -- рассказала Севостьянова.
Портреты по одному планировалось в качестве вклейки выпустить в «Аполлоне», но Маковский поссорился с художницей. Войтинская забрала отпечатанный тираж с номером про Гумилева, а своему кумиру Бенуа подарили несколько работ. Собираясь за границу, маэстро кисти оставил папку в Русском музее. О ней вспомнили только в 60-е годы XX века, когда устраивали большую выставку графики. Много лет спустя дочь Надежды Войтинской нашла дома рулон с литографиями и тоже передала сокровище в Русский. А в Омск они попали благодаря настойчивости одной из сотрудниц. Удивительная история! Еще больше вы можете услышать в декорациях самой экспозиции. Хорошо, если нарветесь на проходку с Севостьяновой – рассказчица из гостьи блестящая.
Первый день работы выставки "Графика Серебряного века" || Фото Юрия Комолова.
Добавим, что работает «Графика» до 6 ноября. 18 сентября в музейном комплексе имени Словцова откроется спецпроект пятой Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Все не то, чем кажется». Завершится сентябрь в культурной Тюмени стартом выставки «Реликвии и шедевры» из собрания Государственного исторического музея.
Читайте также: