×
В социальных сетях
В печатной версии

Тобольск Романовых: операция «Монастырь»

23.04.2018
12:44
Тобольск Романовых: операция «Монастырь». Драгоценности Николая II, обнаруженные в Тобольске чекистами 30-х годов прошлого века. Почему их спрятали именно так? Как это было сделано? . В стране 1917–18 гг. менялись власти и столицы. В тобольском изгнании бывший император ощущал ужесточение условий содержания под стражей, ухудшение отношения к себе и близким охраны, сформированной революционным режимом. Чувствуя недоброе, он интуитивно пришел к выводу, что часть семейных богатств как некую страховку «на черный день» следует хранить в надежных руках. Кому же он мог довериться? Свет проливает письмо в «компетентные органы» из книги «Тобольский узелок» свердловского краеведа Юрия Курочкина: «В бытность мою в 1923-24 годах в Тобольске, при ликвидации Ивановского женского монастыря (он от города в 6-7 верстах), мы обнаружили много спрятанных ценностей, закопанных в могилах, замурованных на колокольне и в подвалах и т.п. Среди найденного, помню, было немало имущества, принадлежащего семье последнего царя Николая Романова (белье, посуда, письма Распутина и др.). Нам сообщили тогда, что  в монастыре спрятано и ожерелье бывшей царицы, его хранила в царской же шкатулке сама игуменья Дружинина. Но когда мы собрались к ней, оказалось, что она накануне скоропостижно умерла. Знала еще одна схимница… у нее вначале и хранила игуменья шкатулку. Но схимница была дряхлой, почти ничего не помнила… Вскоре и она умерла. Так это дело и забылось. Но сейчас надо бы об этом вспомнить и возобновить по-иски – ожерелье очень ценное, за него можно получить много валюты, так нужной государству сейчас…  В. Корецкий. 27 декабря 1931 года». Монастырь и его настоятельница Немного об Иоанно-Введенском монастыре. Он был основан в 1653 г. между двумя возвышенностями и получил название Иоанновская междугорская пустынь. Деревня Шанталык стала называться село Ивановское. К середине XIX в. монастырь почти запустел. В связи с этим архиепископ Тобольский Евлампий обратился в Священный синод с просьбой обитель преобразовать в женскую. Было получено высочайшее утверждение императора Александра II, и она стала именоваться Иоанно-Введенскою. Тогда же освятили вторую церковь. Настоятельницей была выбрана монахиня Серафима из Туринского Николаевского монастыря.  А кто же такая игуменья Мария (Дружинина)? О ней сообщает ученый из Тобольска Евгений Загваздин: «Глава семейства родился 30 июня 1823 г. в деревне Усалка в семье крестьян. В метрической книге села Покровского за 1841 г. от 13 июля зарегистрирован брак между Петром Ефимовичем и Ольгой Максимовной, дочерью крестьянской вдовы Параскевы Ивановны Свистуновой из Покровской слободы. Младшая дочь родилась 4 декабря 1854 г. в деревне Усалка. В Иоанно-Введенском монастыре была зачислена в число послушниц 16 января 1870 г. Епископом Тобольским и Сибирским Иустином 23 сентября 1890 г. постригается в монашество под именем Мария. На время отсутствия ее сестры, настоятельницы Миропии, с 4 ноября 1892 г. берет управление монастырем в свои руки. Предположу, что она не раз замещала игуменью на время ее отсутствия. После смерти Миропии, 24 февраля 1904 г. сестрами избирается на должность настоятельницы обители. Вскоре, 6 апреля 1904 г., постановлением № 3234 Святейшего синода официально утверждена в этой должности. 21 мая 1906 г. епископом Тобольским и Сибирским Антонием возведена в сан игуменьи».  Тень Распутина И тут невольно всплывают факты из биографии Григория Распутина-Нового. У него наоборот: отец был из Покровского, а мать, в девичестве Паршукова, – из Усалки. О душевно-земляческих отношениях с настоятельницей повествуют письма из книги «Григорий Распутин-Новый. Верхотурские страницы» архимандрита Тихона (Затекина): «Миленькая матушка, добрая. …Я о вас говорил, оне сказали, что посмотрим, когда приедем. Я думаю, разве приедут няни ихные ко мне и потом в Абалак. Вам можно похристосоваться. Я маленько помяну. Отведайте. Они очень рады. Только не советуйтесь ни с кем. Императрица рада будет так, и Государь будет доволен сибирской телеграммой и вашим монастырем». Как видим, Григорий Ефимович содействовал знакомству игуменьи с Романовыми. И, возможно, не без его участия она удостоилась аудиенции у императрицы Александры Федоровны «въ среду, 5-го сего февраля, въ 12 ч. 30 м. дня въ Царскомъ Селе, въ Александровскомъ Дворце», о чем свидетельствует письмо от 4 февраля 1914 г. в Государственном архиве Свердловской области. Поэтому неудивительна дневниковая запись Александры Федоровны из тобольского далека: «Август 13-го. Воскресенье (1917 г. – В.П.). Славная погода. 10 ½ [часов]. Прибыли к дому губернатора… В 12 – молебен, 4 монашки из Иоанновского монастыря пели. Игуменья дала Н. образ Св. Иоанна (Тобольского. – В.П.) Максимовича».  Комиссар Временного правительства Василий Панкратов вспоминал: «В 8 часов вечера приходили священник Благовещенской церкви и четыре монашенки из Ивановского монастыря. Все присутствующие встречали их поясным поклоном. Священник и монашенки тоже. Начиналось богослужение. Вся семья набожно крестилась, свита и служащие следовали движениям своих бывших повелителей. Помню, на меня вся эта обстановка произвела сильное первое впечатление. Священник в ризе, черные монашки, мерцающие свечи, жидкий хор монашенок, видимая религиозность молящихся, образ спасителя. Вереница мыслей сменялась одна другою… «О чем молится, о чем просит эта бывшая царственная семья? Что она чувствует?» – спрашивал я себя». Мария Николаевна письмом за 21 октября, субботу, в частности, сообщала тете Ксении: «Вчера у нас в доме была заупокойная всенощная, а сегодня утром обедница. Поют во время службы 4 монахини из Иоанновского монастыря, кот. за городом. Говорят, что там очень красиво в лесу между гор. Из монастыря нам привозят молоко и яйца…» Из вышесказанного понятно, как складывались отношения бывшей императорской четы с игуменьей Марией, доверие к ней и контакты. И все по местам расставляет фрагмент из книги «Тюмень без секретов…» Александра Петрушина: «Бывшая монахиня Марфа Уженцева на следствии показала: «Весной 1917 года в марте или апреле месяце царя, царицу и одну из дочерей (Марию. – В.П.) увезли из Тобольска. В мае месяце того же года увезли и остальных членов семьи. Перед увозом последних ко мне на монастырское подворье (В городе! – В.П.) пришел камердинер царя Чемодуров и передал мне для игуменьи большой сверток. Чемодуров сказал, что в нем находятся ценности царской семьи, о чем я и сама догадывалась. Я немедленно направилась в монастырь к игуменье и передала ей ценности, завернутые в вату и бумагу. Ценности эти хранились у игуменьи до весны 1923 года, когда был закрыт монастырь. При закрытии монастыря игуменья спрятала монастырские ценности, а ценности царской семьи, узнав, что ей грозит арест, передала мне, попросив сохранять их до тех пор, когда установится «настоящая власть», как она сказала». Опубликовано: газета №69(4604) Читайте больше: Флагман остается флагманом В Тюмени чествовали сотрудников военных комиссариатов
Драгоценности Николая II, обнаруженные в Тобольске чекистами 30-х годов прошлого века. Почему их спрятали именно так? Как это было сделано? 
Игуменья Мария (Дружинина) || Архивное фото

В стране 1917–18 гг. менялись власти и столицы. В тобольском изгнании бывший император ощущал ужесточение условий содержания под стражей, ухудшение отношения к себе и близким охраны, сформированной революционным режимом. Чувствуя недоброе, он интуитивно пришел к выводу, что часть семейных богатств как некую страховку «на черный день» следует хранить в надежных руках. Кому же он мог довериться?

Свет проливает письмо в «компетентные органы» из книги «Тобольский узелок» свердловского краеведа Юрия Курочкина: «В бытность мою в 1923-24 годах в Тобольске, при ликвидации Ивановского женского монастыря (он от города в 6-7 верстах), мы обнаружили много спрятанных ценностей, закопанных в могилах, замурованных на колокольне и в подвалах и т.п. Среди найденного, помню, было немало имущества, принадлежащего семье последнего царя Николая Романова (белье, посуда, письма Распутина и др.). Нам сообщили тогда, что  в монастыре спрятано и ожерелье бывшей царицы, его хранила в царской же шкатулке сама игуменья Дружинина. Но когда мы собрались к ней, оказалось, что она накануне скоропостижно умерла. Знала еще одна схимница… у нее вначале и хранила игуменья шкатулку. Но схимница была дряхлой, почти ничего не помнила… Вскоре и она умерла. Так это дело и забылось. Но сейчас надо бы об этом вспомнить и возобновить по-иски – ожерелье очень ценное, за него можно получить много валюты, так нужной государству сейчас… 

В. Корецкий. 27 декабря 1931 года».

Монастырь и его настоятельница

Немного об Иоанно-Введенском монастыре. Он был основан в 1653 г. между двумя возвышенностями и получил название Иоанновская междугорская пустынь. Деревня Шанталык стала называться село Ивановское. К середине XIX в. монастырь почти запустел. В связи с этим архиепископ Тобольский Евлампий обратился в Священный синод с просьбой обитель преобразовать в женскую. Было получено высочайшее утверждение императора Александра II, и она стала именоваться Иоанно-Введенскою. Тогда же освятили вторую церковь. Настоятельницей была выбрана монахиня Серафима из Туринского Николаевского монастыря. 

А кто же такая игуменья Мария (Дружинина)? О ней сообщает ученый из Тобольска Евгений Загваздин: «Глава семейства родился 30 июня 1823 г. в деревне Усалка в семье крестьян. В метрической книге села Покровского за 1841 г. от 13 июля зарегистрирован брак между Петром Ефимовичем и Ольгой Максимовной, дочерью крестьянской вдовы Параскевы Ивановны Свистуновой из Покровской слободы. Младшая дочь родилась 4 декабря 1854 г. в деревне Усалка. В Иоанно-Введенском монастыре была зачислена в число послушниц 16 января 1870 г. Епископом Тобольским и Сибирским Иустином 23 сентября 1890 г. постригается в монашество под именем Мария. На время отсутствия ее сестры, настоятельницы Миропии, с 4 ноября 1892 г. берет управление монастырем в свои руки. Предположу, что она не раз замещала игуменью на время ее отсутствия. После смерти Миропии, 24 февраля 1904 г. сестрами избирается на должность настоятельницы обители. Вскоре, 6 апреля 1904 г., постановлением № 3234 Святейшего синода официально утверждена в этой должности. 21 мая 1906 г. епископом Тобольским и Сибирским Антонием возведена в сан игуменьи». 

Тень Распутина

И тут невольно всплывают факты из биографии Григория Распутина-Нового. У него наоборот: отец был из Покровского, а мать, в девичестве Паршукова, – из Усалки. О душевно-земляческих отношениях с настоятельницей повествуют письма из книги «Григорий Распутин-Новый. Верхотурские страницы» архимандрита Тихона (Затекина): «Миленькая матушка, добрая. …Я о вас говорил, оне сказали, что посмотрим, когда приедем. Я думаю, разве приедут няни ихные ко мне и потом в Абалак. Вам можно похристосоваться. Я маленько помяну. Отведайте. Они очень рады. Только не советуйтесь ни с кем. Императрица рада будет так, и Государь будет доволен сибирской телеграммой и вашим монастырем».

Как видим, Григорий Ефимович содействовал знакомству игуменьи с Романовыми. И, возможно, не без его участия она удостоилась аудиенции у императрицы Александры Федоровны «въ среду, 5-го сего февраля, въ 12 ч. 30 м. дня въ Царскомъ Селе, въ Александровскомъ Дворце», о чем свидетельствует письмо от 4 февраля 1914 г. в Государственном архиве Свердловской области.

Поэтому неудивительна дневниковая запись Александры Федоровны из тобольского далека: «Август 13-го. Воскресенье (1917 г. – В.П.). Славная погода. 10 ½ [часов]. Прибыли к дому губернатора… В 12 – молебен, 4 монашки из Иоанновского монастыря пели. Игуменья дала Н. образ Св. Иоанна (Тобольского. – В.П.) Максимовича». 

Комиссар Временного правительства Василий Панкратов вспоминал: «В 8 часов вечера приходили священник Благовещенской церкви и четыре монашенки из Ивановского монастыря. Все присутствующие встречали их поясным поклоном. Священник и монашенки тоже. Начиналось богослужение. Вся семья набожно крестилась, свита и служащие следовали движениям своих бывших повелителей. Помню, на меня вся эта обстановка произвела сильное первое впечатление. Священник в ризе, черные монашки, мерцающие свечи, жидкий хор монашенок, видимая религиозность молящихся, образ спасителя. Вереница мыслей сменялась одна другою… «О чем молится, о чем просит эта бывшая царственная семья? Что она чувствует?» – спрашивал я себя».

Мария Николаевна письмом за 21 октября, субботу, в частности, сообщала тете Ксении: «Вчера у нас в доме была заупокойная всенощная, а сегодня утром обедница. Поют во время службы 4 монахини из Иоанновского монастыря, кот. за городом. Говорят, что там очень красиво в лесу между гор. Из монастыря нам привозят молоко и яйца…»

Из вышесказанного понятно, как складывались отношения бывшей императорской четы с игуменьей Марией, доверие к ней и контакты. И все по местам расставляет фрагмент из книги «Тюмень без секретов…» Александра Петрушина: «Бывшая монахиня Марфа Уженцева на следствии показала: «Весной 1917 года в марте или апреле месяце царя, царицу и одну из дочерей (Марию. – В.П.) увезли из Тобольска. В мае месяце того же года увезли и остальных членов семьи. Перед увозом последних ко мне на монастырское подворье (В городе! – В.П.) пришел камердинер царя Чемодуров и передал мне для игуменьи большой сверток. Чемодуров сказал, что в нем находятся ценности царской семьи, о чем я и сама догадывалась. Я немедленно направилась в монастырь к игуменье и передала ей ценности, завернутые в вату и бумагу. Ценности эти хранились у игуменьи до весны 1923 года, когда был закрыт монастырь. При закрытии монастыря игуменья спрятала монастырские ценности, а ценности царской семьи, узнав, что ей грозит арест, передала мне, попросив сохранять их до тех пор, когда установится «настоящая власть», как она сказала».

Опубликовано: газета №69(4604)

Читайте больше:

Флагман остается флагманом

В Тюмени чествовали сотрудников военных комиссариатов

1432Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Стартовал конкурс «Русская цивилизация». Организатором мероприятия стало Федеральное агентство по делам национальностей России (ФАДН).
23 июля возможны перебои в подаче электроэнергии.
По народному календарю – Антоний Громоносец. Если с утра на траве нет росы, то готовились к вечерним осадкам.
В ней принимают участие 800 подростков.
Акция привлечет внимание к добровольческой деятельности.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное