Степан Киричук: «Теперь мне хочется спешить»
18 мая 70-летний юбилей отмечает почетный гражданин города Тюмени, почетный гражданин Тюменской области Степан Киричук.
Степан Михайлович руководил городом 12 лет в самый непростой его период – с 1993 по 2005 год. Это время запомнилось масштабными изменениями по преображению Тюмени. Вопреки годам он остается человеком активным, деятельным, неравнодушным. За его плечами – большой жизненный путь, который является примером ответственного многолетнего добросовестного служения интересам Тюменской земли и тюменцам. Мы встретились с ним накануне знаменательной даты в его рабочем кабинете в гордуме, чтобы поговорить о том, что было сделано и что еще предстоит сделать.
Сестра определила судьбу
– Степан Михайлович, с каким настроением встречаете юбилейную дату?
– Чувствую какую-то тревогу. Скорее всего, сам себя накручиваю. Вспоминаются мои 50 лет: полный задор, огромное количество планов. Помню, как 20 лет назад подводил итоги и гордился собой. Сейчас понимаю, что это была неадекватная реакция. Я рассказывал: «Такой-то мост построил, зарплату вовремя выплачивал», считал деревья, которые посадил. Спустя 20 лет осознал, что это были не успехи, а обыкновенная работа. Сейчас это кажется естественным. К семидесяти годам тревожусь, что осталось меньше, чем было. Полагаю, что многое не успеваю. В связи с этим хочется спешить. Это тревога и личная, и общественная: за свое уходящее время и уходящее время в обществе. Вижу очень много планов и посылов в стране.
– Расскажите о себе. Откуда вы родом, кто ваши родители, где вы учились, о чем мечтали?
– Я из Брестской области. Папа и мама - колхозники. Папа продолжительное время работал на плотницких и столярных работах по строительству ферм, комбикормовых заводов. Мама - чистая крестьянка. Рвать лен, выращивать свеклу, картофель – это было ее делом. В войну мама работала на хлебозаводе. Белоруссия была оккупирована немцами длительное время. Немцы хлеб забирали днем, а девочки на хлебозаводе умудрялись его спрятать, ночью тайно выносили в рощу, приходили посыльные от партизан и забирали хлебушек. Папа сначала был в составе партизанского отряда, потом ушел в армию и дошел до Берлина.
– Ваше детство пришлось на послевоенные годы. Чем запомнился вам этот период?
– Я окончил восемь классов. У родителей не было возможности оплачивать мое проживание там, где была школа, чтобы пойти учиться дальше. Мне помогла сестра Настя, которая старше меня на десять лет. Она позвала меня к себе, я поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Но изначально хотел быть геологом, подал документы в геологический техникум, сдал экзамены, а когда пришел вызов, мама очень сильно плакала. В ее понимании геолог – это мужик с рюкзаком на спине и киркой в руках, ползущий по каким-то горам. На семейном совете решили, что мне надо идти на другую специальность. У моей сестры было представление, что я должен учиться в лучшем техникуме, а лучший – тот, где больше конкурс. Самый большой конкурс был в железнодорожном техникуме. Я повторно сдал экзамены и оказался зачисленным в этот техникум. Первый раз сел в железнодорожный вагон на втором курсе, когда поехал на практику. Не знал, что такое железная дорога. Таким образом моя сестра определила мою судьбу.
Тюмень – город будущего
– Будучи мэром Тюмени, вы изменили многие аспекты городской жизни. Что назовете самой большой удачей?
– Самая большая удача в том, что удалось в то время не свести к нулю бюджет развития Тюмени. Многие города тогда жили по принципу «лишь бы прожить»: кое-как подготовиться к зиме, выдать заработную плату бюджетникам, в том числе взаимозачетами. А мы успевали строить по одной школе в год, забрали все детские сады и все жилье у предприятий на обслуживание мэрии, построили мост через улицу Мельникайте, заменили мост на улице Челюскинцев, начали строить в то непростое время при бюджете 4 миллиарда рублей набережную Тюмени. Тогда это казалось не успехами, а просто обыденным делом. Прекрасно сейчас осознаю, что мы очень многое заложили в фундамент современной экономики города. Более того, у нас появились такие мероприятия как ярмарки на севере, «Тюменская марка», мы – авторы в России «Отрядов мэра», которые в скором времени будут праздновать двадцатилетие. Продуктивно работали с гражданами. У нас появились первые ТОСы, активно поддерживали художественные коллективы. «Зори Тюмени», многие другие творческие коллективы находились в плачевном состоянии по финансированию, нам удалось им помочь. Теперь они - цвет нашей культуры. Заложили музей, построили цирк, вводили стипендии студентам вузов, ввели многие льготы предприятиям, организациям, активно сотрудничали с округами и другими городами, перенимали зарубежный опыт.
– На ваш взгляд, есть ли у сегодняшней Тюмени ресурсы, возможности, которые позволят городу развиваться дальше?
– У Тюмени колоссальные ресурсы. Мало какие города имеют такие же возможности, как Тюмень. Это столица большой Тюменской области, расположенной от казахстанских степей до Северного Ледовитого океана, в составе которой еще два субъекта РФ. Тюмень – партнер Салехарда и Ханты-Мансийска. Это центр притяжения экономики, инвестиций, культуры, спорта. Больше всего радует не только то, что город обладает огромным потенциалом, а то, что этот потенциал реализуется. То, что заложили губернаторы Рокецкий и Собянин, приумножил Якушев. Потенциальные возможности в областном центое реализуются не только с помощью местных властей, а в творческом рабочем и крайне эффективном сотрудничестве областных и городских властей. Реализация этих возможностей ведет к развитию тюменского патриотизма. На улице восемь из десяти опрашиваемых говорят, что им нравится жить в Тюмени. Помните слова президента: человек должен ощущать реальные результаты работы власти. В Тюмени это имеется. Да, есть и недостатки, но они решаемы. Считаю, что Тюмень – город будущего, это пример развития территорий, совместной работы всех уровней власти – местных, региональных и федеральных. Команды новых губернатора Александра Моора и главы города Руслана Кухарука на верном пути по улучшению качества жизни тюменцев на основе успешного развития региона и города.
– Чем запомнилась вам работа в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации?
– Очень большой ответственностью. Работая там, начинаешь понимать, что участвуешь в принятии решений, от которых зависят судьбы людей. Месяцами читаешь этот закон, обсуждаешь, и вот наступает момент одобрения его в Совете Федерации, а ты все еще до нажатия кнопки «за» или «против» задаешь себе вопрос: правильно ли я делаю? Это высочайшая ответственность. Эта работа не имеет моментально видимых результатов, но это документы, которые влияют на все сферы жизни. Когда ты туда приходишь, энтузиазма – через край, хочется решить много всего, потом понимаешь, что все должно решаться эволюционно. Революций в нашей стране больше не надо. Мы должны жить в эволюционном движении.
– Приходилось ли вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
– Приходилось. Я был принципиально не согласен, чтобы налог на добычу полезных ископаемых централизовался в Москве, не согласен, что налог на прибыль не должен распределяться в муниципалитете, но участвовал в принятии таких решений. Защищая интересы Тюменской области, работая в Совете Федерации, вынужден был учитывать интересы общегосударственные, российские. Я проголосовал за централизацию налога на добычу полезных ископаемых. Для области это невыгодно, но если рассматривать ее не отдельным государственным образованием, а частью великой федеративной страны России, то это правильное решение.
Из железнодорожника – в чиновники
– В любом деле есть переломные моменты. Какие были у вас?
– Первый переломный момент: геологом не стал – стал железнодорожником. Никогда не хотел идти во власть. Уже в молодые годы стал профессионалом, востребованным железнодорожным работником, большим начальником, более 30 тысяч человек имел в подчинении. И вдруг переломный момент – «иди во власть». Меня позвали участвовать в выборах в Калининском райсовете. И случилось непредвиденное: в первом же туре меня избрали председателем Калининского районного совета народных депутатов. В этот же день узнал, что это должность освобожденная, оплачиваемая, что я должен оставить предыдущую работу. Это большой переломный момент в жизни: я оказался номенклатурным чиновником.
– В сентябре 2018 года вы избраны депутатом Тюменской городской думы VII созыва. Какие новые задачи ставите себе на этой должности?
– Переход из Совета Федерации обратно в город дался тяжело. Я вернулся в другой город, в котором не я принимаю решения, а прошу о решении того или иного вопроса. Сейчас те вопросы, которые мог решать тогда, решают совершенно по-другому. Иногда не понимаю новую ситуацию в городской жизни. У меня такое впечатление, что авторитет, наработанный на должностях мэра и сенатора, теряю, особенно при встречах с избирателями. Они совсем не верят, что я, Степан Киричук, не могу решить тот или иной вопрос, который они ставят: двор, яма, площадка, светофор. Через какое-то время сам не верю, что не могу решить этот вопрос. Может быть, в этом и есть какая-то самовстряска. Прошло не так много времени после вступления в депутатство, но в очередной раз откуда-то появились силы и желание работать для людей, оно неиссякаемое. Задумок очень много. Теперь я слуга жителей Заречного микрорайона и города Тюмени.
Большая гордость – ученики
– Расскажите о самых дорогих и близких людях – вашей семье.
– Семья у меня замечательная. Самая главная часть этой семьи – моя жена Галина Николаевна. Мы вместе 51 год. Поженились «с любви первой» по молодости. У нас был «большой» скарб: у меня чемодан и у нее чемодан. И больше ничего. Жили сначала в общежитии на улице Большевиков, затем на Войновке в доме с русской печкой. Я сын колхозника, она из интеллигентной семьи. Ее родители из Пермского края: папа – главный инженер в леспромхозе, мама – телефонистка. Затем у нас родились сыновья – Алексей и Михаил. Оба окончили университеты: один - индустриальный, другой - финансовый. Оба женились на девушках, с которыми учились вместе. У меня двое внуков: Юля оканчивает музыкальную школу, ходит в седьмой класс, круглая отличница, внук – полный мой тезка – Степан Михайлович, ему шестой год. Удивительные ребята. Я не знаю ни одного дедушку и ни одну бабушку, которые бы могли сказать про внуков, что они не лучшие и не удивительные. В свободное время с женой копаем огород, зачем-то садим картошку, хотя почти не едим ее, высадили 20 перцев, 20 помидоров, 20 огурцов, яблоневый и вишневый сады.
– Можете ли вы назвать себя счастливым человеком?
– Безусловно, я счастливый человек. У меня прекрасная семья, огромное количество разноплановых друзей. Моя классная руководительница в техникуме Наталья Михайловна Дмитриева, прекрасный и душевный педагог, когда-то сказала: «Я очень хочу, чтобы вы меня превзошли в своих возможностях и в реализации себя». Сейчас понимаю смысл этой фразы. Почему я безболезненно уступал и должность мэра, и должность сенатора? Видел, что с моей помощью выросли люди, которые способны не хуже, а на новом этапе даже более современно и эффективно принимать решения. Горжусь учениками! Их много и в городе, и в России. И еще я благодарен учителям-консультантам, коллегам по железной дороге, «во власти», друзьям, критикам, оппонентам. Они все что-то сделали такое, что я стал таким, каким вы меня и видите, со своими плюсами и недостатками. Спасибо за жизнь, верю, она продолжается!
Читать также:
Степан Киричук прокомментировал решение губернатора по «мусорной» реформе
Интересы Тюменской области в Совете Федерации будет представлять Павел Тараканов