НКО: Новые горизонты жизни
Активисты региона предлагают социальные инициативы
государство и нко: перезагрузка
Более двух лет назад департамент социального развития Тюменской области стал уполномоченным органом по работе с социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО). За это время в области сформирована инфраструктура поддержки НКО, а сами некоммерческие организации вышли на рынок социальных услуг наравне с государственными организациями.
Сегодня Тюменская область является одним из лидеров в РФ по обеспечению поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам. Эти некоммерческие организации «живут» и действуют среди нас, делают много добрых и полезных дел для сообщества. Предлагаем познакомиться с одной из них – тюменским центром коррекции аутизма «Новые горизонты».
О том, как общественная инициатива открыла доступ к рынку социальных услуг для особых организаций – СО НКО и стала одним из немногих центров в Тюмени, занимающихся коррекцией и развитием детей с расстройствами аутистического спектра, а также с ментальными нарушениями развития, рассказывает его руководитель Наталия Ситова.
Отправной точкой для запуска проекта стало шоковое состояние семьи Ситовых, когда они поняли, что с их полуторагодовалым ребенком что-то не так: дочка перестала откликаться на имя, смотреть в глаза.
– Мы слышали, что есть такое заболевание – аутизм, но были уверены, что нас-то оно не коснется, – говорит Наталия Юрьевна. – Беременность проходила благополучно, ведем здоровый образ жизни. Машенька родилась в срок, здоровым ребенком. Именно это отличает расстройство аутистического спектра от других болезней, которые врачи могут диагностировать сразу же после рождения ребенка.
Несколько лет семья Ситовых посвятила поиску лучшей реабилитации или врача, который обязательно вылечит ребенка. Менялись лечебные учреждения и диагнозы, а состояние здоровья только ухудшалось. С ребенком было сложно общаться, трудно находиться в общественных местах, ее выбивали из колеи различные состояния, непонятные взрослым на тот момент.
– В три года Машеньке поставили диагноз – аутизм, – говорит мама особого ребенка. – Стало немного проще, так как поняли, куда двигаться дальше, чтобы помочь дочери: она в большей степени, чем в лекарственной, нуждалась в интенсивной педагогической помощи.
– В семье с особым ребенком жизнь кардинально меняется, и это очень трудно, – продолжает Наталия Юрьевна. – Ты не принадлежишь себе, постоянная зависимость от ребенка, можно сказать, изматывает. Многие семьи распадаются, и тогда все тяготы по воспитанию и реабилитации ребенка ложатся на плечи одинокой мамочки. Пенсия по инвалидности ребенка да выплата по уходу за ним – вот и весь семейный доход.
– К счастью, у нас полная семья, – говорит Наталия Ситова. – Муж поддерживает во всех начинаниях. Сын растет здоровым, жизнерадостным мальчиком, в этом году стал первоклассником.
От потребности образования – к СО НКО
Маруся постоянно проходила реабилитацию в государственных социальных и медицинских учреждениях, но этого оказалось недостаточно.
– Я стала активной участницей многих интернет-форумов, общалась с родителями, которые столкнулись с теми же проблемами в воспитании особого ребенка, – вспоминает Наталия Юрьевна. – Так постепенно находили друг друга родители, готовые свернуть горы для своего ребенка, лишь бы улучшить качество его жизни. Я получила дополнительное образование – специалист по прикладному анализу поведения, или АВА-терапии (специальная методика, которая используется для развития и обучения детей с аутизмом и ментальными нарушениями развития), также стала TOMATIS-консультантом, в 2019 году получу диплом психолога. Все эти профессии освоила плюсом к своему филологическому образованию.
На собственном опыте талантливый педагог поняла, что детей-аутистов можно научить многому тому, что здоровые дети берут от жизни сами. К примеру, мыть руки и вытирать их полотенцем, держать ложку, принимать пищу.
Три года назад Маруся пошла в специальную коррекционную школу, а у мамы появилось свободное время. Она взялась помочь трем деткам-аутистам. Потом появился четвертый и пятый, сегодня их более сорока. Так естественным образом потребность в развитии и обучении особых деток переросла в СО НКО – в областном центре появилась автономная некоммерческая организация «Центр коррекции аутизма «Новые горизонты».
Первые шаги
– Мою инициативу – создать СО НКО – поддержали муж, бабушки и дедушки, – говорит Наталия Ситова. – Родители мужа помогли с помещением для центра. Акцент в некоммерческой организации сделали не на развлекательные программы, а на организацию индивидуальных программ развития детей-аутистов, детей с ментальными расстройствами.
В центре проводят диагностику их первоначальных навыков, выявляют пробелы, ставят цели и обучают. Детей, не умеющих говорить, обучают использованию системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
– Консультативную помощь в подготовке всей необходимой информации и документации по созданию некоммерческой организации оказали департамент социального развития и департамент образования и науки Тюменской области, а также ТОГИРРО (Тюменский областной государственный институт регионального развития образования), – отмечает руководитель некоммерческой организации. – Они и сегодня наши партнеры. Кроме того,
госучреждения постоянно привлекают наши семьи в различные свои проекты.
Основные трудности
Первая трудность, с которой столкнулась новая организация, – кадры.
– Не секрет, что многие педагоги пробовали работать, причем отличные специалисты, но после первого же занятия понимали, что это не для них, – вспоминает Наталия Юрьевна. – Не всякому под силу работа с особыми детками. Они могут ущипнуть, поцарапать, иногда и ударить.
Сегодня у нас дружный коллектив, в его составе Екатерина Ивлева, Марина Литт, вчерашняя выпускница Тюменского педагогического колледжа, Дарья Кочурина заканчивает обучение там же. Учитель начальных классов Нина Стрелина проводит занятия с использованием элементов подготовки к школе.
– Мы уже привыкли к нашим деткам и полюбили их настолько, что радуемся общим успехам, скучаем по ним, словно они родные, – отмечает Екатерина Ивлева, логопед и специалист по прикладному анализу поведения. Стоит отметить, что Екатерина, в прошлом технарь с красным дипломом, имела престижное место работы. Но любовь к детям победила – получила новую профессию и пришла работать в центр.
Вторая трудность – финансирование.
– Мы и раньше участвовали в различных конкурсах, обращались в благотворительные организации, – говорит руководитель центра. – Нас благодарили за участие и вежливо отказывали в финансовой поддержке. Когда узнали о конкурсе президентских грантов, решили испытать судьбу. Удача улыбнулась нам – стали победителями!
Грантовая поддержка позволила на бесплатной основе проводить занятия для 45 детей с аутизмом и ментальными нарушениями развития почти целый год! Проект «Я могу сам!», направленный на социализацию и обучение детей с аутизмом бытовым навыкам, элементарным академическим навыкам был представлен на первой региональной выставке-форуме «Растим будущее» учреждений отрасли «Социальная политика» Тюменской области, имеющих положительный опыт в работе с семьей и детьми, и стал победителем в номинации «Право быть равным».
– Мы, родители особых деток, очень рады, что дополнительно, на бесплатной основе посещаем центр «Новые горизонты», – говорит Татьяна Попова. – Это наш счастливый лотерейный билет. Надеемся, что совместными усилиями детки социализируются и мы сможем их вывести во взрослую, максимально самостоятельную жизнь.
Планы особой организации
Все занятия в центре проходят в присутствии родителей, им тоже приходится контролировать ситуацию, а также учиться – без их соучастия больших результатов не добиться. Поэтому акцент в новой программе грантополучатели делают на обучении родителей, а также специалистов дошкольных учреждений, педагогов младших классов.
На ежегодном августовском образовательном форуме «Стартовая четверть», где Наталия Ситова представила семинар-практикум по работе с нежелательным поведением детей с особенностями развития, педагоги и руководители дошкольных учреждений, присутствовавшие на семинаре, отметили, что им не хватает знаний в работе с детьми, у которых «хромает» поведение.
– Методики и технологии, которые мы используем в процессе занятий, хорошо работают и на здоровых детях, – отмечает талантливый педагог. – На сегодня тесно сотрудничаем с департаментом образования и науки Тюменской области, а также с департаментом социального развития. Активно делимся своими знаниями и наработками, всегда открыты к общению. Участвуем в различных конференциях и форумах, чтобы быть в курсе актуальных методик для эффективной помощи нашим детям.
Опубликовано: газета №165(4700)
Читайте больше: