Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тобольские речники внесли весомый вклад в строительство порта Ямбург

В 1970-е и 80-е годы лучшие выпускники речных училищ, Новосибирского и Горьковского институтов водного транспорта мечтали работать на Тобольском техучастке речных путей.

Общество, 12:14, 08 июля 2019,
Слушать новость
Тобольские речники внесли весомый вклад в строительство порта Ямбург . В 1970-е и 80-е годы лучшие выпускники речных училищ, Новосибирского и Горьковского институтов водного транспорта мечтали работать на Тобольском техучастке речных путей..

Технический флот Обь-Иртышского бассейна был самым современным и мощным во всем Советском Союзе. Земснаряды и землесосы предприятия, базирующегося на берегу могучего Иртыша, работали на самых сложных и ответственных участках: разрабатывали заходы в малые реки Обской и Тазовской губ, проделывали каналы в барах северных рек, участвовали в обустройстве тогда еще зарождающихся городов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, разрабатывали акватории портов, обеспечивали судоходность рек Обь-Иртышского бассейна. Одними из первых тобольские речники приступили к строительству ямбургского порта.

Порт Ямбург – крупный транспортный узел, перерабатывающий до 500 тысяч тонн грузов в год, вокруг которого автомобильные дороги и железнодорожные пути. Но когда-то всего этого не было.

почетно

За активное участие в освоении недр, развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири и успехи в строительстве Ямбургского месторождения награждены:

■ командир земснаряда «Иртышский-528» Николай Клят – орденом «Знак почета»;

■ командир земснаряда «Иртышский-531» Алексей Казеев – орденом Трудовой славы III степени и медалью за «Освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»;

■ багермейстер-капитан земснаряда «Уренгой» Александр Соломатов – медалью за «Освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

В начале лета 1986 года на Ямал к берегам вахтового поселка Ямбург, что на 148,5 километра севернее Полярного круга, прибыло два земснаряда: «Иртышский-528» (командир Николай Клят), «Иртышский-531» (командир Алексей Казеев) и землесос «Уренгой» (командир Александр Соломатов). Путь через Обскую губу речным судам прокладывал мощный ледокол. Перед речниками стояла серьезная задача – прорыть судоходный канал по мелководью Обской губы и расширить акваторию, чтобы открыть путь тяжелым кораблям к месту строительства порта Ямбург.

Губу от мелководья тоболяки избавили без особых проблем, а вот с расширением акватории, которая должна была появиться на месте речки Нюдямонтопоепоко-Яхи, возникли серьезные трудности. Ковши  земснарядов вгрызались в вечную мерзлоту и вставали, не имея возможности двигаться дальше.

Три молодых командира дноуглубительных судов решили применить опыт разработки баров салехардского техучастка, где успел поработать землесос «Уренгой».

– Под водой было 20–30 сантиметров рыхлого грунта, а ниже мерзлота. Убирали ковшами этот рыхлый слой, потом ставили два теплохода-толкача друг напротив друга, и они своими винтами размывали мерзлоту. Как только теплоходы начинали садиться на мель, отходили и включались в работу земснаряды – собирали грунт, который удалось отвоевать у льда. Так понемногу продвигаясь вперед за навигацию, сделали акваторию, чтобы суда с грузами для строительства ямбургского порта могли подходить к берегу. До этого там была пятнадцатиметровая речка, и грузы привози-ли на баржах , – вспоминает Алексей Николаевич.

Лето на Крайнем Севере короткое. Работали круглосуточно. Такая работа требовала высочайшего профессионализма от каждого члена команды. Поэтому на Крайний Север направили лучших из лучших.

Как-то ночью «Иртышский-531» напоролся днищем на упавшую с баржи трубу. Аварийно-спасательные работы организовали молниеносно.

– Руководил спасательной операцией механик-помощник командира Николай Филатов. Утром приехали водолазы, которым лишь осталось констатировать, что пробоина в левом борту ликвидирована качественно и работы для них уже нет , – рассказал Алексей Казеев.

Случались на пароходе и приятные события. В каюте «Иртышского-531» у радиооператора Татьяны Шабалковой родилась дочка. Маму вместе с первой уроженкой Ямбурга отправили на Большую землю, молодой отец электромеханик Юрий Шабалков остался покорять капризную Обскую губу. Кстати, к долгим разлукам с родными речники привыкли. За всю навигацию даже позвонить не всегда удавалось. Некоторые жены осваивали речные профессии, большинство же вместе с детьми терпеливо ждали на берегу.

Путь домой для тоболяков осенью 1986 года тоже оказался непростым. Судам, предназ-наченным для работы на речном мелководье, предстояло пройти через Обскую губу – самый крупный залив Карского моря. Волна там крутая. За бортом уже стояла минусовая температура. Земснаряды вновь вел за собой ледокол. Речные суда на мутных морских волнах трепало, словно щепки. Волны ударялись о палубу и застывали от мороза и студеного ветра. Сдюжили. Вышли к Оби, сохранив машины и людей, а оттуда и до родного Иртыша рукой подать.

За выполнение ответственного участка работ по строительству порта Ямбург командиры земснарядов Николай Клят, Алексей Казеев и Александр Соломатов отмечены правительственными наградами СССР.

Опубликовано: газета №116(4892)

Читайте больше:

Ялуторовск - сибирский тыл для Победы

Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение)

Технический флот Обь-Иртышского бассейна был самым современным и мощным во всем Советском Союзе. Земснаряды и землесосы предприятия, базирующегося на берегу могучего Иртыша, работали на самых сложных и ответственных участках: разрабатывали заходы в малые реки Обской и Тазовской губ, проделывали каналы в барах северных рек, участвовали в обустройстве тогда еще зарождающихся городов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, разрабатывали акватории портов, обеспечивали судоходность рек Обь-Иртышского бассейна. Одними из первых тобольские речники приступили к строительству ямбургского порта.

Порт Ямбург – крупный транспортный узел, перерабатывающий до 500 тысяч тонн грузов в год, вокруг которого автомобильные дороги и железнодорожные пути. Но когда-то всего этого не было.

почетно

За активное участие в освоении недр, развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири и успехи в строительстве Ямбургского месторождения награждены:

■ командир земснаряда «Иртышский-528» Николай Клят – орденом «Знак почета»;

■ командир земснаряда «Иртышский-531» Алексей Казеев – орденом Трудовой славы III степени и медалью за «Освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»;

■ багермейстер-капитан земснаряда «Уренгой» Александр Соломатов – медалью за «Освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

В начале лета 1986 года на Ямал к берегам вахтового поселка Ямбург, что на 148,5 километра севернее Полярного круга, прибыло два земснаряда: «Иртышский-528» (командир Николай Клят), «Иртышский-531» (командир Алексей Казеев) и землесос «Уренгой» (командир Александр Соломатов). Путь через Обскую губу речным судам прокладывал мощный ледокол. Перед речниками стояла серьезная задача – прорыть судоходный канал по мелководью Обской губы и расширить акваторию, чтобы открыть путь тяжелым кораблям к месту строительства порта Ямбург.

Губу от мелководья тоболяки избавили без особых проблем, а вот с расширением акватории, которая должна была появиться на месте речки Нюдямонтопоепоко-Яхи, возникли серьезные трудности. Ковши  земснарядов вгрызались в вечную мерзлоту и вставали, не имея возможности двигаться дальше.

Три молодых командира дноуглубительных судов решили применить опыт разработки баров салехардского техучастка, где успел поработать землесос «Уренгой».

– Под водой было 20–30 сантиметров рыхлого грунта, а ниже мерзлота. Убирали ковшами этот рыхлый слой, потом ставили два теплохода-толкача друг напротив друга, и они своими винтами размывали мерзлоту. Как только теплоходы начинали садиться на мель, отходили и включались в работу земснаряды – собирали грунт, который удалось отвоевать у льда. Так понемногу продвигаясь вперед за навигацию, сделали акваторию, чтобы суда с грузами для строительства ямбургского порта могли подходить к берегу. До этого там была пятнадцатиметровая речка, и грузы привози-ли на баржах , – вспоминает Алексей Николаевич.

Лето на Крайнем Севере короткое. Работали круглосуточно. Такая работа требовала высочайшего профессионализма от каждого члена команды. Поэтому на Крайний Север направили лучших из лучших.

Как-то ночью «Иртышский-531» напоролся днищем на упавшую с баржи трубу. Аварийно-спасательные работы организовали молниеносно.

– Руководил спасательной операцией механик-помощник командира Николай Филатов. Утром приехали водолазы, которым лишь осталось констатировать, что пробоина в левом борту ликвидирована качественно и работы для них уже нет , – рассказал Алексей Казеев.

Случались на пароходе и приятные события. В каюте «Иртышского-531» у радиооператора Татьяны Шабалковой родилась дочка. Маму вместе с первой уроженкой Ямбурга отправили на Большую землю, молодой отец электромеханик Юрий Шабалков остался покорять капризную Обскую губу. Кстати, к долгим разлукам с родными речники привыкли. За всю навигацию даже позвонить не всегда удавалось. Некоторые жены осваивали речные профессии, большинство же вместе с детьми терпеливо ждали на берегу.

Путь домой для тоболяков осенью 1986 года тоже оказался непростым. Судам, предназ-наченным для работы на речном мелководье, предстояло пройти через Обскую губу – самый крупный залив Карского моря. Волна там крутая. За бортом уже стояла минусовая температура. Земснаряды вновь вел за собой ледокол. Речные суда на мутных морских волнах трепало, словно щепки. Волны ударялись о палубу и застывали от мороза и студеного ветра. Сдюжили. Вышли к Оби, сохранив машины и людей, а оттуда и до родного Иртыша рукой подать.

За выполнение ответственного участка работ по строительству порта Ямбург командиры земснарядов Николай Клят, Алексей Казеев и Александр Соломатов отмечены правительственными наградами СССР.

Опубликовано: газета №116(4892)

Читайте больше:

Ялуторовск - сибирский тыл для Победы

Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение)