Музею Распутина в селе Покровском исполняется 25 лет
Со дня первой экскурсии в музее Григория Распутина 17 июля 2017 года исполняется ровно 25 лет.
Со дня первой экскурсии в музее Григория Распутина 17 июля 2017 года исполняется ровно 25 лет. Материалы собирались задолго до этого, еще в советские времена, да и сам музей оформлялся не быстро, а вот первых своих экскурсантов (это были бизнесмены из Австрии), мы приняли только 17 июля 1992 года. Листая книгу отзывов, я вдруг осознала, что первая запись в ней сделана как раз в день памяти Царственных мучеников. Ведь именно в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в Екатеринбурге вся царская семья.
Я совершенно не склонный к мистике человек, но ведь как странно, что, когда Романовых везли из Тобольска в Екатеринбург, повозка остановилась в селе Покровском на том месте, где в 1914 году был серьезно ранен Распутин. Государь записал в своем дневнике: «В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория». Просто удивительно…
За 25 лет, которые существует наш музей, очень серьезно изменилась жизнь в стране. Выросло новое поколение, произошел технологический прорыв, но людей все равно интересует прошлое. Вы только подумайте, если раньше нужно было найти фотографа, привезти его в архив, сделать профессиональные фотографии документов и, рискуя засветить пленку при посадке в самолет, везти ее из Москвы в Тюмень, то сегодня достаточно зайти на сайт любого архива, где все отцифровано и выложено. Но какая-то ностальгия по тем временам во мне живет. За информацией тогда нужно было, как хорошему пловцу, нырнуть, выловить и изложить в новой статье или книге. Сегодня можно, никуда не ныряя, скользить по поверхности цифровых технологий, значит, и запоминать ничего не нужно. Зачем, если в любой момент нажал кнопку – и информация на экране. Так, например, уголовное дело о покушении на Распутина в трех томах, хранящееся в Тобольском архиве, уже с 2006 года находится в свободном доступе на сайте, и желающий может ознакомиться с первоисточником.
Поверьте, любой музей имеет свою историю и свою драматургию. Наш музей не исключение: он родился, живет и развивается. Мы продолжаем работать в архивах, и находки из них порой очень серьезно корректируют устоявшиеся факты из биографии Распутина. Хранящиеся в Тюменском архиве ревизские переписи с 1701 года позволяют взять под сомнение версию о его коми-зырянских корнях. Судя по записям, есть большая вероятность того, что один из пращуров Распутина был не родным, а приемным сыном. И это, конечно же, вносит огромные изменения в предыдущие научные изыскания по этому вопросу.
А еще меня чисто по-человечески поразила информация из метрических книг Ярковского ЗАГСа о том, что на глазах 16-летнего Григория Распутина утонул в Туре его родной семилетний брат Андрей. Произошло это 14 июля 1885 года. И 16-летний юноша не смог его спасти. Категория смерти вообще очень сильно влияет на сознание людей и очень часто формирует отношение к жизни. Пятимесячная родная сестра Распутина Анна, у которой он был крестным (а это большая ответственность в православном сознании), также умерла на его глазах. По всем этим метрическим документам из наших архивов нам удалось выяснить, что у родителей Распутина родилось 11 детей (не 9, как считалось ранее, а 11), а вот выжили только Григорий и его сестра Феодосия. Надеемся, что тюменские архивы хранят еще много интересных фактов, которые ждут своего часа.
Коллекция музея постоянно пополняется. Что-то приносят люди, что-то находим, что-то покупаем… Хочется выразить огромную благодарность художнику Игорю Рязанцеву, написавшему после экскурсии портрет «Распутин» в своем оригинальном стиле филумизм. Он стал украшением нашего музея. А в декабре 2016 года к столетию со дня смерти Распутина известный московский художник Сергей Бессонов передал в дар музею авторскую картину «Чудесная помощь Григория Распутина». Большим событием стала передача в экспозицию музея погона с шинели Николая II и номерного бюста цесаревича Алексея академика Мокроусова известным тюменским меценатом В.И. Рябковым. Ну и конечно же, икона, написанная в первой четверти прошлого века в одном из рязанских монастырей. Передал ее в музей крупнейший коллекционер нашего города, генеральный директор фабрики «Заречье» С.А. Киверин. Все эти артефакты вызывают большой и искренний интерес посетителей музея.
Совсем недавно большой удачей стала покупка на одном из зарубежных аукционов еще одного удивительного артефакта. Он пока даже не выставлен в музее, но мне хочется о нем рассказать. «Капричос» Франсиско Гойи – иллюстрация к «Снам ра-зума, порождающих чудовищ».
С создания этой серии гравюр, по мнению многих искусствоведов, началась новая эпоха в искусстве Европы. Написал их Гойя в 1799 году. Гравюры одного испанского гения вдохновили другого – Сальвадора Дали, и в 1977 году он пишет свой вариант «Снов разума, порождающих чудовищ». Добавляет цвет, вносит в композицию свои образы, дополняет все это сюрреалистическими видениями. Одну из них Сальвадор Дали назвал «Распутин». Вышли они тиражом 200 штук, на каждой из них номер и карандашная подпись самого Сальвадора Дали.
Гравюру под номером 91 купили мы, и сегодня она находится в музее.
Уверена, что здесь не обошлось без влияния музы Сальвадора Дали – его жены Елены Дьяконовой (Галы), бабушка которой была родом из Тобольска. Наверняка Гала рассказывала о своих поездках в Тобольск через село Покровское, родину Григория Распутина. Отсюда и появление гравюры под таким названием.
Оглядываясь на четвертьвековую историю музея, я понимаю, что сделано немало. Написано три книги о Распутине общим тиражом 25 тысяч экземпляров, фонды музея насчитывают более 4 000 экспонатов, собрана коллекция книг на разных языках мира в количестве более 500 штук.
Все больше туристов из разных уголков земного шара посещает музей нашего земляка, и хочется надеяться, что после двухчасовой экскурсии хотя бы часть мифов о Распутине, распространяемых на протяжении столетия, будет разрушена.
Наш музей назвали первым частным музеем в России.
Пусть село совсем не броское,
Все ж прекрасно ты,
Покровское.
Нынче не дойти до сути:
Кто же был такой Распутин?
Вместе с ним не мыкал горя я
И не мне судить Григория.
Ничего не смыслю в споре я,
Пусть рассудит все история.
Нити тайны не распутаны…
Что же тянет нас
к Распутину?!
Эти строки написаны поэтом Анатолием Смолиным после экскурсии по музею, и мы разделяем с ним каждое слово.
Марина СМИРНОВА, директор музея
Опубликовано: газета №126(4417)
Читайте больше:
Тюменский драмтеатр запускает новую абонементную программу
Тюменцам предлагают принять участие в создании музейной экспозиции