×
В социальных сетях
В печатной версии

Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение)

29.05.2019
09:46
Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение). Книжная и театральная Тюмень издателей Высоцких.. Продолжение цикла. Начало: Путешествие по Тюмени Константина Высоцкого В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого Месседж Константина Высоцкого (продолжение) В Год театра в России нельзя не вспомнить о жизни и деятельности первых тюменских издателей Константина и Людмилы Высоцких, связанных с историей Тюмени  как театрального города. Шесть из пятидесяти шести книг, изданных  в типографии Высоцких, связаны  с театром.  И это не случайно.  В основе издательской стратегии Высоцких – вера  в силу печатного слова, искренняя заинтересованность  в судьбе родного города, поддержка ярких  и значимых культурных событий. Три из шести театральных книг Высоцких представляют собой отчеты  о прошедших в Тюмени любительских спектаклях. Особое внимание привлекают два спектакля, устроенных  в поддержку гимназистки Натальи Марениной. Уже из непривычно длинных  для нас названий этих книг видно,  что взаимопомощь, желание помочь ближнему  в трудной ситуации были  в обычае  у тюменцев позапрошлого века:  1. Отчет по любительскому спектаклю, данному 23 января 1888 г. в пользу ученицы Тюменской женской прогимназии Натальи Марениной, с целью дать ей возможность продолжать образование в гимназии (1889). 2. Отчет по любительскому спектаклю, данному 13 апреля 1890 г. в Тюмени в пользу окончившей курс  в Тюменской прогимназии, ныне ученицы  V класса Омской женской гимназии Натальи Марениной (1890). Из книг, изданных Людмилой Высоцкой, мы узнаем также,  что  в 1892 г. в «театральном помещении» купца первой гильдии Андрея Текутьева «в пользу Тюменского общества попечения о бедных» прошел маскарад, а в 1895 г.  в Тюмени возник кружок любителей музыкального  и драматического искусства со своим уставом, также напечатанным в типографии Высоцких.  Безусловно, главным театральным изданием Высоцких стала книга ссыльного журналиста Петра Рогозинского «Сброшенные оковы», вышедшая  в свет в 1908 г. тиражом 600 экземпляров,  что немало по тем временам. Сегодня книга хранится  в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.  Для политического ссыльного Петра Рогозинского Тюмень,  где он оказался  в 1897 г. и прожил до своей смерти в 1922 г., стала родным домом, культурному развитию которого он,  как  и многие ссыльные, немало способствовал.  С современной точки зрения пьеса представляет собой спор  о свободе  и несвободе человека, более того, радикальное высказывание  о путях освобождения личности, остро актуально звучащее  в наше время. Действие  в пьесе происходит в загородном доме  с садом  и цветущей сиренью  в течение одного «лунного вечера» и ночи, сменяющейся «разгорающейся утренней зарей». Время действия – перед восходом солнца (так называется популярная в то время  в России пьеса немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, на которую ссылается Рогозинский) – наполнено символическим смыслом. В ней воссоздана атмосфера русской жизни после революции 1905 г. Герои пьесы – молодые люди: судебному следователю Ивану Александровичу – 30 лет, его жене Елене – 21 год, ее бывшему возлюбленному Горскому, пытающемуся освободить ее от оков законного брака – 25 лет. Герои живут  в атмосфере,  о которой говорят: «Буря пронеслась,  а успокоения нет», но всем им ясно: «Понятия помутились, и жизнь переменилась». Вопрос  о сбрасывании оков, свободе  и несвободе касается  в пьесе всех форм человеческой жизни – социальной, семейной, личностной. Так, говоря  о социальной жизни, герои спорят  о «борьбе труда  с капиталом», обсуждают новое словечко «экспроприация», возникшее взамен привычного «грабеж» и утверждают: «Прежде грабили со стыдом, больше ночью. Теперь  уже грабят  в открытую, при дневном свете». Сбрасывание оков  в семейной  и личной жизни сопровож-дается спором героев  о том, как связаны со свободой ложь  и предрассудки, долг  и самопожертвование, подавленная воля, здоровые инстинкты и здоровая жизнь. Герои размышляют  о том, «можно ли насилием создать счастье»  или насилие преступно, каким бы оно ни было. Пожалуй, наибольшее сомнение героев вызывает утверждение Горского  о том,  что «нет таких оков, которые нельзя было бы сбросить». Однако вопрос  о том, есть ли пределы  и границы  у свободы  и является ли она абсолютной ценностью, остается  в пьесе  без ответа.  Очевидно, именно пафос тотального освобождения человека  и вместе  с тем чувство страха перед свободой прежде всего привлекли  к пьесе современников Петра Рогозинского, вспоминающих  о том,  что поставленная  в тюменском театре пьеса «Сброшенные оковы» имела феерический успех. Если бы наш театр поставил  эту пьесу сегодня, думаю, успех  был бы таким же оглушительным. Ее абсолютное созвучие нашему времени проявляется  и в словах из пьесы, обращенных к знаменитому гоголевскому образу России  как птицы-тройки: «Тройка  еще мчится, лошади выбились из сил, выпали из рук самонадеянного возницы, телега сбилась  в сторону, бьется по камням  и кочкам, дороги  уже нет,  а даль… все так же широка». Наталья Дворцова, доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета
Книжная и театральная Тюмень издателей Высоцких.
На коллаже: Петр Рогозинский; уникальная обложка книги "Сброшенные оковы".

Продолжение цикла.
Начало:

Путешествие по Тюмени Константина Высоцкого
В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого
Месседж Константина Высоцкого (продолжение)

В Год театра в России нельзя не вспомнить о жизни и деятельности первых тюменских издателей Константина и Людмилы Высоцких, связанных с историей Тюмени  как театрального города.

Шесть из пятидесяти шести книг, изданных  в типографии Высоцких, связаны  с театром.  И это не случайно.  В основе издательской стратегии Высоцких – вера  в силу печатного слова, искренняя заинтересованность  в судьбе родного города, поддержка ярких  и значимых культурных событий. Три из шести театральных книг Высоцких представляют собой отчеты  о прошедших в Тюмени любительских спектаклях. Особое внимание привлекают два спектакля, устроенных  в поддержку гимназистки Натальи Марениной.

Уже из непривычно длинных  для нас названий этих книг видно,  что взаимопомощь, желание помочь ближнему  в трудной ситуации были  в обычае  у тюменцев позапрошлого века: 
1. Отчет по любительскому спектаклю, данному 23 января 1888 г. в пользу ученицы Тюменской женской прогимназии Натальи Марениной, с целью дать ей возможность продолжать образование в гимназии (1889).
2. Отчет по любительскому спектаклю, данному 13 апреля 1890 г. в Тюмени в пользу окончившей курс  в Тюменской прогимназии, ныне ученицы 
V класса Омской женской гимназии Натальи Марениной (1890).

Из книг, изданных Людмилой Высоцкой, мы узнаем также,  что  в 1892 г. в «театральном помещении» купца первой гильдии Андрея Текутьева «в пользу Тюменского общества попечения о бедных» прошел маскарад, а в 1895 г.  в Тюмени возник кружок любителей музыкального  и драматического искусства со своим уставом, также напечатанным в типографии Высоцких. 

Безусловно, главным театральным изданием Высоцких стала книга ссыльного журналиста Петра Рогозинского «Сброшенные оковы», вышедшая  в свет в 1908 г. тиражом 600 экземпляров,  что немало по тем временам. Сегодня книга хранится  в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.  Для политического ссыльного Петра Рогозинского Тюмень,  где он оказался  в 1897 г. и прожил до своей смерти в 1922 г., стала родным домом, культурному развитию которого он,  как  и многие ссыльные, немало способствовал. 

С современной точки зрения пьеса представляет собой спор  о свободе  и несвободе человека, более того, радикальное высказывание  о путях освобождения личности, остро актуально звучащее  в наше время.

Действие  в пьесе происходит в загородном доме  с садом  и цветущей сиренью  в течение одного «лунного вечера» и ночи, сменяющейся «разгорающейся утренней зарей». Время действия – перед восходом солнца (так называется популярная в то время  в России пьеса немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, на которую ссылается Рогозинский) – наполнено символическим смыслом. В ней воссоздана атмосфера русской жизни после революции 1905 г.

Герои пьесы – молодые люди: судебному следователю Ивану Александровичу – 30 лет, его жене Елене – 21 год, ее бывшему возлюбленному Горскому, пытающемуся освободить ее от оков законного брака – 25 лет. Герои живут  в атмосфере,  о которой говорят: «Буря пронеслась,  а успокоения нет», но всем им ясно: «Понятия помутились, и жизнь переменилась».

Вопрос  о сбрасывании оков, свободе  и несвободе касается  в пьесе всех форм человеческой жизни – социальной, семейной, личностной. Так, говоря  о социальной жизни, герои спорят  о «борьбе труда  с капиталом», обсуждают новое словечко «экспроприация», возникшее взамен привычного «грабеж» и утверждают: «Прежде грабили со стыдом, больше ночью. Теперь  уже грабят  в открытую, при дневном свете».

Сбрасывание оков  в семейной  и личной жизни сопровож-дается спором героев  о том, как связаны со свободой ложь  и предрассудки, долг  и самопожертвование, подавленная
воля, здоровые инстинкты и здоровая жизнь. Герои размышляют  о том, «можно ли насилием создать счастье»  или насилие преступно, каким бы оно ни было. Пожалуй, наибольшее сомнение героев вызывает утверждение Горского  о том,  что «нет таких оков, которые нельзя было бы сбросить». Однако вопрос  о том, есть ли пределы  и границы  у свободы  и является ли она абсолютной ценностью, остается  в пьесе  без ответа. 

Очевидно, именно пафос тотального освобождения человека  и вместе  с тем чувство страха перед свободой прежде всего привлекли  к пьесе современников Петра Рогозинского, вспоминающих  о том,  что поставленная  в тюменском театре пьеса «Сброшенные оковы» имела феерический успех. Если бы наш театр поставил  эту пьесу сегодня, думаю, успех  был бы таким же оглушительным. Ее абсолютное созвучие нашему времени проявляется  и в словах из пьесы, обращенных к знаменитому гоголевскому образу России  как птицы-тройки: «Тройка  еще мчится, лошади выбились из сил, выпали из рук самонадеянного возницы, телега сбилась  в сторону, бьется по камням  и кочкам, дороги  уже нет,  а даль… все так же широка».

Наталья Дворцова, доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета

Читать больше:

В свет вышел «Последний лист» тюменского поэта Андрея Маркиянова

В тюменской гимназии №16 прошел первый фестиваль по продвижению чтения

426Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Премьера в театре кукол вызвала овации благодарной публики.
Юные дарования Тюменской области могут отправить заявки до 1 ноября.
Мероприятие «Вечерний урбан» развернулось в районе моста Челюскинцев.
Международному театральному фестивалю в 2019 году - 11 лет.
Археологические находки приоткрыли тайны истории.
В их числе призы фестивалей в России и Болгарии.
Жители города соберутся на тематическом квартирнике.
Они одержали победу в конкурсе театральных рецензий и рисунков.
Опрос
Что вы думаете о платных парковках?
Деньги за парковку идут на развитие дорожной сети
Я против, так как привык парковаться бесплатно
Платные парковки снизят нагрузку на центр города
Я вообще за платный въезд в центр города
Мне все равно. Я езжу на общественном транспорте

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное