Уватская рыба в женских руках
Почти 50 тонн рыбы добывают за год в небольшом крестьянско-фермерском хозяйстве
Скоро закончатся мартовские праздники, всем женщинам будут сказаны теплые слова и подарены цветы, а кому-то даже спеты песни и посвящены стихи. А мы продолжаем рассказывать о тех, на чьих хрупких плечах держатся предприятия, кто не боится реализовывать свои планы и брать на себя ответственность – в том числе порой и за сильную половину человечества.
В Уватском районе, в с. Алымка мы познакомились с руководителем КФХ, крестьянско-фермерского хозяйства, Оксаной Баранцевой. Основной профиль хозяйства – не очень-то женский - это добыча, заготовка и продажа рыбы.
По этому профилю работают с 2005 года. До этого занимались еще и лесом, была своя пилорама. Но потом просто рук стало не хватать:
– Мужиков в лес постоянно собирать и фактически с ними там постоянно находиться тяжело. С рыбалкой я немного проще вопрос решила – документы им оформила, а дальше они сами барахтаются. Просто день назначаем, когда они сюда рыбу привозят, здесь же принимаем».
У хозяйства по уставу предусмотрены и другие направления работы, но, по словам предпринимателя, когда занимаешься даже одним, забот оказывается гораздо больше, чем хотелось бы.
Например, реализация такого скоропортящегося продукта как рыба – дело очень непростое. Три года ездили на ярмарки сельхозпроизводителей в Тюмень, Салым, Аромашево. Перед этим надо получить ветеринарные документы, причем ближайшее для этого место – только в Тобольске, организовать транспорт. А на ярмарки, по словам Баранцевой, помимо реальных производителей, заходят и много перекупов, которые за качеством продукции не особенно следят, но беззастенчиво демпингуют. Да и в целом по рынку цены на рыбу растут очень медленно, в этом году, например, они не поднялись относительно прошлого, чего не скажешь о стоимости топлива и электричества. В итоге пришлось от далеких поездок отказаться. Теперь большую часть рыбы сдают оптовикам в Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Омск и распродают сами неподалеку – в Увате, Туртасе, Демьянке и Салыме.
Есть сложности и с ассортиментом. До 2013 года можно было в числе прочего торговать и деликатесными стерлядью и нельмой. А после того как эта ценная рыба попала под запрет вылова (еще раньше так же произошло с муксуном), избалованного морской продукцией покупателя уже очень сложно заинтересовать местным, пусть и самым свежим, но простым ассортиментом. Еще судака и щуку народ разбирает относительно быстро, а вот налима и язя порой побаивается брать (не все знают, насколько вкусна эта рыба!), но кроме них есть еще и лещ, карась, окунь, плотва и даже ерш. Кроме того, как и везде в природе, в рыбацком хозяйстве все циклично. Было три года рыбных - после этого ждут спада.
- Нам бы какие-то родовые угодья тут сделать, как на Севере для местных национальностей, хоть какие-то налоговые льготы получить, чтобы нам дальше жить спокойно и рабочий процесс нормально шел, - делится идеей Оксана. – Мы же фактически здесь тоже как коренное население. И с жителями всех окрестных сел и деревень активно работаем, поддерживаем народные промыслы, ведь для местного населения рыбалка – это традиционно неотъемлемая важная сторона жизни.
В общем, забот и сложностей хватает. Но хозяйка большого рыбного хозяйства и ее рыбаки не падают духом. Каждый год свою немаленькую квоту – 48 тонн - так или иначе добывают на восьми рыбопромысловых участках, охватывающих большую территорию возле Увата, Ивановки, Алымки, Красного Яра и других деревень. И, рассказывая о рыбных богатствах родного края, демонстрируют гигантских щук чуть ли не в рост человека и толстых зубастых и шипастых судаков – где еще таких увидите?!
Читать также: