В Тюмени Валерий Гергиев выступил как дирижер и чтец
Малышам маэстро привез симфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк".
В пятый раз на сцене зала имени Юрия Гуляева в Тюменской филармонии прошел Московский пасхальный фестиваль. Само путешествующее музыкальное событие при поддержке Министерств культуры и обороны России, а также столичного правительства нынче проводится в 18-й раз. Сибирякам маэстро Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинского театра предложили программу на весь день: в полдень в качестве зрителей места заняли малыши, через несколько часов – взрослые. Мне посчастливилось побывать на «детской части» гастролей Валерия Абисаловича, и это было... необычно.
«Петя и волк», симфоническая сказка Сергея Прокофьева, – идеальное произведение для знакомства непосед с миром музыки. Здесь Гергиев обращается к залу не только как дирижер, но и как чтец. Премьерные выходы в подобном амплуа уже состоялись в Японии и Великобритании.
Прежде чем начать повествование, Валерий Абисалович провел для ребятишек миниатюрный мастер-класс, когда нужно было в звучании каждого инструмента угадать героя. Так флейта стала птичкой, гобой – уткой, кларнет – кошкой, фагот – дедушкой, валторна – волком, барабаны – охотниками, а за Петю выступили скрипки. Прокофьевская сказка динамична и понятна: здесь есть место и жажде познать новое, и опасным приключениям, и вполне законной развязке. Инструменты, «говорящие» за всех участников действа, не просто поддерживали чтеца, а помогали ему продвигаться к финалу, то деликатно поджидая смены «плана», то слегка споря друг с другом, то звуча в унисон.
Самыми внимательными слушателями на этот раз стали мамы и папы, а вот ребятне, коей в зале было очень и очень много, 45 минут дались с трудом... Тут, конечно, ответственность на родителях: нести полугодовалого кроху (зрителей в подгузниках оказалось с лихвой) в филармонию на первый концерт еще рано – и сам измучается, и соседей до истерики доведет.
В паузе между детским и взрослым концертами Гергиев встретился и с журналистами: общались недолго, но плодотворно. Резюмирую: по словам Валерия Абисаловича, в ближайшие три-четыре года культуру в стране собираются развивать без перекоса в сторону столицы, чтобы каждый житель России получил возможность наслаждаться высоким искусством буквально недалеко от дома. Мариинка, например, планирует запускать собственную филиальную сеть.
Валерий Гергиев - собеседник умный, тонкий... || Фото Юрия Хозяинова.
Что касается сотрудничества с Западной Сибирью, то в следующем концертном сезоне Тюменский филармонический оркестр поедет на гастроли в Петербург, а на сцене Мариинского театра скорее всего в полной версии возродится опера «Христос», за которую очень болеет и ратует наш маэстро Антон Шароев.
– У каждого из нас должна быть ответственность за сохранение величайшего музыкального наследия страны и мира, за поддержку золотого фонда, а «Христос» – как раз тот случай! – прокомментировал Гергиев.
Тюменцам величайший дирижер современности пожелал еще и театр оперы, ведь уникальный музыкальный коллектив Евгения Шестакова для него уже есть.
Читайте также: