Успешная адаптация первоклассника к школе во многом зависит от педагога
В сентябре школы пополнятся первоклассниками. Одни родители стремятся попасть в школу, расположенную ближе к дому, другим важнее программа обучения, ну а третьи интересуются, кто будет учителем ребенка. О личности учителя и порассуждаем.
Для каждого ребенка первый класс – новый этап жизни: новые правила, новый режим дня, новые люди. Родители, как правило, ждут хороших отметок. Но так ли это важно?
– В этот период ребенку куда важнее адаптироваться к тому, что несет с собой школа. Что такое адаптация? Успешное вливание в новую среду без тревог, без страха, с интересом и стремлением находиться в школьном коллективе каждый день. И лишь потом – покорение новых знаний, – предостерегает родителей психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» Светлана Бондарь.
Психолог уверена, что помогает ребенку адаптироваться в школьной среде в первую очередь учитель. Уверенность, доброта, справедливость и требовательность – важные качества педагога, которые позволяют ребенку проявить доверие ко взрослому. Доверие открывает двери к вливанию в новый мир с интересом. В доверии маленький человек расслаблен, и его энергия естественным образом будет направлена на раскрытие потенциала.
– В семилетнем возрасте дети подобны радару: чутко улавливают все то, что транслируют им взрослые. Легко считывают негласные сигналы и именно на них ориентируются в своем поведении, – объясняет педагог и предлагает рассмотреть каждое качество учителя подробнее.
Уверенность – это опора, она показывает ребенку, особенно в сложных ситуациях, кто главный и на кого можно положиться. «Представьте ситуацию, что вы с ребенком гуляете на улице, а к вам подходит посторонняя тетя и начинает говорить, что вы неправильно гуляете, не в том месте, не так одеты и, вообще, здесь находиться можно только ей. А вы в ответ начинаете что-то мямлить, пятиться и требовать от ребенка слушаться эту тетю. Что чувствует ребенок? «Ужас! Мама здесь не главная! Но тетя совсем чужая, и я не хочу, чтобы она была главной. Значит – бежать!» То же и с учителем. Если ребенок не чувствует его уверенности в любой ситуации, то старается избежать контакта с учителем, а значит, и занятий в школе. Ведь она не главная!» – приводит пример из жизни Светлана Бондарь.
Справедливость и доброта означают гибкость при принятии повседневных решений. Ежедневно в школе происходят конфликты, в которых порой трудно сразу понять, кто виноват и что делать. Важно уметь в поступке каждого ребенка увидеть положительное намерение. Понять, что на самом деле ребенок хотел сказать другим своим действием. Нередко за драчливостью стоит сильное желание обратить на себя внимание, а за враньем – страх отвержения.
Требовательность помогает формировать возможности и границы ребенка. Требовательный педагог способен понять, что сейчас ребенок готов выполнить, в чем ему еще требуется помощь, а до чего он еще просто не дорос. И исходя из этого понимания будет предъявлять те или иные требования. Менять их, ориентируясь на перспективу развития и, главное, доводить их до планируемого результата. Обратная связь дает детям возможность понять свои и чужие «можно-нельзя». Обучает ответственности за свои действия, умению оценивать свои возможности. В будущем такие дети реже страдают различного рода зависимостями и легче сходятся с людьми.
– Совершенно неважно, какой характер у вашего ребенка. Именно учитель закладывает самое главное в первый учебный год и в шалуна, и в скромного молчуна, и в болтуна, и в драчуна, и в эрудита – желание возвращаться в школу снова и снова. Поэтому если есть такая возможность, то выбирайте не школу, а учителя, – советует психолог.
Опубликовано: газета №155(4690)
Читайте больше: