Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

НКО: Организации с особым статусом

06.09.2018
15:42
НКО: Организации с особым статусом. Активисты региона предлагают социальные инициативы. государство и нко: перезагрузка В 2008 году государство взяло курс на формирование некоммерческого сектора российской экономики. Спустя два года появился закон о социально ориентированных некоммерческих организациях – НКО. Их задача состояла в том, чтобы у человека, нуждающегося в господдержке, появилось право выбора организации, оказывающей услуги более качественно. О том, как создаются благоприятные условия для развития этого некоммерческого сектора в Тюменской области, рассказывает  эксперт и практик с большим опытом работы с некоммерческими организациями, исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Владимировна Барова. Новый курс развития экономики В настоящее время триединое понятие – власть, бизнес и некоммерческие организации как сектор экономики – слабо воспринимается россиянами. У каждого из них свои цели и задачи. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов, а также вырабатывает правила и организацию системы, которая позволяла бы  делать выводы: правильно ли они реализуются, понятны ли. Цели бизнеса – получение прибыли, создание рабочих мест, достойное выполнение налоговых обязательств перед государством. Основная задача развития некоммерческого сектора – преодоление общественной пассивности и патернализма, изменение общественных установок на более деятельные, основанные на ценностях солидарности и самоорганизации. Пути реализации основных целей у власти, бизнеса и НКО тоже разные, как  и финансирование. Государство и бизнес имеют свои источники – денежные ресурсы, а у НКО их нет, если не считать временных и частных вложений. Чтобы в некоммерческом секторе появились деньги, необходимы рабочие места. Во всем мире их заказывает государство, в  некоммерческом секторе – диктует потребность, то есть сама жизнь. Это происходит в тех случаях, когда государство не успевает за возникшей ситуацией либо НКО хотят воплотить в жизнь чью-либо мечту или это повод для объединения людей. На этом принципе созданы, например, все творческие союзы – художников, литераторов. Стоит отметить, что наиболее широкая область проявления деятельности НКО  в современной России – социальная сфера. Площадка для диалога Те регионы, которые с появлением закона об НКО, стали активно привлекать к работе общество, сегодня ушли далеко вперед. Они «взрастили» некоммерческие организации, а те средства, которые предлагало Министерство экономического развития РФ на софинансирование региональных программ по развитию и поддержке НКО, использовали по назначению. Тюменская область, как передовой регион, открыла специальные консультативные и ресурсные центры, приняла региональный закон о поддержке НКО и у них появилась финансовая составляющая. Традиционные ярмарки соцпроектов и форумы НКО  стали рабочей площадкой для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью по привлечению негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, определения траектории развития негосударственных организаций путем анализа типичных проблем и лучших практик. Совместные усилия власти, бизнеса и НКО оказались не напрасными – в прошлом году тюменский некоммерческий сектор начал делать первые успешные шаги, тем самым укреплять позиции регионального негосударственного сектора экономики.  Контроль и порядок Сосредотачивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ряд других законов не только позволяют государству, но  и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечивать ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору. Сегодня из огромной череды видов деятельности государство вычленило только часть тех направлений, которые признает как социально ориентированные. Их перечень содержит Федеральный закон 7 ст. 31-1: социальные услуги по предоставлению различных форм социального обслуживания (стационарное, нестационарное, на дому, срочное), реализация прав граждан на социальное обеспечение, установленные льготы, меры социальной поддержи, консультационные услуги и другие. При этом федеральный законодатель дал возможность регионам расширить данный перечень, исходя из местной ситуации. Так, в областном перечне появились новые виды деятельности НКО – трудоустройство и подбор персонала, развитие семейных форм устройства детей, профилактика и преодоление социального сиротства, а также деятельность в сфере защиты семьи, детства, материнства и отцовства, укрепление традиционных семейных отношений и ценностей. В настоящее время государство определило, что  социально ориентированные НКО должны пройти стандартизацию, то есть подтвердить свою профессиональную пригодность, благонадежность в оказании социальных услуг. Получив статус поставщика социальных услуг, НКО может приступить к работе и получает право обратиться в профильный департамент за финансовой поддержкой. Гранты за опыт и эффективность Передача предоставления социальных услуг населению НКО идет постепенно, и это объяснимо: решается задача с несколькими неизвестными. Несмотря на это, некоммерческие организации получают значительную поддержку как на федеральном, так  и региональном уровне. Усовершенствовалась система предоставления президентских грантов НКО. Работа гранто-оператора открыта и прозрачна, а  гранты могут получить как опытные и эффективные организации, так  и новички. Кроме того, у НКО появился новый статус – «исполнитель общественно полезных услуг». Те, кто его приобретает, получает субсидии из бюджета, а также имущественную поддержку на более длительный срок, чем другие НКО – два года и более. Организации, которые хотят получить новый статус, должны соответствовать следующим критериям: оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества из перечня, утвержденного правительством, на протяжении года и более. Стоит отметить, что средства, которые прописаны, продекларированы и предлагаются НКО, несоизмеримы с финансовой поддержкой бюджетных организаций. Существенную финансовую поддержку НКО мог бы оказывать бизнес, таких примеров немало. Но представители деловых кругов не торопятся использовать этот эффективный инструмент содействия улучшению качества жизни населения в регионе. В конце концов, это престижно. И хорошо бы, чтобы такой бизнес поощрялся. Кроме того, развитию активности НКО в значительной мере могут помочь региональные СМИ. Хотелось бы видеть, слышать и читать больше сюжетов, историй об эффективной работе НКО и о том, кому они помогают. В копилке добрых дел Благодаря конструктивному взаимодействию и триединству власти, бизнеса и общества за девятнадцать лет работы на решение социальных проблем Благотворительный фонд развития Тюмени (БФРГТ) привлек более 520 млн. рублей. В целях развития социальной ответственности бизнеса и гражданской активности, поддержки некоммерческого сектора на реализацию программ «Межрегиональный ресурсный центр для СО НКО УФО», «Альянс ФМС УФО», «Региональный РЦ для СО НКО Тюменской области» поддержку НКО получило 1 048 проектов общественных объединений, некоммерческих учреждений социальной сферы 16 регионов России в 58 конкурсах. Для финансирования проектов фонд привлекает и добровольные частные и корпоративные благотворительные пожертвования – 53,4 млн. рублей. В настоящее время БФРГТ администрирует конкурсы «Наш Регион» – это  15 регионов РФ, средства ПАО «Запсибкомбанк». «Культурная мозаика малых городов и сел УФО» – 6 регионов Уральского федерального округа и «Активное поколение Тюменской области», средства благотворительной программы «Старшее поколение» фонда Елены и Геннадия Тимченко. Всероссийский конкурс стипендий и грантов имени Л.С. Выготского для студентов и педагогов дошкольного образования, стипендиальная и грантовая программа «РЫБАКОВ ФОНД». Кроме того, в копилке добрых дел фонда благотворительные спектакли, работа социальной лавки, весенняя лавка добра, елка для тюменских гаврошей, книжный обменник. И это лишь малая часть. Опубликовано: газета №160(4695) Читайте больше: Конкурс «Ветеранское подворье» прошел в Бердюжье
Активисты региона предлагают социальные инициативы
В регионе вместе с автономными округами зарегистрировано свыше 5 тысяч СО НКО. На выставке перед Тюменским технопарком в рамках форума «Мы вместе» некоммерческие организации представили лучшие проекты и технологии в социальной сфере, август 2018 года  || Фото Валерия Бычкова

государство и нко: перезагрузка

В 2008 году государство взяло курс на формирование некоммерческого сектора российской экономики. Спустя два года появился закон о социально ориентированных некоммерческих организациях – НКО. Их задача состояла в том, чтобы у человека, нуждающегося в господдержке, появилось право выбора организации, оказывающей услуги более качественно.

О том, как создаются благоприятные условия для развития этого некоммерческого сектора в Тюменской области, рассказывает  эксперт и практик с большим опытом работы с некоммерческими организациями, исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Владимировна Барова.

Новый курс развития экономики

В настоящее время триединое понятие – власть, бизнес и некоммерческие организации как сектор экономики – слабо воспринимается россиянами. У каждого из них свои цели и задачи. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов, а также вырабатывает правила и организацию системы, которая позволяла бы  делать выводы: правильно ли они реализуются, понятны ли.

Цели бизнеса – получение прибыли, создание рабочих мест, достойное выполнение налоговых обязательств перед государством. Основная задача развития некоммерческого сектора – преодоление общественной пассивности и патернализма, изменение общественных установок на более деятельные, основанные на ценностях солидарности и самоорганизации.

Пути реализации основных целей у власти, бизнеса и НКО тоже разные, как  и финансирование. Государство и бизнес имеют свои источники – денежные ресурсы, а у НКО их нет, если не считать временных и частных вложений. Чтобы в некоммерческом секторе появились деньги, необходимы рабочие места. Во всем мире их заказывает государство, в  некоммерческом секторе – диктует потребность, то есть сама жизнь. Это происходит в тех случаях, когда государство не успевает за возникшей ситуацией либо НКО хотят воплотить в жизнь чью-либо мечту или это повод для объединения людей. На этом принципе созданы, например, все творческие союзы – художников, литераторов. Стоит отметить, что наиболее широкая область проявления деятельности НКО  в современной России – социальная сфера.

Площадка для диалога

Те регионы, которые с появлением закона об НКО, стали активно привлекать к работе общество, сегодня ушли далеко вперед. Они «взрастили» некоммерческие организации, а те средства, которые предлагало Министерство экономического развития РФ на софинансирование региональных программ по развитию и поддержке НКО, использовали по назначению. Тюменская область, как передовой регион, открыла специальные консультативные и ресурсные центры, приняла региональный закон о поддержке НКО и у них появилась финансовая составляющая.

Традиционные ярмарки соцпроектов и форумы НКО  стали рабочей площадкой для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью по привлечению негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, определения траектории развития негосударственных организаций путем анализа типичных проблем и лучших практик. Совместные усилия власти, бизнеса и НКО оказались не напрасными – в прошлом году тюменский некоммерческий сектор начал делать первые успешные шаги, тем самым укреплять позиции регионального негосударственного сектора экономики. 

Контроль и порядок

Сосредотачивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ряд других законов не только позволяют государству, но  и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечивать ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору.

Сегодня из огромной череды видов деятельности государство вычленило только часть тех направлений, которые признает как социально ориентированные. Их перечень содержит Федеральный закон 7 ст. 31-1: социальные услуги по предоставлению различных форм социального обслуживания (стационарное, нестационарное, на дому, срочное), реализация прав граждан на социальное обеспечение, установленные льготы, меры социальной поддержи, консультационные услуги и другие. При этом федеральный законодатель дал возможность регионам расширить данный перечень, исходя из местной ситуации. Так, в областном перечне появились новые виды деятельности НКО – трудоустройство и подбор персонала, развитие семейных форм устройства детей, профилактика и преодоление социального сиротства, а также деятельность в сфере защиты семьи, детства, материнства и отцовства, укрепление традиционных семейных отношений и ценностей.

В настоящее время государство определило, что  социально ориентированные НКО должны пройти стандартизацию, то есть подтвердить свою профессиональную пригодность, благонадежность в оказании социальных услуг. Получив статус поставщика социальных услуг, НКО может приступить к работе и получает право обратиться в профильный департамент за финансовой поддержкой.

Гранты за опыт и эффективность

Передача предоставления социальных услуг населению НКО идет постепенно, и это объяснимо: решается задача с несколькими неизвестными. Несмотря на это, некоммерческие организации получают значительную поддержку как на федеральном, так  и региональном уровне. Усовершенствовалась система предоставления президентских грантов НКО. Работа гранто-оператора открыта и прозрачна, а  гранты могут получить как опытные и эффективные организации, так  и новички.

Кроме того, у НКО появился новый статус – «исполнитель общественно полезных услуг». Те, кто его приобретает, получает субсидии из бюджета, а также имущественную поддержку на более длительный срок, чем другие НКО – два года и более. Организации, которые хотят получить новый статус, должны соответствовать следующим критериям: оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества из перечня, утвержденного правительством, на протяжении года и более.

Стоит отметить, что средства, которые прописаны, продекларированы и предлагаются НКО, несоизмеримы с финансовой поддержкой бюджетных организаций. Существенную финансовую поддержку НКО мог бы оказывать бизнес, таких примеров немало. Но представители деловых кругов не торопятся использовать этот эффективный инструмент содействия улучшению качества жизни населения в регионе. В конце концов, это престижно. И хорошо бы, чтобы такой бизнес поощрялся. Кроме того, развитию активности НКО в значительной мере могут помочь региональные СМИ. Хотелось бы видеть, слышать и читать больше сюжетов, историй об эффективной работе НКО и о том, кому они помогают.

В копилке добрых дел

Благодаря конструктивному взаимодействию и триединству власти, бизнеса и общества за девятнадцать лет работы на решение социальных проблем Благотворительный фонд развития Тюмени (БФРГТ) привлек более 520 млн. рублей. В целях развития социальной ответственности бизнеса и гражданской активности, поддержки некоммерческого сектора на реализацию программ «Межрегиональный ресурсный центр для СО НКО УФО», «Альянс ФМС УФО», «Региональный РЦ для СО НКО Тюменской области» поддержку НКО получило 1 048 проектов общественных объединений, некоммерческих учреждений социальной сферы 16 регионов России в 58 конкурсах. Для финансирования проектов фонд привлекает и добровольные частные и корпоративные благотворительные пожертвования – 53,4 млн. рублей. В настоящее время БФРГТ администрирует конкурсы «Наш Регион» – это  15 регионов РФ, средства ПАО «Запсибкомбанк». «Культурная мозаика малых городов и сел УФО» – 6 регионов Уральского федерального округа и «Активное поколение Тюменской области», средства благотворительной программы «Старшее поколение» фонда Елены и Геннадия Тимченко. Всероссийский конкурс стипендий и грантов имени Л.С. Выготского для студентов и педагогов дошкольного образования, стипендиальная и грантовая программа «РЫБАКОВ ФОНД».

Кроме того, в копилке добрых дел фонда благотворительные спектакли, работа социальной лавки, весенняя лавка добра, елка для тюменских гаврошей, книжный обменник. И это лишь малая часть.

Опубликовано: газета №160(4695)

Читайте больше:

Конкурс «Ветеранское подворье» прошел в Бердюжье

1292Просмотров

Читать далее
Что делать, чтобы не сойти с ума. И чего ждать, если группу в детском саду закрыли на карантин после контакта с больным COVID-19
Вечером температура опустится до -1 градуса Цельсия
Опрос
Готовы ли вы поставить вакцину от новой коронавирусной инфекции?
Готов(а)
Уже привился(лась)
Согласен(на) на вакцинацию только за вознаграждение
Если бесплатно, то да
Не готов(а), но привит(а) по требованию работодателя
Категорически против этой прививки
У меня уже есть иммунитет на коронавирус
Я болею, мне нельзя ее ставить
Не готов(а)