Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

×
В социальных сетях
В печатной версии

Тюменский регион внедряет инклюзивное образование

22.12.2017
11:29
Тюменский регион внедряет инклюзивное образование. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце прошлого века: в 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открыли школу инклюзивного образования «Ковчег».. А с осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц  с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в одиннадцати регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. После подписания в 2008 году Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которой говорится, что  в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, методика «включенного образования» стала внедряться повсеместно. О том, как обстоят дела с обучением детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, мы поговорили с автором проекта «Создавая будущее», депутатом Тюменской областной Думы Еленой Кашкаровой. – Елена Витальевна, почему вы уделяете столько внимания просвещению горожан о внедрении инклюзивного образования? В обществе еще существуют мифы на его счет? – Действительно, в проекте «Создавая будущее» на 2017 год выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Его включение продиктовано временем. Мы провели опрос среди 350 родителей и с сожалением выяснили, что больше 50 процентов не знают, что такое инклюзия. А это означает, что  в случае появления в окружении их детей, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реакция может быть непредсказуема и не всегда адекватно соответствовать ситуации. Поэтому мы просто обязаны работать в направлении просвещения родителей, педагогов, детей и подростков. Чем меньше будет непонимания и недосказанности, тем легче пройдет адаптация всех участников процесса. Проект «Создавая будущее» нацелен на работу с семьей,  в первую очередь с родителями, потому что для детей именно отношение родителей к тому или иному вопросу является образцом для подражания. Все страхи, переживания, непринятие родителями очень быстро перенимаются детьми. Если хотим решить какую-либо проблему, снять напряженность, то  и работать должны сначала с родителями. Когда взрослые получат ответы на волнующие их вопросы, они сами сумеют спокойно, в комфортной домашней обстановке, где ребенок проводит большую часть времени, правильно донести эту информацию до детей.  – Если перечислить основные проблемы, которые волнуют родителей детей, у которых в группе или классе есть ребенок с ограниченными возможностями, то какие они? – Снижение внимания педагогов к обычным детям, так как особый ребенок требует зачастую больше внимания к себе; непринятие ребенка-инвалида здоровыми детьми; «копирование» поведения особого ребенка с ментальными нарушениями; «заразность» некоторых заболеваний; отсутствие у педагогов квалификаций должного уровня для работы с такими детьми. Безусловно, это проблемы, но  к счастью, все они решаемы.  – Инклюзивное образование внедряется по всей стране. Можно ли говорить о регионах-лидерах и какое место в этом процессе занимает Тюменская область? – Тюменская область – экспериментальная площадка. Наш регион один из первых в России вошел в эту программу и показывает отличные результаты. Например, в 2017 году тюменский сад  № 133 признали одним из лучших в России в номинации «За развитие инклюзивных технологий и авторские методики обучения». Опыт по обучению и адаптации особых детей в школе № 70 г. Тюмени признан одним из самых успешных в стране, школа заняла второе место в номинации «Лучшая инклюзивная школа России». Этим нужно гордиться.  – Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы инклюзивное образование внедрялось как можно более деликатно и дети с обеих сторон чувствовали себя комфортно в школах? – Мы  в большинстве своем консерваторы. Все новое вызывает недоверие. Как  я уже сказала выше: нужно методично работать со всеми участниками процесса инклюзивного обучения – детьми, родителями, педагогами. Формы работы могут быть разными – лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, игры. Нужен активный диалог, в первую очередь, со стороны родителей – как здоровых детей, так  и детей с особенностями развития. Ну и, безусловно, большая нагрузка ложится на школьных психологов, учителей и руководителей. Их желание и умение строить эти отношения играют огромную роль. – Чего в рамках проекта «Создавая будущее» вам удалось достичь в вопросе просветительской деятельности об инклюзии? Какие задачи ставите на следующий год? – Нацелены на максимальное распространение информации об инклюзии, разъяснение сложностей и плюсов, которые она дает. Той информации, которая даст «пищу» для ума, для размышлений и обсуждений. Текущий год был очень насыщен событиями, мероприятиями и конкурсами, семинарами и конференциями. Проведено 30 мероприятий, в которых приняло участие более восьми тысяч человек. В 2018 году в проекте «Создавая будущее» появятся новые направления по профилактике социального сиротства. Большое внимание уделим работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также замещающим семьям. По основным направлениям проекта взаимодействие продолжится. Нас ждет много интересного! Опубликовано: газета №238(4529) Читайте больше: Тюменские отличники побывали на необычном приеме у мэра Губернаторская елка собрала в Тюмени 900 талантливых ребят со всего региона
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце прошлого века: в 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открыли школу инклюзивного образования «Ковчег».
Елена Кашкарова || Фото из архива Елены Кашкаровой

А с осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц  с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в одиннадцати регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

После подписания в 2008 году Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которой говорится, что  в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, методика «включенного образования» стала внедряться повсеместно. О том, как обстоят дела с обучением детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, мы поговорили с автором проекта «Создавая будущее», депутатом Тюменской областной Думы Еленой Кашкаровой.

– Елена Витальевна, почему вы уделяете столько внимания просвещению горожан о внедрении инклюзивного образования? В обществе еще существуют мифы на его счет?

– Действительно, в проекте «Создавая будущее» на 2017 год выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Его включение продиктовано временем. Мы провели опрос среди 350 родителей и с сожалением выяснили, что больше 50 процентов не знают, что такое инклюзия. А это означает, что  в случае появления в окружении их детей, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реакция может быть непредсказуема и не всегда адекватно соответствовать ситуации. Поэтому мы просто обязаны работать в направлении просвещения родителей, педагогов, детей и подростков. Чем меньше будет непонимания и недосказанности, тем легче пройдет адаптация всех участников процесса. Проект «Создавая будущее» нацелен на работу с семьей,  в первую очередь с родителями, потому что для детей именно отношение родителей к тому или иному вопросу является образцом для подражания. Все страхи, переживания, непринятие родителями очень быстро перенимаются детьми. Если хотим решить какую-либо проблему, снять напряженность, то  и работать должны сначала с родителями. Когда взрослые получат ответы на волнующие их вопросы, они сами сумеют спокойно, в комфортной домашней обстановке, где ребенок проводит большую часть времени, правильно донести эту информацию до детей. 

– Если перечислить основные проблемы, которые волнуют родителей детей, у которых в группе или классе есть ребенок с ограниченными возможностями, то какие они?

– Снижение внимания педагогов к обычным детям, так как особый ребенок требует зачастую больше внимания к себе; непринятие ребенка-инвалида здоровыми детьми; «копирование» поведения особого ребенка с ментальными нарушениями; «заразность» некоторых заболеваний; отсутствие у педагогов квалификаций должного уровня для работы с такими детьми. Безусловно, это проблемы, но  к счастью, все они решаемы. 

– Инклюзивное образование внедряется по всей стране. Можно ли говорить о регионах-лидерах и какое место в этом процессе занимает Тюменская область?

– Тюменская область – экспериментальная площадка. Наш регион один из первых в России вошел в эту программу и показывает отличные результаты. Например, в 2017 году тюменский сад  № 133 признали одним из лучших в России в номинации «За развитие инклюзивных технологий и авторские методики обучения». Опыт по обучению и адаптации особых детей в школе № 70 г. Тюмени признан одним из самых успешных в стране, школа заняла второе место в номинации «Лучшая инклюзивная школа России». Этим нужно гордиться. 

– Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы инклюзивное образование внедрялось как можно более деликатно и дети с обеих сторон чувствовали себя комфортно в школах?

– Мы  в большинстве своем консерваторы. Все новое вызывает недоверие. Как  я уже сказала выше: нужно методично работать со всеми участниками процесса инклюзивного обучения – детьми, родителями, педагогами. Формы работы могут быть разными – лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, игры. Нужен активный диалог, в первую очередь, со стороны родителей – как здоровых детей, так  и детей с особенностями развития. Ну и, безусловно, большая нагрузка ложится на школьных психологов, учителей и руководителей. Их желание и умение строить эти отношения играют огромную роль.

– Чего в рамках проекта «Создавая будущее» вам удалось достичь в вопросе просветительской деятельности об инклюзии? Какие задачи ставите на следующий год?

– Нацелены на максимальное распространение информации об инклюзии, разъяснение сложностей и плюсов, которые она дает. Той информации, которая даст «пищу» для ума, для размышлений и обсуждений. Текущий год был очень насыщен событиями, мероприятиями и конкурсами, семинарами и конференциями. Проведено 30 мероприятий, в которых приняло участие более восьми тысяч человек. В 2018 году в проекте «Создавая будущее» появятся новые направления по профилактике социального сиротства. Большое внимание уделим работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также замещающим семьям. По основным направлениям проекта взаимодействие продолжится. Нас ждет много интересного!

Опубликовано: газета №238(4529)

Читайте больше:

Тюменские отличники побывали на необычном приеме у мэра

Губернаторская елка собрала в Тюмени 900 талантливых ребят со всего региона

1533Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Школьники состязались в знании татарского языка и литературы.
Все обязательства региональные власти выполняют в полном объеме.
Местами в образовательных учреждениях обеспечат дошколят всех возрастов.
Стартовала онлайн-олимпиада по математике для школьников всех возрастов.
Количество знатоков языка дипломатии существенно увеличилось на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Партия «Единая Россия» определила ключевые направления работы по реализации послания президента.
Причиной их плодородности, возможно, стали черви.
Мероприятие стало для ребят ежегодным.
Опрос
Каким мобильным приложением вы пользуетесь чаще всего?
Медицина 72
Образование 72
Транспорт72
ЖКХ 72
ЗАГС 72
Бизнес 72
Visit Tyumen
Другим
Региональными не пользуюсь

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное