Тюменские производители реализуют федеральные амбиции
Реализация собственной продукции всегда была проблемой для местных производителей. Актуальна она и сейчас. Проанализировать возможности современных решений данной проблемы взялась Злата Гуженова. Удачным решением может стать сотрудничество с федеральными торговыми сетями, что подтверждает множество положительных примеров.
Так, к примеру, птицефабрика Боровская уже на протяжении 13 лет обеспечивает своей продукцией не только жителей Тюменской области, но и других регионов нашей страны.
За пределы домашнего региона тюменская птицефабрика шагнула более 13 лет назад, когда в качестве розничного партнера выбрала компанию X5 Retail Group.
– Более 13 лет мы сотрудничаем с ритейлером, – рассказывает коммерческий директор ОАО «Птицефабрика «Боровская» Дамир Юмачиков. – Начинали с поставок яиц в столичный регион, потом пришли на рынок Нижнего Новгорода, Самары. Затем с нашей продукцией познакомились жители Уральского региона: Челябинска, Перми и Екатеринбурга.
История этого сотрудничества опровергает сложившийся среди производителей стереотип, что попасть на полки крупных игроков ритейла сложно. На самом деле условия сотрудничества достаточно просты и прозрачны.
– К поставщикам предъявляется всего два требования: во-первых, продукты питания должны быть качественными и безопасными для потребления, отвечающими всем принципам и требованиям ХАССП. Второе правило – надежность и своевременность поставок, – отмечает Дамир Юмачиков
Все партнеры федеральной сети периодически проходят аудит со стороны ритейлера, последний состоялся в конце 2017 года и подтвердил полное соответствие предъявляемым требованиям.
– Качество продукции, производственные процессы и ценообразование даже у постоянных партнеров регулярно подвергаются оценке, так как компания, претендующая на лидерство на розничном рынке, жестко следит за тем, что попадает на полки, и отвечает своей репутацией перед потребителем. Это заставляет поставщиков работать над качеством продукции, – добавил коммерческий директор ОАО «Птицефабрика «Боровская».
Однако ритейлер никогда не принимает никаких решений в одностороннем порядке.
– Мы постоянно находимся в диалоге, обсуждаем все вопросы – от производственных до дизайна упаковки. И всегда находим компромиссное решение, – подчеркивает Дамир Юмачиков. – Любой наш запрос встречает быструю и грамотную реакцию со стороны представителей ритейлера.
Например, прежде агропроизводитель поставлял яйцо в пластиковой упаковке, но в процессе транспортировки зачастую терялся товарный вид продукта. После консультаций с представителями торговых сетей был осуществлен переход на поставки в картонной упаковкой. Она брендирована под собственный дизайн ритейлера «Красная цена».
Для регионального производителя вход в федеральную торговую сеть выгоден по нескольким причинам – это способствует увеличению товарооборота, а также расширению географии поставок.
– Крупным региональным компаниям, подобным нашей, и тем более небольшому бизнесу нужно искать и находить пути взаимодействия с лидерами рынка. Наша история – пример взаимовыгодного партнерства. Оно проверено временем. Со стороны ритейлера видим надежность, полное выполнение всех обязательств, которые он берет на себя. Мы строим совместные планы: готовы вместе двигаться на восток страны, – говорит Дамир Юмачиков.
Небольшие компании, заключившие договоры с торговой сетью, успешно растут вместе с ней и становятся межрегиональными и даже федеральными. Начав работу с одного региона или даже города, они получают надежный канал сбыта и возможность наращивать объемы производства, причем, в таком сотрудничестве заинтересованы и сами ритейлеры, которые хотят повысить лояльность покупателей, обеспечить торговые точки разнообразными и качественными продуктами от надежных поставщиков.
В тоже время, работа торговых сетей находится под контролем у общественных организаций. Какую работу проводят общественники и органы власти с торговыми сетями, рассказал Эдуард Омаров, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», координатор мониторинговой группы «Честная цена».
– В настоящее время действует соглашение, подписанное X5 Retail Group с региональным отделением общественной общероссийской организацией «Опора России» о поддержке местных товаропроизводителей, – рассказал Эдуард Омаров. – И оно выполняется. Кроме того, как координатор мониторинговой группы «Честная цена» скажу, что торговая сеть при формировании ассортимента действительно отдает предпочтение продуктам, произведенным в Тюменской области.
По словам Эдуарда Омарова, есть еще один немаловажный плюс в работе ритейлера в регионе.
– Для многих поставщиков продукции негативным фактором остается возврат нереализованных товаров. Так, в прошлом году различные торговые сети вернули производителям почти 60 процентов хлебобулочных изделий. Однако у партнеров X5 Retail Group таких проблем не возникло. Надеюсь на то, что и другие федеральные торговые сети будут смотреть в сторону местного производителя. На сегодняшний день крупные федеральные ритейлеры являются, пожалуй, самыми клиентоориентированными компаниями, которые смотрят в сторону малого бизнеса.
Сотрудничество местных товаропроизводителей с крупными федеральными сетями позволяет оставаться в выигрыше всем игрокам рынка: ритейлеру, поставщику и в конечном итоге покупателю.