Путь в бессмертие как главный смысл
Великий пост… Тут главное - не особая диета. Главное – духовное состояние человека. И душевное.
Кто не знает: дух и душа - разные субстанции (читайте знаменитого святого хирурга Луку Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело»). Христиане во время Великого поста ждут невозможного. Ждут Воскресения Христа. Путь спасения - это путь преодоления смерти. Переход в другую жизнь. И эта жизнь уже никак не связана со временем, потому что расположена в отсутствии пределов, в вечности. Но воскресение усопших - факт не единичный. Возвращение в эту жизнь, по мнению церкви, дается для укрепления веры, для понимания всемогущества и милости Бога. И в этой связи можно рассмотреть известные случаи воскресения в нашу жизнь.
Начнем с евангельских. Христос до собственного воскресения не раз воскрешал мертвых. Знаковым стало воскрешение сына вдовы наинской, происшедшее при стечении множества людей, сопровождавших, с одной стороны, Христа, с другой – похоронную процессию и плачущую мать. «Юноша! Тебе говорю, встань!» (Лк. 7, 11-17.) – эти слова Спасителя вернули к жизни единственного сына матери и облетели весь свет. Следующее чудо произошло в Капернауме, где у начальника синагоги Иаира умерла любимая дочь. Двенадцатилетняя девочка. «Она не умерла, но спит» (Лк. 8, 52), - вот слова утешения Иаиру, которому слуга сообщил о смерти дочери. И снова «Девица! Встань…» (Лк. 8, 54). И девочка ожила… Возвратился дух ее, поясняет нам евангелист Лука, который сам был врачом. Но важно отметить, что всему этому предшествовала горячая вера родителей. Та, которая так непонятна и так отвергается миром сим. Одним из главных чудес Спасителя является чудо воскресения Лазаря, который уже был погребен по древнеиудейскому обычаю в пещере, уже начал разлагаться, потому что лежал там четыре дня! В Евангелии от Иоанна читаем: «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 39-40). И Лазарь выходит навстречу любимому учителю, запеленатый в саван. Изумленный народ частью признает в Христе Спасителя и Сына Божия, а частью бежит докладывать фарисейской партии о великом чуде, а заодно посоветоваться, как к нему относиться. Вот тогда и звучит голос фарисейской партии (именно так она называлась!) словами первосвященника Каиафы: «и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11, 50). «С этого дня положили убить Его», завершает фарисейское совещание апостол (Ин.11, 53). Вот так на свершившееся чудо ответили те, кто должен был блюсти Закон Божий, но закосневшие в этом законе. В этой связи с печалью думается о том, как отнесся бы к чудесам Спасителя мир сегодняшний. Наверное, стали бы искать летающую тарелку, на которой Он прилетел… Или «положили убить Его», чтобы не тревожить прогрессивного глобального развития этого мира, убить, как пытаются убить веру в Него уже почти 2020 лет… Нет, больше. Ведь и в Ветхом Завете мы находим четкие указания пророков о том, что Спаситель придет. Как избавитель от смерти, как Судия.
Среди евангельских чудес воскрешения мы знаем еще два. Это воскрешение апостолом Павлом юноши Евтиха и воскрешение апостолом Петром христианки Тавифы (Деян. 9, 36-42). Свидетельства воскрешения мы можем найти и в Ветхом Завете: пророк Илия (именно тот, который придет обличать Антихриста в последние дни) воскрешает сына сарептской вдовы (3-я Книга Царств, 17 и 18 главы), и следом ученик Илии Елисей воскрешает сына сонамитянки и даже будучи уже сам усопшим, воскрешает умершего (4-я Книга Царств, 4 и 13 главы). Примечательно, что все ветхозаветные пророки верили в воскресение мертвых. Во всеобщее, надо сказать, воскресение и Страшный Суд. В этом главная суть веры. Без этого все рушится. Поэтому все апологеты атеизма и ненавистники христианства пытались в первую очередь опровергнуть именно чудеса воскресения. Опровергнуть Христа как подателя и владыку жизни. Пытались, но не могли.
Одним из знаменательных чудес является воскрешение семи отроков в Ефесе, восставших от сна смерти. Это случилось уже много позже евангельских событий. Во время гонений на христиан семь юношей уходят в пещеру, чтобы в молитве приготовиться открыто исповедовать свою веру и принять мученическую смерть. Но по воле Бога они засыпают на несколько десятков лет, чтобы потом явить уже христианскому городу чудо своего пробуждения. Где они пребывали все это время? Может быть, там же, где пребывают до сих пор взятые живыми на небо пророки Илия и Енох? Или там же, где может быть так загадочно ушедший любимый ученик Господа – Тайнозритель Иоанн? Человеческому уму тайны сии неподвластны. И попытки открыть их силами одного только ума без веры и молитвы, да и вообще попытки раскрыть их только ради раскрытия, любопытства что ли, ни к чему хорошему не приводят. Русский философ Иван Ильин предупреждал:
«Но что особенно важно – это то, что только благоговейный подход к таинственному может не продешевить, не снизить, не профанировать начало тайны. Человек определяется тем, признает ли он вообще таинственное в мире и в жизни, какими сторонами души он обращается к нему и что именно он принимает за тайну. Опыт таинственного и тайны далеко еще не составляет религиозности; но он есть как бы ее преддверие, или «паперть» религии. «Изгнать» из жизни тайну – значит, религиозно умертвить жизнь; лишить тайну ее сокровенной религиозной таинственности продешевить ее, снизить, «растратить» на мелочи и пустяки, злоупотребить ею в целях корысти или властолюбия – значит опошлить жизнь, подорвать культуру, утратить ее священный смысл. В этом состоит духовная опасность «фокусов», гипнотически-легкомысленных забав, безответственной магии, спиритизма и т. п. Люди растрачивают по пустякам свое драгоценное тайночувствие; они привыкают «играть в тайну» и утрачивают ее духовную глубину. И когда они попытаются приступить к религиозному созерцанию религиозной Тайны, то окажется, что у них для нее ничего не осталось; что они до тех пор играли в тайну, пока не разуверились в ней; что забавы истощили запасы духовности и что настоящая Предметная Тайна не вызывает в них ничего, кроме скуки и протеста. Люди сами не заметили, как они проиграли и проснобировали великое духовное начало Божией Тайны». (И. А. Ильин. «Аксиомы религиозного опыта», гл. 10). Правильное отношению к чуду настолько важно, что может определить посмертную судьбу человека. По словам Иоанна Златоуста Иуда Искариот (предавший Христа) тоже исцелял больных и даже воскрешал мертвых, но предательством и последующим самоубийством лишился Царства Небесного.
Церковное предание изобилует примерами воскрешения мертвых. Помимо апостолов такие чудеса совершали Георгий Победоносец (по требованию императора!), Целитель Пантелиймон, Макарий Великий и многие другие. Совершали такие чудеса и русские святые. Из свидетельств воскресения мертвых русскими подвижниками следует упомянуть самые известные. Воскрешение Сергием Радонежским отрока, которого принес к нему убитый горем отец. Кирилл Белозерский воскресил монаха, который не успел исповедоваться и причаститься перед смертью. Ближе к нам чудеса воскресения, совершенные блаженной Ксенией Петербуржской (вернула к жизни мальчика, утонувшего в Неве) и св. праведным Иоанном Кронштадтским (воскресил ребенка, умершего в утробе матери). Любой, кто захочет узнать об этом, без труда найдет информацию.
Чудеса воскрешения совершались и много позже. Вполне изобиловал ими ХХ век. Одним из самых известных в нашей стране является чудо воскресения Клавдии Устюжаниной из Барнаула. Женщина после трехдневного пребывания в морге по милости Богородицы вернулась духом в тело, чтобы проповедовать Правду Божию во времена оголтелого атеизма. Ее сын до сих пор служит священником в Сергиевом Посаде. Об этих событиях написана отдельная книга. Данное чудо известно настолько же широко, как и стояние Зои в 1956 году в Самаре. На основе последнего Александр Прошкин в 2009 году снял художественный фильм «Чудо». К сожалению, режиссер добавил в эту таинственную историю свои домыслы и, собственно, лишил фильм главного чуда. Тем не менее, посмотреть его стоит.
Но «охотиться» за чудесами ради только чудес, как я уже говорил, - дело опасное. Иван Ильин в указанном сочинении пишет: «Для любопытного привлекательна «всякая новость»: он воспринимает все поверхностно и поэтому ему все скоро надоедает. Но и для «нового» у него нет ни взора, ни глубины; оно «выдыхается» для него так же скоро, как и старое. Он желает «наслаждаться» жизнью, а наслаждение его мелко и кратковременно: он как ребенок рвет цветы без смысла и тотчас же бросает их. Отсюда его главная потребность: все вновь и вновь переступать порог, отделяющий известное от неизвестного; искать «острого», «пряного», манящего и беспокоящего. Он жизненный «сноб»: безответственный собиратель поверхностных сведений. И самое обращение его к религии создает вокруг нее атмосферу пошлости, кокетства, соблазна, а нередко и сущей нечистоты».
Искать ли тайны Божией? Каков путь в бессмертие?
Христос принес в мир единственно верный путь покаяния. Но сегодняшнему самоуверенному человеку, который «сам делает себя», который занят карьерным ростом, ездящему на автомобиле, летающему на самолете, ему в ум не приходит, что он может быть виноват в чем-то, кроме как перед законом государства, который он научился обходить со спокойной совестью. И тогда ему лучше не верить. Так он полагает. Нет веры – нет нравственного закона, нет совести. Значит, я делаю все, что мне выгодно и поступаю правильно. И пронзающая сердце Нагорная проповедь Спасителя проходит сквозь такого человека, как свет через стекло, а он остается в своем стеклянном состоянии, не пытаясь закрепиться в фокусе этого луча. Ибо только по этому лучу и можно идти к Богу, идти в бессмертие. В том числе понимать чудеса и заслуживать их.
Иван Ильин завершает главу «О чудесном и таинственном» следующими словами: Однако по существу Тайна Божества хранится не людьми, а Богом, она и открывается Богом и при том каждому из нас по его силам и достоинству. А эти силы и это достоинство каждого из нас определяются прежде всего и более всего духовностью его религиозного опыта».
Такой опыт, с моей точки зрения, должен аккумулировать весь народ. Ибо, я смею полагать, народы тоже спасаются. И вместе с народом спасается данная ему Богом земля. Страна. Посмотрите вокруг. Все ли у нас так в то время, когда идет Великий пост? Много ли вокруг людей, способных воспринять умом и сердцем Великое Чудо Воскресения Христова, преодоления смерти… И напомню, сила прохода через врата смерти и сила Воскресения Спасителя была такова, что в тот день в Иерусалим вернулись многие усопшие. Многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его [Иисуса Христа], вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 52–53). Но насколько современный человек сегодня может понять слова Апостола: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15, 22)? Но каждому следует подумать о главном: нужно ли считать себя венцом природы, чтобы потом стать ничем? И даже память о самых великих может исчезнуть, затереться среди поколений. Бессмысленность одной только биологической стороны нашей жизни, в этом случае предстает как раз в самой яркой своей бессмысленности, даже под пафосные аккорды о продолжении рода, потомках, истории цивилизации. Потому как полная смерть одного делает бессмысленными все потуги цивилизации. Умершему все равно – есть она или нет, эта хваленая цивилизация, ему даже все равно, что и как о нем помнят. И даже выражение «все равно» не объясняет смысла полного ничто…
Чтобы разъяснить нам это, самому Богу надо было пройти через человеческие боль и страдания, смерть и воскреснуть. И вместе с Ним воскресли многие. И возможность эту получили вообще все. Даже атеисты. Даже если они об этом не знают или не хотят знать.
Читать также: