Какой должна быть муза гения?
Писатель и историк Сергей Козлов составил групповой портрет женщины, вдохновляющей мужчин на творчество и подвиги, вспоминая жен великих людей.
Наталья Николаевна Пушкина (урожденная Гончарова).
Молчаливая, застенчивая и безумно красивая… Каждое движение преисполнено грации, в то же время сильная и ловкая. Пушкин год добивался ее руки. Из письма Пушкина будущей теще: «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности на мгновение свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня - зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы; я бы не мог там вынести ни вашего, ни ее присутствия... ».
Из письма Пушкина невесте: «Мой ангел, ваша любовь - единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка... Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье!»
А так он писал уже жене: «Тебя, мой ангел, так люблю, что выразить не могу...» Это слова гения, который легко управлялся со словом и был в этом деле лучшим.
Из письма Натальи Гончаровой Ланскому через 12 лет после смерти мужа: «Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве. Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Позволить читать свои чувства мне кажется профанацией. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца».
Перед самой смертью в горячечном бреду она шептала: «Пушкин, ты будешь жить» , хотя любимого не было рядом с ней уже долгих 33 года… За это время она вырастила прекрасных детей. При жизни она помогала поэту вести его дела, издавать журналы и делала все, чтобы Пушкин мог творить, отодвигая гения на второй план только на балах, и то, не по собственному желанию.
Зинаида (Акулина) Некрасова.
Действительно, жена лавеласа и неутомимого игрока в карты (непривычно, дорогой читатель, но, что поделаешь, правда) от рождения была Акулиной. Сначала ей отводилась роль содержанки, как и многим предыдущим. Но девушка, обладая удивительной красотой и уживчивым нравом, смогла сделать из борца за права народа мужа, а он, в свою очередь, дал ей прекрасное воспитание, образование и новое имя. Некрасову везло не только с женщинами, он никогда не проигрывал в карты, приговаривая «у картишек нет братишек», опустошая карманы друзей, и прекрасно стрелял. Если Пушкин, говорят, успешно охотился на мух из пистолета, Некрасов мог попасть в подброшенный пятак. Как охотник, поэт хаживал в одиночку на медведя, чем не могут похвастаться многие записные охотники. И вот такого гуляй-парня (а вовсе не борца за народное дело, как учили нас литературные биографии времен социализма) приручила Зинаида Некрасова.
Некрасов умирал в течение года от рака кишечника. Последние месяцы болезни, по словам очевидцев, превратились в сплошной стон. Об этом немало написано в письмах многих писателей – друзей поэта. Зинаида ни на минуту не отходила от любимого мужа. Молва приписывает ей 200 бессонных ночей! На похоронах поэта вместо молодой цветущей женщины гроб сопровождала пожелтевшая старуха… В течение 38 лет до дня его кончины она не снимала траур, и только в день смерти попросила похоронить ее в белом…
Надежда Николаевна Римская-Корсакова (урожденная Пургольд).
Пришла в жизнь мужа вместе с миром музыки и не с пустыми руками. Они встречались на вечерах «Могучей кучки», где Надежда Николаевна выступала вместе со своей сестрой, как прекрасный пианист (Мусоргский называл ее «наш маленький оркестр») и аранжировщик. Кроме обаяния внешнего она была и музыкально одаренной, помогая Николаю Андреевичу в его работе над оперой «Псковитянка». Эта работа сблизила их, и постепенно молодых людей связало глубокое чувство. Весной 1971 года во время совместного чтения «Майской ночи» Гоголя Николай сделал ей предложение, и в тот же день она стала его невестой. Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд и Николай Римский-Корсаков обвенчались. В браке родились 7 детей, двое из которых – Слава и Маша - умерли в раннем детстве от туберкулеза. Она помогла композитору пережить творческий кризис 90-х годов, ссору с другом Балакиревым, выстоять на пути русской реалистической музыки, следуя заветам его великого учителя Глинки, помогала издавать произведения.
Надежда Николаевна умерла в 1919 году, пережив мужа на 11 лет. Последние годы жизни она потратила на то, чтобы сберечь, издать и сохранить творчество гениального русского композитора. Весь музыкальный мир называл Надежду Николаевну не просто другом, но и соратником Николая Андреевича. Она была не тенью, а музой гения…
А вот другому русскому музыкальному гению – композитору Михаилу Ивановичу Глинке – с женой не повезло. Сразу же после свадьбы Глинка восторженно писал матери: «Кроме доброго и непорочнейшего сердца, я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость. Несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях» . Но потом быстро понял, что жену ничего не интересует, кроме нарядов, выходов в свет, пустых разговоров, денег, которые муж может заработать. И самое неприятное – женушка начала почти открыто изменять Глинке.
Как всякий гений, Глинка сделал из этого самый неожиданный вывод: написал оперу «Руслан и Людмила». Многие исследователи считают, что таким образом композитор высмеял все формы брака. Но, мне кажется, он просто озвучил Пушкина. Слишком много чести злиться на жену, имя которой история даже не вспомнит… Обычно ее вспоминают так: некая Мария Петровна Иванова, не имевшая образования, не любившая музыку. Зинаиды Некрасовой из нее не получилось, а жизнь композитора с новой возлюбленной Екатериной Керн не сложилась. Свадьба расстроилась из-за длительного бракоразводного процесса, и Михаил Иванович умер холостяком. На чужбине, в Берлине.
И гениальному полководцу Александру Васильевичу Суворову с женой не повезло. Варвара Ивановна была уличена в измене, и супружеская жизнь закончилась разводом. Всю свою любовь Суворов отдал Родине, армии, детям – Наталье и Аркадию.
Екатерина Ильинична Кутузова-Смоленская.
Светлейшая княгиня, статс-дама. 27 апреля 1778 вышла замуж за М.И. Голенищева-Кутузова, успевшего уже отличиться в боях с Турцией. Занимала видное положение при дворе и в свете. Была постоянно отличаема императором Павлом I и в день его коронации получила орден Св. Екатерины. Величайшее внимание ей оказывал император Александр I и пожаловал ее в статс-дамы.
После смерти Кутузова в 1813 Александр I определил ей пожизненную пенсию в 86 тыс. руб. ассигнациями в год и, кроме того, назначил ей единовременно на уплату долгов 150 тыс. руб. и по 50 тыс. руб. каждой из дочерей.
Екатерина Ильинична жила широко и открыто, занималась литературой, состояла в переписке с госпожой де Сталь, страстно любила театр и покровительствовала всем заезжим знаменитостям. Кроме сына, умершего в младенчестве, имела пять дочерей: Прасковью, Анну, Елизавету, Екатерину, Дарью. Всех их прекрасно воспитала, обеспечив не только достойное образование, но и замужество.
С живописцами и их женами дело обстоит сложнее. Очень мало говорят историки и биографы о жене известного художника-баталиста Верещагина – Лидии Васильевне , хотя, судя по всему, она могла бы послужить образцом музы и примерной жены.
У знаменитого Ильи Ефимовича Репина были две жены: причем полные противоположности друг другу, и, если верить его друзьям, ни с одной он не был по настоящему счастлив. Первой была тихая Вера Шевцова , второй – большая оригиналка в общественной жизни и в быту – Наталья Нордман . С первой Илья Репин развелся, вторую пережил на 16 лет.
А вот иностранным художникам с русскими женами везло больше. Может, именно потому, что они были русскими?
Первой женой Пабло Пикассо была балерина Ольга Хохлова , которую он встретил во время русских сезонов Дягилева в Париже. Художнику было тогда уже 36 лет, женщины у него, разумеется, были (до Ольги, во всяком случае, биографы отмечают двух муз), а любви не было. Примечательно, что Ольга после заключения гражданского брака настояла и на венчании в православной церкви. Художник снимал в Париже две квартиры: одну под мастерскую, другую под салон, в котором командовала Ольга.
Со стороны казалось их брак прекрасен и прочен. К тому же, Ольга родила ему первого сына Пауло. Но Пикассо не устраивала размеренная семейная жизнь. Именно на этой почве в семье начнутся раздоры. Бракоразводный процесс затянулся, Ольга весьма скандально себя вела, отстаивая интересы жены мэтра. Но разрыв был неминуем. Скажем только, что после Ольги у Пикассо было еще четыре музы. Многие из них вспоминали о художнике, как о человеке, которому непонятны были боль и страдания близкого человека. Может, потому Пикассо «коротило» на всяческий кубизм, извращающий образ Божий в человеке? Несчастье Ольги Хохловой состояло в том, что она предложила художнику традиционные семейные ценности, а он выбрал богемную жизнь, которую любил больше, чем своих женщин и детей.
Больше повезло другой русской женщине, ставшей женой не менее эксцентричного художника Сальвадора Дали. «Ее я люблю больше отца, больше матери, больше Пикассо…», признавался художник.
Гала (Елена) Девулина-Дьяконова родилась в Казани в 1894 г. (и по метрическим книгам не обнаружена, что и дает повод путать два имени), а вечный покой обрела в склепе каталонского замка Пуболь. Первоначально она была женой Эжена Гренделя (известного под именем поэта Поля Элюара), но встреча с Дали полностью изменила ее жизнь.
По признанию самого Дали, первоначально Гала отнеслась к нему прохладно: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненные белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье» .
Но именно она разглядела в нем гения и сделала все, чтобы он мог реализоваться. Они прожили с художником с 1929 по 1982 г., когда Гала (так он ее звал) покинула этот мир, после чего Дали впал в глубокую депрессию и потерял интерес к жизни. За эти годы он официально женился на ней 50 раз! Делалось это в каждой стране, в которую они въезжали.
Общеизвестно, что у Сальвадора не было более преданного друга и помощника, чем Гала. Некоторые исследователи и биографы называли ее прагматичной и даже циничной, а порой - колдуньей (за то, что она умело обращалась с империей Дали, толково соизмеряла доходы и расходы и отлично вела хозяйство!). Еще бы - даже сестра поэтессы Анастасия Цветаева писала о ней: «Казалось, писал один из них, что эта худая славянка с пламенными глазами одержима какой-то невероятной силой (силой зла?); было что-то колдовское в ней, в молодой и очаровательной колдунье» .
Но любовь гения не могла быть банальной сквалыгой. В ответ на такие обвинения режиссер Сильвия Мунт сняла фильм «Гала», где правдиво рассказывается о неиссякаемой музе мастера сюрреализма. Очевидцы твердят, что и Дали и Гала нередко изменяли друг другу, но смотрели на это сквозь пальцы или умели прощать. Никто теперь уже не скажет, где домыслы и грязная журналистика породили банальные сплетни, а где правда. Одно известно точно: Галине было 88 (она была старше Дали на 10 лет), когда она умерла, и даже ради мертвой, но любимой жены, Дали нарушил суровый закон, запрещавший перевозить покойников без разрешения властей. Он вез ее как живую (!) в «Кадиллаке» до склепа в замке Пуболь. А Гала за несколько дней до смерти просила юную актрису Аманду Лир, питавшую чувства к гению, выйти за него замуж, чтобы скрасить его последние дни.
И главное: прежде чем стать женой гения, она этого гения сделала, пережив с ним нищету, голод, став первым продавцом его картин. Он создавал образ Галы на полотнах, она создавала образ Дали в обществе. Сальвадор умер с ее именем на устах… Теперь можно домысливать что угодно, но это была настоящая любовь и приложившийся к ней совместный труд, когда МУЗА – ЭТО НЕ ПРОСТО ЖЕНА ХУДОЖНИКА, А ЕГО ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ.
Вот и мы не будем желать нашим женщинам легкого счастья и глупого богатства, а пожелаем лишь настоящей, дарованной и благословленной Богом любви.
Читайте также: