Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

Музею Распутина в селе Покровском исполняется 25 лет

17.07.2017
10:42
Музею Распутина в селе Покровском исполняется 25 лет. Со дня первой экскурсии в музее Григория Распутина 17 июля 2017 года исполняется ровно 25 лет. . Со дня первой экскурсии в музее Григория Распутина 17 июля 2017 года исполняется ровно 25 лет. Материалы собирались задолго до этого, еще в советские времена, да и сам музей оформлялся не быстро, а вот первых своих экскурсантов (это были бизнесмены из Австрии), мы приняли только 17 июля 1992 года. Листая книгу отзывов, я вдруг осознала, что первая запись в ней сделана как раз в день памяти Царственных мучеников. Ведь именно в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в Екатеринбурге вся царская семья.  Я совершенно не склонный к мистике человек, но ведь как странно, что, когда Романовых везли из Тобольска в Екатеринбург, повозка остановилась в селе Покровском на том месте, где в 1914 году был серьезно ранен Распутин. Государь записал в своем дневнике: «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория». Просто удивительно… За 25 лет, которые существует наш музей, очень серьезно изменилась жизнь в стране. Выросло новое поколение, произошел технологический прорыв, но людей все равно интересует прошлое. Вы только подумайте, если раньше нужно было найти фотографа, привезти его в архив, сделать профессиональные фотографии документов и, рискуя засветить пленку при посадке в самолет, везти ее из Москвы в Тюмень, то сегодня достаточно зайти на сайт любого архива, где все отцифровано и выложено. Но какая-то ностальгия по тем временам во мне живет. За информацией тогда нужно было, как хорошему пловцу, нырнуть, выловить и изложить в новой статье или книге. Сегодня можно, никуда не ныряя, скользить по поверхности цифровых технологий, значит, и запоминать ничего не нужно. Зачем, если в любой момент нажал кнопку – и информация на экране. Так, например, уголовное дело о покушении на Распутина в трех томах, хранящееся в Тобольском архиве, уже с 2006 года находится в свободном доступе на сайте, и желающий может ознакомиться с первоисточником. Поверьте, любой музей имеет свою историю и свою драматургию. Наш музей не исключение: он родился, живет и развивается. Мы продолжаем работать в архивах, и находки из них порой очень серьезно корректируют устоявшиеся факты из биографии Распутина. Хранящиеся в Тюменском архиве ревизские переписи с 1701 года позволяют взять под сомнение версию о его коми-зырянских корнях. Судя по записям, есть большая вероятность того, что один из пращуров Распутина был не родным, а приемным сыном. И это, конечно же, вносит огромные изменения в предыдущие научные изыскания по этому вопросу. А еще меня чисто по-человечески поразила информация из метрических книг Ярковского ЗАГСа о том, что на глазах 16-летнего Григория Распутина утонул в Туре его родной семилетний брат Андрей. Произошло это 14 июля 1885 года. И 16-летний юноша не смог его спасти. Категория смерти вообще очень сильно влияет на сознание людей и очень часто формирует отношение к жизни. Пятимесячная родная сестра Распутина Анна, у которой он был крестным (а это большая ответственность в православном сознании), также умерла на его глазах. По всем этим метрическим документам из наших архивов нам удалось выяснить, что у родителей Распутина родилось 11 детей (не 9, как считалось ранее, а 11), а вот выжили только Григорий и его сестра Феодосия. Надеемся, что тюменские архивы хранят еще много интересных фактов, которые ждут своего часа. Коллекция музея постоянно пополняется. Что-то приносят люди, что-то находим, что-то покупаем… Хочется выразить огромную благодарность художнику Игорю Рязанцеву, написавшему после экскурсии портрет «Распутин» в своем оригинальном стиле филумизм. Он стал украшением нашего музея. А в декабре 2016 года к столетию со дня смерти Распутина известный московский художник Сергей Бессонов передал в дар музею авторскую картину «Чудесная помощь Григория Распутина». Большим событием стала передача в экспозицию музея погона с шинели Николая II и номерного бюста цесаревича Алексея академика Мокроусова известным тюменским меценатом В.И. Рябковым. Ну и конечно же, икона, написанная в первой четверти прошлого века в одном из рязанских монастырей. Передал ее в музей крупнейший коллекционер нашего города, генеральный директор фабрики «Заречье» С.А. Киверин. Все эти артефакты вызывают большой и искренний интерес посетителей музея. Совсем недавно большой удачей стала покупка на одном из зарубежных аукционов еще одного удивительного артефакта. Он пока даже не выставлен в музее, но мне хочется о нем рассказать. «Капричос»  Франсиско Гойи – иллюстрация к «Снам ра-зума, порождающих чудовищ».  С создания этой серии гравюр, по мнению многих искусствоведов, началась новая эпоха в искусстве Европы. Написал их Гойя в 1799 году. Гравюры одного испанского гения вдохновили другого – Сальвадора Дали, и в 1977 году он пишет свой вариант «Снов разума, порождающих чудовищ». Добавляет цвет, вносит в композицию свои образы, дополняет все это сюрреалистическими видениями. Одну из них Сальвадор Дали назвал «Распутин». Вышли они тиражом 200 штук, на каждой из них номер и карандашная подпись самого Сальвадора Дали.   Гравюру под номером 91 купили мы, и сегодня она находится в музее. Уверена, что здесь не обошлось без влияния музы Сальвадора Дали – его жены Елены Дьяконовой (Галы), бабушка которой была родом из Тобольска. Наверняка Гала рассказывала о своих поездках в Тобольск через село Покровское, родину Григория Распутина. Отсюда и появление гравюры под таким названием.    Оглядываясь на четвертьвековую историю музея, я понимаю, что сделано немало. Написано три книги о Распутине общим тиражом 25 тысяч экземпляров, фонды музея насчитывают более 4 000 экспонатов, собрана коллекция книг на разных языках мира в количестве более 500 штук.   Все больше туристов из разных уголков земного шара посещает музей нашего земляка, и хочется надеяться, что после двухчасовой экскурсии хотя бы часть мифов о Распутине, распространяемых на протяжении столетия, будет разрушена.  Наш музей назвали первым частным музеем в России.  Пусть село совсем не броское, Все ж прекрасно ты, Покровское. Нынче не дойти до сути: Кто же был такой Распутин? Вместе с ним не мыкал горя я  И не мне судить Григория. Ничего не смыслю в споре я, Пусть рассудит все история. Нити тайны не распутаны… Что же тянет нас  к Распутину?! Эти строки написаны поэтом Анатолием Смолиным после экскурсии по музею, и мы разделяем с ним каждое слово. Марина СМИРНОВА, директор музея Опубликовано: газета №126(4417) Читайте больше: Тюменский драмтеатр запускает новую абонементную программу Тюменцам предлагают принять участие в создании музейной экспозиции
Со дня первой экскурсии в музее Григория Распутина 17 июля 2017 года исполняется ровно 25 лет.
Художник Сергей Бессонов «Чудесная помощь Григория Распутина». Дар музею Распутина от автора

Со дня первой экскурсии в музее Григория Распутина 17 июля 2017 года исполняется ровно 25 лет. Материалы собирались задолго до этого, еще в советские времена, да и сам музей оформлялся не быстро, а вот первых своих экскурсантов (это были бизнесмены из Австрии), мы приняли только 17 июля 1992 года. Листая книгу отзывов, я вдруг осознала, что первая запись в ней сделана как раз в день памяти Царственных мучеников. Ведь именно в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в Екатеринбурге вся царская семья. 

Я совершенно не склонный к мистике человек, но ведь как странно, что, когда Романовых везли из Тобольска в Екатеринбург, повозка остановилась в селе Покровском на том месте, где в 1914 году был серьезно ранен Распутин. Государь записал в своем дневнике: «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория». Просто удивительно…

За 25 лет, которые существует наш музей, очень серьезно изменилась жизнь в стране. Выросло новое поколение, произошел технологический прорыв, но людей все равно интересует прошлое. Вы только подумайте, если раньше нужно было найти фотографа, привезти его в архив, сделать профессиональные фотографии документов и, рискуя засветить пленку при посадке в самолет, везти ее из Москвы в Тюмень, то сегодня достаточно зайти на сайт любого архива, где все отцифровано и выложено. Но какая-то ностальгия по тем временам во мне живет. За информацией тогда нужно было, как хорошему пловцу, нырнуть, выловить и изложить в новой статье или книге. Сегодня можно, никуда не ныряя, скользить по поверхности цифровых технологий, значит, и запоминать ничего не нужно. Зачем, если в любой момент нажал кнопку – и информация на экране. Так, например, уголовное дело о покушении на Распутина в трех томах, хранящееся в Тобольском архиве, уже с 2006 года находится в свободном доступе на сайте, и желающий может ознакомиться с первоисточником.

Поверьте, любой музей имеет свою историю и свою драматургию. Наш музей не исключение: он родился, живет и развивается. Мы продолжаем работать в архивах, и находки из них порой очень серьезно корректируют устоявшиеся факты из биографии Распутина. Хранящиеся в Тюменском архиве ревизские переписи с 1701 года позволяют взять под сомнение версию о его коми-зырянских корнях. Судя по записям, есть большая вероятность того, что один из пращуров Распутина был не родным, а приемным сыном. И это, конечно же, вносит огромные изменения в предыдущие научные изыскания по этому вопросу.

А еще меня чисто по-человечески поразила информация из метрических книг Ярковского ЗАГСа о том, что на глазах 16-летнего Григория Распутина утонул в Туре его родной семилетний брат Андрей. Произошло это 14 июля 1885 года. И 16-летний юноша не смог его спасти. Категория смерти вообще очень сильно влияет на сознание людей и очень часто формирует отношение к жизни. Пятимесячная родная сестра Распутина Анна, у которой он был крестным (а это большая ответственность в православном сознании), также умерла на его глазах. По всем этим метрическим документам из наших архивов нам удалось выяснить, что у родителей Распутина родилось 11 детей (не 9, как считалось ранее, а 11), а вот выжили только Григорий и его сестра Феодосия. Надеемся, что тюменские архивы хранят еще много интересных фактов, которые ждут своего часа.

Коллекция музея постоянно пополняется. Что-то приносят люди, что-то находим, что-то покупаем… Хочется выразить огромную благодарность художнику Игорю Рязанцеву, написавшему после экскурсии портрет «Распутин» в своем оригинальном стиле филумизм. Он стал украшением нашего музея. А в декабре 2016 года к столетию со дня смерти Распутина известный московский художник Сергей Бессонов передал в дар музею авторскую картину «Чудесная помощь Григория Распутина». Большим событием стала передача в экспозицию музея погона с шинели Николая II и номерного бюста цесаревича Алексея академика Мокроусова известным тюменским меценатом В.И. Рябковым. Ну и конечно же, икона, написанная в первой четверти прошлого века в одном из рязанских монастырей. Передал ее в музей крупнейший коллекционер нашего города, генеральный директор фабрики «Заречье» С.А. Киверин. Все эти артефакты вызывают большой и искренний интерес посетителей музея.

Совсем недавно большой удачей стала покупка на одном из зарубежных аукционов еще одного удивительного артефакта. Он пока даже не выставлен в музее, но мне хочется о нем рассказать. «Капричос»  Франсиско Гойи – иллюстрация к «Снам ра-зума, порождающих чудовищ». 

С создания этой серии гравюр, по мнению многих искусствоведов, началась новая эпоха в искусстве Европы. Написал их Гойя в 1799 году. Гравюры одного испанского гения вдохновили другого – Сальвадора Дали, и в 1977 году он пишет свой вариант «Снов разума, порождающих чудовищ». Добавляет цвет, вносит в композицию свои образы, дополняет все это сюрреалистическими видениями. Одну из них Сальвадор Дали назвал «Распутин». Вышли они тиражом 200 штук, на каждой из них номер и карандашная подпись самого Сальвадора Дали.

  Гравюру под номером 91 купили мы, и сегодня она находится в музее.

Уверена, что здесь не обошлось без влияния музы Сальвадора Дали – его жены Елены Дьяконовой (Галы), бабушка которой была родом из Тобольска. Наверняка Гала рассказывала о своих поездках в Тобольск через село Покровское, родину Григория Распутина. Отсюда и появление гравюры под таким названием.

   Оглядываясь на четвертьвековую историю музея, я понимаю, что сделано немало. Написано три книги о Распутине общим тиражом 25 тысяч экземпляров, фонды музея насчитывают более 4 000 экспонатов, собрана коллекция книг на разных языках мира в количестве более 500 штук. 

 Все больше туристов из разных уголков земного шара посещает музей нашего земляка, и хочется надеяться, что после двухчасовой экскурсии хотя бы часть мифов о Распутине, распространяемых на протяжении столетия, будет разрушена. 

Наш музей назвали первым частным музеем в России.

 Пусть село совсем не броское,

Все ж прекрасно ты,

Покровское.

Нынче не дойти до сути:

Кто же был такой Распутин?

Вместе с ним не мыкал горя я 

И не мне судить Григория.

Ничего не смыслю в споре я,

Пусть рассудит все история.

Нити тайны не распутаны…

Что же тянет нас 

к Распутину?!

Эти строки написаны поэтом Анатолием Смолиным после экскурсии по музею, и мы разделяем с ним каждое слово.

Марина СМИРНОВА, директор музея

Опубликовано: газета №126(4417)

Читайте больше:

Тюменский драмтеатр запускает новую абонементную программу

Тюменцам предлагают принять участие в создании музейной экспозиции

3261Просмотров

Читать далее
Гостем передачи «Литературные встречи», которую можно будет посмотреть в прямом эфире интернет-вещания студии «Тюменская область сегодня» в четверг, 22 октября в 12 часов, будет член Союза писателей России, поэт Александр Новопашин
В прямом эфире интернет-вещания студии «Тюменской области сегодня» 20 октября в 16 часов мы начинаем новый проект: «Уроки родиноведения» с Анатолием Омельчуком
Работы на конкурс картин с необычной темой ждут до 5 декабря
В команде «Ремарки» – известные театроведы, театральные критики, продюсеры и драматурги
Вскоре в широкий прокат выйдет фильм, к которому написал музыку тюменец
Речь идет не о вымерших животных
В понедельник, 19 октября, в 16 часов в прямом эфире передачи «Литературные встречи» зрители могут пообщаться с лауреатом Международной литературной премии «Югра» 2020 года, автором исторических романов и множества статей, членом Союза писателей России Вячеславом Софроновым
Опрос
Готовы ли вы поставить вакцину от новой коронавирусной инфекции?
Готов(а)
Уже привился(лась)
Согласен(на) на вакцинацию только за вознаграждение
Если бесплатно, то да
Не готов(а), но привит(а) по требованию работодателя
Категорически против этой прививки
У меня уже есть иммунитет на коронавирус
Я болею, мне нельзя ее ставить
Не готов(а)