Книга об уникальном поэте вышла в Тюмени
Издательство Тюменского государственного университета выпустило сборник научных работ о творчестве культового поэта-метафориста Ивана Федоровича Жданова, приуроченное к его 70-летию.
В книге собраны работы известных ученых-филологов: Сергея Комарова и Николая Чижова из Тюмени, Светланы Козловой и Яны Изотовой (Алтай, родина Жданова), Ольги Меркуловой из Иркутска, москвички Ольги Седаковой.
Это третий выпуск коллективной монографии в серии «литературные звезды Сибири». В нем рассматривается творчество поэта в поэтологическом, аксиологическом и культурологическом аспектах. Замечу, что творчество Ивана Жданова, с одной стороны, сложное и полно загадок, с другой – несет в себе уникальное образное мышление, хотя в общении поэт прост, скромен и открыт. Он родился 16 января 1948 года в селе Усть-Тулатинка Чарышского района Алтайского края, одиннадцатый ребенок в семье крестьянина, раскулаченного и сосланного на Алтай.
Рядом с творчеством Жданова шли еще два поэта: Алексей Парщиков и Александр Еременко. Они и были первой тройкой метафористов. Но, с моей точки зрения, Иван Федорович, был первым среди равных. Его первая малотиражная (по советским меркам) книга «Портрет» буквально взорвала литературное пространство 1982 года. Книголюбы охотились за ней и не жалели ни денег, ни обменного фонда. Вторая книга вышла лишь 8 лет спустя – «Неразменное небо» в издательстве «Молодая гвардия» – и снова полный успех.
Сборник «Воздух и ветер», что стоит на моей полке с автографом автора, включает в себя не только поэмы, но и философскую прозу, несколько поясняющую и видение, и метафорическое мышление поэта. Но, полагаю, до конца Жданова не сможет разгадать никто. Даже с его пояснениями. Можно только ощущать завораживающую глубину и вселенскую высь.
Какое-то время поэт жил в украинском еще Крыму. Там он больше занимался художественной фотографией, не писал стихов. Но на всех встречах его всегда просили читать стихи. И он не отказывал.
А у меня на столе «Русская поэзия Сибири ХХ века: Иван Жданов». Смотрю на редкие черно-белые фото… К примеру, на брата поэта, погибшего на фронте. Вчитываюсь в чернильные ранние рукописи, пытаясь понять, как рождалась Вселенная Жданова. Прикоснитесь и вы… С благодарностью издательству и филологам.
Тихо сердце, как осень, горит,
словно в красное зеркало леса загляделось,
не чувствуя веса,
с отраженьем своим говорит.
Тихо сердце, как осень, горит,
словно зеркало рябью тревожит,
словно листья горящие множит
и в лесном запустенье царит.
Что-то было и что-то прошло,
только сердце, как лес, опустело,
наважденьем листвы прошумело,
в листопаде замкнуло тепло.
Только кто же войдет в этот лес,
наважденьем его заворожен,
осторожно, пока он возможен
и пока он совсем не исчез?
Читайте также: