×
В социальных сетях
В печатной версии

Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение)

29.05.2019
09:46
Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение). Книжная и театральная Тюмень издателей Высоцких.. Продолжение цикла. Начало: Путешествие по Тюмени Константина Высоцкого В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого Месседж Константина Высоцкого (продолжение) В Год театра в России нельзя не вспомнить о жизни и деятельности первых тюменских издателей Константина и Людмилы Высоцких, связанных с историей Тюмени  как театрального города. Шесть из пятидесяти шести книг, изданных  в типографии Высоцких, связаны  с театром.  И это не случайно.  В основе издательской стратегии Высоцких – вера  в силу печатного слова, искренняя заинтересованность  в судьбе родного города, поддержка ярких  и значимых культурных событий. Три из шести театральных книг Высоцких представляют собой отчеты  о прошедших в Тюмени любительских спектаклях. Особое внимание привлекают два спектакля, устроенных  в поддержку гимназистки Натальи Марениной. Уже из непривычно длинных  для нас названий этих книг видно,  что взаимопомощь, желание помочь ближнему  в трудной ситуации были  в обычае  у тюменцев позапрошлого века:  1. Отчет по любительскому спектаклю, данному 23 января 1888 г. в пользу ученицы Тюменской женской прогимназии Натальи Марениной, с целью дать ей возможность продолжать образование в гимназии (1889). 2. Отчет по любительскому спектаклю, данному 13 апреля 1890 г. в Тюмени в пользу окончившей курс  в Тюменской прогимназии, ныне ученицы  V класса Омской женской гимназии Натальи Марениной (1890). Из книг, изданных Людмилой Высоцкой, мы узнаем также,  что  в 1892 г. в «театральном помещении» купца первой гильдии Андрея Текутьева «в пользу Тюменского общества попечения о бедных» прошел маскарад, а в 1895 г.  в Тюмени возник кружок любителей музыкального  и драматического искусства со своим уставом, также напечатанным в типографии Высоцких.  Безусловно, главным театральным изданием Высоцких стала книга ссыльного журналиста Петра Рогозинского «Сброшенные оковы», вышедшая  в свет в 1908 г. тиражом 600 экземпляров,  что немало по тем временам. Сегодня книга хранится  в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.  Для политического ссыльного Петра Рогозинского Тюмень,  где он оказался  в 1897 г. и прожил до своей смерти в 1922 г., стала родным домом, культурному развитию которого он,  как  и многие ссыльные, немало способствовал.  С современной точки зрения пьеса представляет собой спор  о свободе  и несвободе человека, более того, радикальное высказывание  о путях освобождения личности, остро актуально звучащее  в наше время. Действие  в пьесе происходит в загородном доме  с садом  и цветущей сиренью  в течение одного «лунного вечера» и ночи, сменяющейся «разгорающейся утренней зарей». Время действия – перед восходом солнца (так называется популярная в то время  в России пьеса немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, на которую ссылается Рогозинский) – наполнено символическим смыслом. В ней воссоздана атмосфера русской жизни после революции 1905 г. Герои пьесы – молодые люди: судебному следователю Ивану Александровичу – 30 лет, его жене Елене – 21 год, ее бывшему возлюбленному Горскому, пытающемуся освободить ее от оков законного брака – 25 лет. Герои живут  в атмосфере,  о которой говорят: «Буря пронеслась,  а успокоения нет», но всем им ясно: «Понятия помутились, и жизнь переменилась». Вопрос  о сбрасывании оков, свободе  и несвободе касается  в пьесе всех форм человеческой жизни – социальной, семейной, личностной. Так, говоря  о социальной жизни, герои спорят  о «борьбе труда  с капиталом», обсуждают новое словечко «экспроприация», возникшее взамен привычного «грабеж» и утверждают: «Прежде грабили со стыдом, больше ночью. Теперь  уже грабят  в открытую, при дневном свете». Сбрасывание оков  в семейной  и личной жизни сопровож-дается спором героев  о том, как связаны со свободой ложь  и предрассудки, долг  и самопожертвование, подавленная воля, здоровые инстинкты и здоровая жизнь. Герои размышляют  о том, «можно ли насилием создать счастье»  или насилие преступно, каким бы оно ни было. Пожалуй, наибольшее сомнение героев вызывает утверждение Горского  о том,  что «нет таких оков, которые нельзя было бы сбросить». Однако вопрос  о том, есть ли пределы  и границы  у свободы  и является ли она абсолютной ценностью, остается  в пьесе  без ответа.  Очевидно, именно пафос тотального освобождения человека  и вместе  с тем чувство страха перед свободой прежде всего привлекли  к пьесе современников Петра Рогозинского, вспоминающих  о том,  что поставленная  в тюменском театре пьеса «Сброшенные оковы» имела феерический успех. Если бы наш театр поставил  эту пьесу сегодня, думаю, успех  был бы таким же оглушительным. Ее абсолютное созвучие нашему времени проявляется  и в словах из пьесы, обращенных к знаменитому гоголевскому образу России  как птицы-тройки: «Тройка  еще мчится, лошади выбились из сил, выпали из рук самонадеянного возницы, телега сбилась  в сторону, бьется по камням  и кочкам, дороги  уже нет,  а даль… все так же широка». Наталья Дворцова, доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета
Книжная и театральная Тюмень издателей Высоцких.
На коллаже: Петр Рогозинский; уникальная обложка книги "Сброшенные оковы".

Продолжение цикла.
Начало:

Путешествие по Тюмени Константина Высоцкого
В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого
Месседж Константина Высоцкого (продолжение)

В Год театра в России нельзя не вспомнить о жизни и деятельности первых тюменских издателей Константина и Людмилы Высоцких, связанных с историей Тюмени  как театрального города.

Шесть из пятидесяти шести книг, изданных  в типографии Высоцких, связаны  с театром.  И это не случайно.  В основе издательской стратегии Высоцких – вера  в силу печатного слова, искренняя заинтересованность  в судьбе родного города, поддержка ярких  и значимых культурных событий. Три из шести театральных книг Высоцких представляют собой отчеты  о прошедших в Тюмени любительских спектаклях. Особое внимание привлекают два спектакля, устроенных  в поддержку гимназистки Натальи Марениной.

Уже из непривычно длинных  для нас названий этих книг видно,  что взаимопомощь, желание помочь ближнему  в трудной ситуации были  в обычае  у тюменцев позапрошлого века: 
1. Отчет по любительскому спектаклю, данному 23 января 1888 г. в пользу ученицы Тюменской женской прогимназии Натальи Марениной, с целью дать ей возможность продолжать образование в гимназии (1889).
2. Отчет по любительскому спектаклю, данному 13 апреля 1890 г. в Тюмени в пользу окончившей курс  в Тюменской прогимназии, ныне ученицы 
V класса Омской женской гимназии Натальи Марениной (1890).

Из книг, изданных Людмилой Высоцкой, мы узнаем также,  что  в 1892 г. в «театральном помещении» купца первой гильдии Андрея Текутьева «в пользу Тюменского общества попечения о бедных» прошел маскарад, а в 1895 г.  в Тюмени возник кружок любителей музыкального  и драматического искусства со своим уставом, также напечатанным в типографии Высоцких. 

Безусловно, главным театральным изданием Высоцких стала книга ссыльного журналиста Петра Рогозинского «Сброшенные оковы», вышедшая  в свет в 1908 г. тиражом 600 экземпляров,  что немало по тем временам. Сегодня книга хранится  в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.  Для политического ссыльного Петра Рогозинского Тюмень,  где он оказался  в 1897 г. и прожил до своей смерти в 1922 г., стала родным домом, культурному развитию которого он,  как  и многие ссыльные, немало способствовал. 

С современной точки зрения пьеса представляет собой спор  о свободе  и несвободе человека, более того, радикальное высказывание  о путях освобождения личности, остро актуально звучащее  в наше время.

Действие  в пьесе происходит в загородном доме  с садом  и цветущей сиренью  в течение одного «лунного вечера» и ночи, сменяющейся «разгорающейся утренней зарей». Время действия – перед восходом солнца (так называется популярная в то время  в России пьеса немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, на которую ссылается Рогозинский) – наполнено символическим смыслом. В ней воссоздана атмосфера русской жизни после революции 1905 г.

Герои пьесы – молодые люди: судебному следователю Ивану Александровичу – 30 лет, его жене Елене – 21 год, ее бывшему возлюбленному Горскому, пытающемуся освободить ее от оков законного брака – 25 лет. Герои живут  в атмосфере,  о которой говорят: «Буря пронеслась,  а успокоения нет», но всем им ясно: «Понятия помутились, и жизнь переменилась».

Вопрос  о сбрасывании оков, свободе  и несвободе касается  в пьесе всех форм человеческой жизни – социальной, семейной, личностной. Так, говоря  о социальной жизни, герои спорят  о «борьбе труда  с капиталом», обсуждают новое словечко «экспроприация», возникшее взамен привычного «грабеж» и утверждают: «Прежде грабили со стыдом, больше ночью. Теперь  уже грабят  в открытую, при дневном свете».

Сбрасывание оков  в семейной  и личной жизни сопровож-дается спором героев  о том, как связаны со свободой ложь  и предрассудки, долг  и самопожертвование, подавленная
воля, здоровые инстинкты и здоровая жизнь. Герои размышляют  о том, «можно ли насилием создать счастье»  или насилие преступно, каким бы оно ни было. Пожалуй, наибольшее сомнение героев вызывает утверждение Горского  о том,  что «нет таких оков, которые нельзя было бы сбросить». Однако вопрос  о том, есть ли пределы  и границы  у свободы  и является ли она абсолютной ценностью, остается  в пьесе  без ответа. 

Очевидно, именно пафос тотального освобождения человека  и вместе  с тем чувство страха перед свободой прежде всего привлекли  к пьесе современников Петра Рогозинского, вспоминающих  о том,  что поставленная  в тюменском театре пьеса «Сброшенные оковы» имела феерический успех. Если бы наш театр поставил  эту пьесу сегодня, думаю, успех  был бы таким же оглушительным. Ее абсолютное созвучие нашему времени проявляется  и в словах из пьесы, обращенных к знаменитому гоголевскому образу России  как птицы-тройки: «Тройка  еще мчится, лошади выбились из сил, выпали из рук самонадеянного возницы, телега сбилась  в сторону, бьется по камням  и кочкам, дороги  уже нет,  а даль… все так же широка».

Наталья Дворцова, доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета

Читать больше:

В свет вышел «Последний лист» тюменского поэта Андрея Маркиянова

В тюменской гимназии №16 прошел первый фестиваль по продвижению чтения

320Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Такое распоряжение подписал губернатор Тюменской области Александр Моор.
В октябре исполнится 185 лет со дня выхода первого издания сказки.
Музыканты выступили в торговом центре «Сити-молл».
Краснодарский «Новый кукольный театр» представит спектакль по пьесе Натальи Явныч (Тюмень) «Белоснежка».
Встреча с музыкантом, композитором и исполнительницей русских народных песен прошла в организации «Общество русской культуры».
Школьница из Тюмени поделилась впечатлениями о спектакле.
Накануне самой короткой ночи в северном полушарии - с 21 на 22 июня - в ДК «Нефтяник» имени Виктора Муравленко состоялся необычный концерт.
В Тюменском театре кукол начались показы «кукольной истории» пермского театра кукол по пьесе Григория Остера «38 попугаев».
Опрос
Сколько времени вам необходимо для полноценного отдыха?
Одна неделя
Две недели
Один месяц
Два месяца
Я могу трудиться без отпуска
Для меня отдых — это работа
Я все время отдыхаю

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное