Нет имен забытых, есть неоцененные
Земская медицина – национальное достояние России
Рождаясь, человек не выбирает время появления на свет, место, родителей. Нам посчастливилось родиться в России, и запасной родины у нас просто нет. Спору нет: богатая Россия – страна трудной судьбы.
Испокон века на нее зарятся соседи то с Востока, то с Запада. За свою тысячелетнюю историю она переживала величайшие потрясения: монгольское иго 1237–1480 годов, Смуту начала XVII века, революцию 1917 года.
Из века в век русскому народу приходится жить, «как в осажденной крепости», на пределе сил. Выбора нет: или сражаться и отстаивать свою независимость, или быть уничтоженными.
Пора возвращаться домой, на Родину!
На нашу долю выпало пережить развал страны и величайший позор в конце прошлого столетия, когда в лидеры выдвинулись люди, ориентированные на чужие идеалы. Всюду и везде они учили, что Россия-де варварская страна, «империя зла», «тюрьма народов». Уродливое пятно, которое нужно чистить и чистить по западным образцам. Образование, здравоохранение – все нужно переиначить! Мы поникли, затосковали, наступило горькое раскаяние. Что стряслось со всеми нами?! Что мы сотворили со своей Большой, Сильной, Заботливой Родиной?!
Но не зря Запад боится и не может понять загадочной русской души. В скорбях и бедах мы только мужаем, поэтому всякое давление на нашу страну (если только оно выражается открыто) служило и служит мобилизующим фактором, пробуждает в нас необычайно мощный потенциал сопротивления. Вот почему после всех катастроф Россия всегда возрождалась в новом качестве, еще более могущественной и сильной.
Мало-помалу от восторженности Западом мы перешли к отрезвлению – у нас разные представления о добре и зле. Их стандарты потребления нас погубят, за ними не угнаться. Мы – не страна-рынок, мы – страна-семья. Очень тонко чувствующий качание платформы народной жизни, президент РФ Владимир Путин в своей знаменитой мюнхенской речи осенью 2007 года сказал яркие исторические слова: «Россия сосредотачивается».
То есть предупредил мир – момент слабости прошел, мы осознали самоизмену лучшим содержаниям своей души. Запад нам больше не указка. Вновь мы будет жить своим умом, в соответствии с национальными традициями.
Сегодня нам предстоит достойно ответить на вызов времени, перевернуть выпавшую на нашу долю трудную страницу истории. Иначе России не выстоять. Выход, по мнению экспертов, один – честь и долг в обществе должны стать выше денег. Самый жгучий вопрос
современности – пресловутую моральную коррупцию порушит не смена власти (попытки развалить страну изнутри не прекращаются), а смена нравственных ориентиров каждого из нас. Но для этого нужны лидеры – люди совести, с идеей служения Отечеству. Те, кто жил бы не просто в России, а для России.
В области медицины, например, таким факелом, освещающим верную дорогу к утраченным вершинам лучшего в мире здравоохранения, может и должен стать основатель бальнео-лечения в Тюменской области, заслуженный врач РСФСР Евдоким Яковлев. Это образец верности своему призванию и пример для подражания молодым докторам.
Доктор Яковлев: жизнь, отданная людям
В тяжелейшем послевоенном 1947 году бывшему фронтовику военврачу Яковлеву потребовались титанические усилия, чтобы сначала добиться открытия грязелечебницы «Ахманка», а затем в течение десяти лет вместе с пациентами отстаивать целительные силы ахманского сапропеля. Помогал Евдокиму Яковлевичу в этом его авторитет опытнейшего бальнеолога страны. До войны он был старшим врачом прославленного крымского грязевого санатория Саки, в котором располагался научный центр, разрабатывающий под руководством главного хирурга Красной армии, академика Николая Бурденко основные положения бальнеолечения.
Чувствуя свое призвание – «пробить» курорт на берегу сибирского озера, доктор Яковлев был верен ему до конца. Первые шесть лет, пока грязелечебница находилась на районном бюджете, райздрав считал ее обузой. Не было оборудования – неходячих больных на процедуры главврач носил на спине. Когда кончались продукты, Евдоким Яковлевич нес на кухню припасы из дома, только чтобы больные не голодали. Раным-рано, с рассветом, начинал стучать его упорный топор: то он колотил топчаны в палаты (кроватей на всех не хватало), то ремонтировал телегу, на которой возили грязь на быках. Рубил срубы для новых корпусов, клал печи, вырубал кустарник вдоль болотистой дороги. Из-за бездорожья судьба таежной грязелечебницы долгие годы висела на волоске, и главного врача постоянно прорабатывали на всех областных совещаниях за то, что он противился ее закрытию. Пациенты, мужики серьезные, в большинстве своем бывшие окопники, прошедшие фронт, видя, как старый доктор всей душой болеет за их здоровье, в защиту Яковлева и «Ахманки» писали письма самому Сталину, позднее Хрущеву.
К тому же пробную грязелечебницу открыли при условии, что Евдоким Яковлевич станет участковым врачом для всех окрестных деревень. Несколько лет подряд старенький доктор не только вел прием как терапевт, но и выезжал на вызовы. Бывало, на лошадке, бывало, и пешком, ночь-полночь – значения не имело. Раз зовут – надо помогать. Зимой «скорой» служили сани с коробом, в котором лежало сено. Валенки (по-сибирски пимы), тулуп, овчинные рукавицы всегда были наготове – грелись на русской печи.
«Ахманка» по сути была семейным делом Яковлевых. В 1952 году после окончания Омского мединститута помогать отцу приехала единственная дочь Роза. Вместе они вынесли все тяготы становления грязелечебницы. Завершив дела и дни в 1964 году, Евдоким Яковлевич передал «Ахманку» дочери. Более десяти лет Роза Евдокимовна проработала главным врачом, при ней она пережила свои лучшие, звездные времена. В условиях бездорожья, во времена, когда страшные слова «смета» и «дефицит» сковывали волю к действию у многих руководителей-мужчин, она выстроила грязелечебницу в камне. И за это ей, как и отцу, присвоено высокое звание заслуженного врача РСФСР.
«Ахманка» – это памятник династии медиков Яковлевых, свидетельство их естественного героизма врачей.
Нет имен забытых, есть неоцененные
У каждого поколения медиков свои «проклятые» вопросы. В 2012 году правительство РФ, понимая, что с обеспеченностью медицинскими кадрами связана национальная безопасность страны, ввело программу «Земский доктор». Желающим работать на селе стали выплачивать миллион рублей. Но спрос на него не превысил предложение. В Тюменской области программу решили расширить: для повышения прес-тижа сельских медиков наряду с мерами социально-экономической поддержки под руководством куратора программы Виктора Рейна, заместителя председателя Тюменской областной Думы, разработаны меры и морального стимулирования.
В 1978 году, когда многие из нынешних медиков еще только поступали в мед-институты, в СССР работала комиссия ВОЗ, которая, тщательно и придирчиво проверив систему советского здраво-охранения, пришла к выводу: она – лучшая в мире.
Понятно, что совестливая душа ветеранов-медиков нестерпимо ноет, видя, как утрачиваются прошлые завоевания: из творчества врачебная деятельность все больше скатывается в исполнительство, (помощь медика – это теперь услуга), идет коммерциализация медицины, финансовые тяготы перекладываются на плечи больного. Но несмотря ни на что, по-прежнему от абсолютного большинства наших докторов, фельдшеров, медсестричек исходит тепло, мы чувствуем их сострадание и соучастие. Они стремятся лечить не болезнь, а больного.
Есть крылатое выражение: «У истории нет имен забытых, есть неоцененные». Пришло время оценить героев и тружеников сельского здравоохранения. Имя легендарного доктора из сибирской тайги Яковлева, например, при жизни гремело на весь Союз. К нему в «Ахманку» стремились попасть пациенты с Сахалина, из Львова, Средней Азии, Москвы и Ленинграда. Незаслуженно забытый, сегодня его подвиг жизни как магнитом должен выявить и притянуть к себе всех, кто честно и добросовестно служил и служит людям на селе в звании советского, российского медика. Награждение медалью имени доктора Яковлева послужит как поощрению заслуг награждаемого, так и увековечению памяти этого выдающегося деятеля прошлого.
Хорошо известно, что сохранение памяти о врачах-подвижниках или их династии – наивысшая награда, которую они могут получить за свою деятельность. К тому же это доб-рое, светлое начинание послужит сохранению многовековой русской медицинской традиции: «Дело врача есть дело служения, а не дело дохода».
Ничего с Россией не случится. Смутные времена преобразований неминуемо пройдут. Главное – не унывать!
Опубликовано: 102(4637)
Читайте больше: